Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: Путь исканий Пьера Безухова (по роману Л.Н.Толстого Война и мир - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: Путь исканий Пьера Безухова (по роману Л.Н.Толстого Война и мир


Автор(ы): Шульга Лидия Николаевна, директор, учитель русского языка, литературы, МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  1. На материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования.
  2. Познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию.
  3. Работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа.
  4. Воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться.
  5. Совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.
Тип урока: двухчасовой урок-семинар
Оборудование урока:
  1. Фрагменты видеофильма “Война и мир”
  2. Материалы фотовыставки “Лев Толстой”
  3. Текст романа
План урока:
  1. Вступительная беседа с учащимися -10 мин.
  2. Пояснения. Комментарии учителя между сообщениями - 2 мин.
  3. Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем” - 10 мин.
  4. Сообщение “Благотворительная деятельность Пьера” - 10 мин.
  5. Сообщение “Любовь в жизни Пьера Безухова” - 10 мин.
  6. Сообщение “Пьер на Бородинском поле” - 10 мин.
  7. Сообщение “Пьер в плену” -10 мин.
  8. Работа с текстом, обобщение - 18 мин.
  9. Задание на дом - 5 мин.
  10. Оценки за урок, комментирование - 2 мин.
  11. Рассказ о фильме С. Бондарчука “Война и мир”, экранизация романа за рубежом - 5 мин.
Учащиеся в течение урока работают в тетрадях по литературе над планом-конспектом.
Фрагменты из видеофильма показываются во время выступления 4-го докладчика “Пьер на Бородинском поле”.
Оформление доски: “Люди, как реки…” (Л.Толстой); “…Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь так просто”. (Л.Толстой); иллюстрации к роману из фотовыставки.

Ход урока

Вступительная беседа
Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!
- Вот как вы понимаете это высказывание Толстого? (Дети высказываются)
Да, этим сравнением Толстой подчёркивает многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. Люди, как реки…
- Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?
Да, ни всё семейство Курагиных, ни мать и сын Друбецкие, ни Долохов, ни Жюли Карагина, ни Берг и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняются на протяжении романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно, их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателя.
- А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?
(“Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование- единственный путь к справедливости, правде”…)
- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?
Конечно, любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых всё же отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дорогие писателю Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках”простоты, добра и правды”. Сегодня на семинаре мы и рассмотрим вопрос “Путь исканий Пьера Безухова”.
(Учащиеся записывают тему в тетради, учитель обращает внимание на иллюстрации на доске, которые являются символами сегодняшнего урока, предлагает прочитать и записать эпиграф к уроку; говорит о дальнейшей работе над планом-конспектом в тетрадях).
- Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя, обратитесь к 1 главе 1 тома.
(Учащиеся отвечают, приводят цитаты).
Да, действительно, унизительное и неопределённое положение в свете угнетало Пьера. Кто он: граф Безухов или просто мсье Пьер, даже без фамилии. “Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне”. Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Один Андрей любит Пьера такого, какой он есть…
Поначалу эта дружба удивляет: они такие разные! И семь лет разницы -много, когда одному из друзей двадцать. Эти семь лет отразились в том “Вы”, которое говорит Пьер Андрею, и в “ты” Андрея, странном в устах этого сдержанного человека.
- Где и когда они успели так близко познакомиться?
Скоро мы прочтём в письме сестры князя Андрея, что она знает Пьера с детства. Их отцы - старик Болконский и Безухов - екатерининские вельможи; нет ничего удивительного, что дети могли быть знакомы. Но теперь, когда они стали взрослыми, что их объединяет?
(Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем”)
Затем учащимся предлагается открыть т 2,ч 2 (чтение по ролям “Встреча Пьера и Андрея).
- В чём суть спора князя Андрея и Пьера? Чья позиция вам ближе? Почему?
Оба в чём-то правы и оба могут оказаться неправы. Но оба они напряжённо и мучительно ищут своего места в жизни, хотят приносить людям пользу. Может, с этого и начинается человек - с недовольства собой, с поисков и метаний?
И, знаете, о чём я всегда думаю, читая об этом свидании? Как часто мы боимся оскорбить горе, в которое погружены наши друзья, боимся причинить им боль напоминанием о том, что жизнь продолжается, и оставляем близких людей погружёнными в отчаяние. А Пьер не побоялся и оказался прав. Это он совершил толчок, без которого внутреннее возрождение князя Андрея было бы невозможно.
И, может быть, старик Болконский и княжна Марья поняли это, ведь когда князь Андрей привёз к ним Пьера, отец и сестра Андрея были очень ласковы с гостем, а после его отъезда говорили о нём только хорошее.
Все русские классики “подвергали проверке” нравственность, степень духовности своих героев. Не отошёл от этого и Толстой. Все его любимые герои: Пьер, Наташа, князь Андрей, старик Болконский - все они совершали жестокие ошибки. Не ошибается Берг, не ошибается Борис, не ошибается Соня - и потому Толстой не любит их. А те, кого он любит, ошибаются - и Толстой беспощадно показывает их заблуждения. Что касается Пьера, то он совершил много нелепых и непоправимых поступков: защищал революцию и Наполеона в гостиной Шерер; нарушил данное князю честное слово и поехал к Курагину, чтобы участвовать в буйных шалостях с медведем (помните?), поддался низменному чувству к Элен и женился на ней.
(Сообщение “Любовь в жизни Пьера”)
Много разочарований испытал Пьер Безухов. Незнание жизни, наивность, простодушие приводят к тому, что терпит крах его попытка улучшить положение крестьян. Поиски истины приводят его к масонству.
(Ученикам предлагается прочитать в учебнике статью о масонстве, обращается внимание на правописание этого слова).
Да, многие декабристы прошли через масонские ложи, во время южной ссылки вступил в масоны и Пушкин. Вокруг масонов было создано вполне определённое общественное мнение: их считали нарушителями спокойствия, чуть ли не бунтовщиками. Слово “фармазон”, ругательное в устах добродетельных помещиков, произошло от искажённого “франкмасон”. Вы помните, как в “Горе от ума” графиня - бабушка спрашивает о Чацком: “Что? К фармазонам в клоб? Пошёл он в пусурманы”? И об Онегине соседи судачили: “Он фармазон, он пьёт одно стаканом красное вино”.
Зачем люди шли в масонские ложи? Каждый за своим. Позже мы увидим, как среди масонов окажется Борис Друбецкой. А уж этот не истины ищет, не разрешает вопросов о добре и зле. Многие, как он, становились масонами, чтобы иметь среди своих “братьев” людей влиятельных и знатных, пользоваться их помощью в самых земных делах. Но многих, в их числе и Пьера, влекло нечто другое.
(Сообщение Благотворительная деятельность Пьера Безухова”)
Вы...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 6586

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340