Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Гендерная социализация школьников - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Гендерная социализация школьников


Автор(ы): Бабушкина Наталья Николаевна, учитель начальных классов; Ковырзина Ольга Борисовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
О.Б.: Наша задача – сделать вас единомышленниками, союзниками. Это случается вовсе не каждый раз. Очень часто приходится наталкиваться на упорное сопротивление непривычным идеям. И чтобы преодолеть его нужно найти такие «аргументы и факты», которые сработают именно в этом конкретном случае. Например, суметь убедить в том, что соблюдение принципа гендерного равенства – одно из важнейших условий нормального функционирования демократического общества. Ведь демократия означает, прежде всего, ответственность и заинтересованность всех граждан - как мужчин, так и женщин – в делах общества.
Н.Н.: До сих пор, в соответствии с традициями, считается, например, что мужчина непременно должен быть сильным, рвущимся к власти, должен много зарабатывать. А женщина – социально пассивной, домашней, уютной, зависимой от мужа.
О.Б.: Но жизнь опрокидывает эти стереотипы. И мужчинам, и женщинам пришлось в годы реформ в своем реальном поведении отказаться от них. Тысячи женщин оказались гораздо более приспособленными к новым временам в России, чем их мужья. Многие из них возглавили крупные предприятия, открыли свое дело. Их мужьям пришлось взять на себя заботу о доме и детях. Они освоили новые роли.
Н.Н.: Но не поменяли в соответствии с ними отношение к своей идентичности – к тому, что соответствует «мужественности» и « женственности». Отсюда – домашние ссоры, недовольство собой и жизнью, постоянные стрессы. Согласно статистике число самоубийств среди мужчин трудоспособного возраста было почти в 8 раз выше, чем среди женщин. Отравление алкоголем выше в 6 раз. Печальная статистика.
О.Б.: Гендерное просвещение является одним из способов избежать таких катастроф. Оно ориентирует людей на новую реальность, с новыми ценностями и нормам социального поведения.
Н.Н.: Я с вами, О.Б., не согласна, и хочу задать вопрос нашей аудитории: а как вы считаете мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному? ( Выслушать мнения)
Н.Н.: Я считаю, что девочек и мальчиков нужно воспитывать по-разному. У них должны быть разные роли, ценности и поведение. Девочка должна выполнять свое природное предназначение. Девочку нужно воспитывать как будущую мать или скорее всего, как будущую жену.
О.Б.: То есть вы хотите сказать, что воспитание мальчиков имеет милитаристический характер, а девочек – унижающий их человеческое достоинство?
Н.Н.: Да, обычно девочки не защищают себя. Они пугаются любой угрозы или даже грубых слов. Они боятся кричать потому что это не женственно. Это говорю я из своей практики работы в школе. Родителям была предложена анкета из 11 вопросов по теме « Влияние семейных отношений на формирование гендерных ролей». Ответы показали, что 75 % родителей считают, что девочек и мальчиков надо воспитывать по- разному. На уровне первичной социализации « в кругу семьи» уже происходит ориентация на патриархальные ценности. Родители считают, что в мальчиках надо воспитывать мужественность, смелость, ответственность, порядочность, уверенность. А в девочках нежность, ласку, доброту, чистоплотность, уважение, качества необходимые будущей женщине – матери, а мальчику соответственно будущему отцу – главе семейства. Применяют насильственные методы воспитания к мальчикам 30% родителей, к девочкам – 8 %.
О.Б.: Это самое страшное последствие такого воспитания – принятие насилия над собой и последующее самообвинение. Девочкам прививают второсортность. Им говорят, что мужчины умны, а женщины глупы; что они должны отвечать не только за свое поведение, но и за поведение мужчины. Первые уроки презрения к своему полу девочка обычно получает от своей матери. Выходит, что семейное воспитание исходит из патриархальных традиций, не предполагающих соблюдение равноправия среди мужчин и женщин. Исповедуя гендерный подход в педагогике мои единомышленники утверждают, что мужчины и женщины имеют биологические и индивидуальные различия, но эти различия не могут быть основанием для установления иерархии между людьми или иной дискриминации по признаку пола.
Н.Н.: В наше время поло - ролевой подход настолько востребован, что и в его рамках и за его пределами используются понятия мужской и женской роли. О.Б., давайте постараемся дать научное обоснование своим словам? Пол – это анатомические, гормональные и физиологические различия между мужчинами и женщинами.
О.Б.: Гендер – это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующего для мужчин и для женщин. ( Э. Гидденс, цитируется по кн. С. Айвазовой « Гендерное равенство в контексте прав человека» М., 2001, с.6).
Гендер, по мнению исследователей, самый ранний, центральный и активно – организующий компонент « Я – концепции» личности, одна из системообразующих, фундаментальных ее структур ( Клецина И., 2003). Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой сложную систему, включающую в себя гендерную идентичность, маскулинные и фемининные черты, гендерные стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.
Маскулинность и фемининность – это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Как правило, представления о нормативной фемининности и маскулинности в той или иной культуре существуют в виде устойчивых социальных феноменов – гендерных стереотипов.
Гендерные стереотипы – это разновидность социальных стереотипов, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям « мужское» и « женское».
Гендерные установки – субъективная готовность индивида к поведению, выражающему его гендерную идентичность, стремление к исполнению гендерной роли.
Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Гендерные роли зависят от культуры и от исторической эпохи. Согласно теории Хофстеде различия в гендерных ролях зависят от степени социополовой дифференциации в культурах или степени маскулинности и фемининности той или иной культуры.
Н.Н.: В процессе социализации ребенок проходит два этапа: сначала как объект общественных отношений, а затем как их субъект. Как к объекту социальная среда предъявляет к человеку определенные требования, ролевые ожидания, сообщает основные моральные нормы и ценности. Социализируясь, ребенок усваивает эти правила. Школа, это та социальная среда, где ребенок начинает активно действовать как субъект общественных отношений.
О.Б.: Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Почти однозначно, что мальчиков не воспитывают как будущих отцов или мужей, а только как мужчин. Мальчикам внушают что они должны уметь драться, никого не бояться. Милитаристическое воспитание имеет своим результатом агрессивного мужчину, желающего воевать, жаждущего геройства и совершения подвигов. Русская мужественность – в беспробудном пьянстве, нелитературной речи, в желании подчинить всех домочадцев. Мальчики теряют образец для подражания. Все это сложившиеся стереотипы.
Н.Н.: Наблюдения ,проведенные в начальных классах, показали, что проступки мальчиков вызывают иную реакцию учителей, чем провинности девочек. Мелкие нарушения дисциплины, сделанные девочками, вызывают активное неодобрение учителями. Тогда как такие же действия мальчиков « сходят им с рук». Со стороны учителей и родителей на девочек оказывается сильное давление с тем чтобы заставить их беспрекословно подчи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1696

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340