Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Многообразие и структура биоценозов - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Многообразие и структура биоценозов


Автор(ы): Говорун Тамара Павловна, учитель биологии и химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
образовательная: показать учащимся многообразие биоценозов, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания;
развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умения сравнивать, формулировать выводы;
воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению порученного задания; понимания важности сохранения видового разнообразия в биосфере.
Тип урока: комбинированный.
Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, работа с опорным конспектом, работа с мультимедийным проектором.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Обеспечение занятия:
книги:
  • С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности», учебник для 9 класса; «Дрофа», М:2004.
  • Р. Орр «Секреты природы», «Дорлинг Киндерсли Лимитед», Лондон,1995.
  • «Русские народные сказки и былины», М.: Терра, 1999 (сказка «Лягушка царевна»)
  • М. Х. Левитман «Экология - предмет: интересно или нет?» - СПб.:Лениздат; издательство «Союз», 2001.
таблицы:
  • «Ярусная структура лиственного леса»;
  • «Водный биоценоз».
мультимедийная презентация:
  • «Клеточное строение»;
  • «Экологическая пирамида»;
  • «Цепи питания»; материал можно взять из учебного пособия 1С: Школа: «Экология.1—11 класс», под редакцией А.К. Ахлебина, В. И. Сивоглазова, лицензионная копия «1С» и «Дрофа».
раздаточный материал для учащихся: карточки с названиями растений и животных для составления цепей питания.
Ход и методика проведения урока
1. Организация учащихся (1-2 минуты)
2. Введение в урок (5-7 минут)
Обобщающее повторение по теме «Клетка» (так как урок проводится в конце учебного года, то в рамках каждого урока вводится обобщающее повторение изученного ранее материала для подготовки к выпускным экзаменам).
  • фронтально – каждый ученик проговаривает свои ассоциации (слово, фраза), связанные со словом «клетка»;
  • 1-й ряд по парам составляют синквейн (см. приложение) с понятием «клетка»;
  • мультимедийная презентация под современную музыку помогает восстановить знания;
  • фронтально отвечаем на вопросы, связанные с темой.
3. Домашнее задание (3 минуты)
  • повторить материал главы 2 (систематика);
  • § 52;
  • творческое задание по желанию на стр. 240;
  • для учащихся, сдающих по выбору экзамен по биологии рис. 123.
4. Изучение нового материала (20-25 минут)
… Поля и пестрые цветы,
И с гор струящиеся воды –
Отдельно взятые черты
Всецельно дышащей природы:
Какая вас связала нить,
Одна другой светлей и краше?
Каким законом объяснить
Родство таинственное наше?
А. Толстой
Учитель зачитывает эпиграф к уроку, беседует с детьми о том, почему и зачем он использован, причем нет ничего страшного в том, что учащиеся не смогут правильно трактовать задуманное, к эпиграфу предстоит вернуться в конце урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Фронтальная беседа (актуализация знаний учащихся):
- что такое биоценоз? чем он отличается от биогеоценоза?
- какие факторы влияют на биоценоз?
- в чем проявляется влияние биотических факторов?
- зачем организмы вступают друг с другом в контакт?
1. Видовое разнообразие биоценозов (учащиеся делают запись в тетради).
(Беседа с учащимися.)
Учитель: приведите примеры биоценозов (сопровождаем показом фото, таблиц). (Учащиеся называют различные биоценозы.)
Учитель: все, приведенные вами примеры верные и очень разные, но есть в них и общее, например, многообразие видов, присущее для каждого названного биоценоза. А для чего это нужно? Как виды связаны между собой? (Выслушиваются мнения учеников.)
Учитель: как такое большое количество видов помещается в биоценоз, не мешая друг другу? Должны ли виды, входящие в конкретный биоценоз, иметь строгие границы или законы их размещения?
Выслушиваются мнения учащихся (я всегда стараюсь выслушивать и неверные мнения, не комментируя их, и не говоря заранее, что мнение не верно, но обязательно в конце урока мы возвращаемся к такому мнению, и учащийся сам исправляет свои ошибки).
2. Структура биоценоза. (Учащиеся делают запись в тетради.)
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника стр. 241-243. Беседа по прочитанному материалу.
  • Так какова же пространственная структура биоценоза лиственного леса? (ответ сопровождается опорой на таблицу); Вводится понятие « ярусность», определение записывается в тетрадь.
  • Каковы особенности водного биоценоза? (Ответ сопровождается опорой на таблицу.)
  • Что общего во всех биоценозах? Что обязательно должно присутствовать в каждом из них?
  • Как связаны между собой живые организмы в биоценозах? Как называются такие отношения?
(Как правило, учащиеся не затрудняются с ответами, но учитель всегда корректирует и дополняет ответ ученика.)
3. Цепи питания. (Учащиеся делают запись в тетради.)
Учитель: Оказывается, о таких отношениях люди знали очень-очень давно, даже сочиняли сказки. Не верите, послушайте! (Читается фрагмент сказки «Лягушка царевна» учащиеся в этот момент закрывают глаза, расслабляются и отдыхают.)
  • Просмотр мультимедийной презентации «Цепи питания»;
  • Учитель предлагает ученикам, в прослушанном сказочном фрагменте, назвать продуцентов, консументов и редуцентов, если таковые есть. (Обсуждение результатов.)
  • Учащиеся записывают определение и правила составления цепи питания в тетрадь;
  • Учитель обращает внимание на направление стрелок в цепях питания. Слева на право и объясняет, по...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2004

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340