Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Многообразие и структура биоценозов
Автор(ы): Говорун Тамара Павловна, учитель биологии и химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: образовательная: показать учащимся многообразие биоценозов, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умения сравнивать, формулировать выводы; воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению порученного задания; понимания важности сохранения видового разнообразия в биосфере. Тип урока: комбинированный. Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, работа с опорным конспектом, работа с мультимедийным проектором. Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах. Обеспечение занятия: книги: - С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности», учебник для 9 класса; «Дрофа», М:2004.
- Р. Орр «Секреты природы», «Дорлинг Киндерсли Лимитед», Лондон,1995.
- «Русские народные сказки и былины», М.: Терра, 1999 (сказка «Лягушка царевна»)
- М. Х. Левитман «Экология - предмет: интересно или нет?» - СПб.:Лениздат; издательство «Союз», 2001.
таблицы: - «Ярусная структура лиственного леса»;
- «Водный биоценоз».
мультимедийная презентация: - «Клеточное строение»;
- «Экологическая пирамида»;
- «Цепи питания»; материал можно взять из учебного пособия 1С: Школа: «Экология.1—11 класс», под редакцией А.К. Ахлебина, В. И. Сивоглазова, лицензионная копия «1С» и «Дрофа».
раздаточный материал для учащихся: карточки с названиями растений и животных для составления цепей питания. Ход и методика проведения урока 1. Организация учащихся (1-2 минуты) 2. Введение в урок (5-7 минут) Обобщающее повторение по теме «Клетка» (так как урок проводится в конце учебного года, то в рамках каждого урока вводится обобщающее повторение изученного ранее материала для подготовки к выпускным экзаменам). - фронтально – каждый ученик проговаривает свои ассоциации (слово, фраза), связанные со словом «клетка»;
- 1-й ряд по парам составляют синквейн (см. приложение) с понятием «клетка»;
- мультимедийная презентация под современную музыку помогает восстановить знания;
- фронтально отвечаем на вопросы, связанные с темой.
3. Домашнее задание (3 минуты) - повторить материал главы 2 (систематика);
- § 52;
- творческое задание по желанию на стр. 240;
- для учащихся, сдающих по выбору экзамен по биологии рис. 123.
4. Изучение нового материала (20-25 минут) … Поля и пестрые цветы, И с гор струящиеся воды – Отдельно взятые черты Всецельно дышащей природы: Какая вас связала нить, Одна другой светлей и краше? Каким законом объяснить Родство таинственное наше? А. Толстой Учитель зачитывает эпиграф к уроку, беседует с детьми о том, почему и зачем он использован, причем нет ничего страшного в том, что учащиеся не смогут правильно трактовать задуманное, к эпиграфу предстоит вернуться в конце урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Фронтальная беседа (актуализация знаний учащихся): - что такое биоценоз? чем он отличается от биогеоценоза? - какие факторы влияют на биоценоз? - в чем проявляется влияние биотических факторов? - зачем организмы вступают друг с другом в контакт? 1. Видовое разнообразие биоценозов (учащиеся делают запись в тетради). (Беседа с учащимися.) Учитель: приведите примеры биоценозов (сопровождаем показом фото, таблиц). (Учащиеся называют различные биоценозы.) Учитель: все, приведенные вами примеры верные и очень разные, но есть в них и общее, например, многообразие видов, присущее для каждого названного биоценоза. А для чего это нужно? Как виды связаны между собой? (Выслушиваются мнения учеников.) Учитель: как такое большое количество видов помещается в биоценоз, не мешая друг другу? Должны ли виды, входящие в конкретный биоценоз, иметь строгие границы или законы их размещения? Выслушиваются мнения учащихся (я всегда стараюсь выслушивать и неверные мнения, не комментируя их, и не говоря заранее, что мнение не верно, но обязательно в конце урока мы возвращаемся к такому мнению, и учащийся сам исправляет свои ошибки). 2. Структура биоценоза. (Учащиеся делают запись в тетради.) Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника стр. 241-243. Беседа по прочитанному материалу. - Так какова же пространственная структура биоценоза лиственного леса? (ответ сопровождается опорой на таблицу); Вводится понятие « ярусность», определение записывается в тетрадь.
- Каковы особенности водного биоценоза? (Ответ сопровождается опорой на таблицу.)
- Что общего во всех биоценозах? Что обязательно должно присутствовать в каждом из них?
- Как связаны между собой живые организмы в биоценозах? Как называются такие отношения?
(Как правило, учащиеся не затрудняются с ответами, но учитель всегда корректирует и дополняет ответ ученика.) 3. Цепи питания. (Учащиеся делают запись в тетради.) Учитель: Оказывается, о таких отношениях люди знали очень-очень давно, даже сочиняли сказки. Не верите, послушайте! (Читается фрагмент сказки «Лягушка царевна» учащиеся в этот момент закрывают глаза, расслабляются и отдыхают.) - Просмотр мультимедийной презентации «Цепи питания»;
- Учитель предлагает ученикам, в прослушанном сказочном фрагменте, назвать продуцентов, консументов и редуцентов, если таковые есть. (Обсуждение результатов.)
- Учащиеся записывают определение и правила составления цепи питания в тетрадь;
- Учитель обращает внимание на направление стрелок в цепях питания. Слева на право и объясняет, по...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2004
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|