Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Элективный курс по биологии Лекарство и человек - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Элективный курс по биологии Лекарство и человек


Автор(ы): Маилян Нонна Романовна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Программа данного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. На его изучение отводится 17 часов, по 1 часу в неделю.
Предмет фармакологии-лекарства, интересны всем и каждому, поскольку приходится повсеместно сталкиваться с ними в реальной жизни. Далеко не каждого интересует причина заболевания, однако всех волнует вопрос о том, как и чем необходимо лечиться. Современная медицина не в состоянии обойтись без лекарственных препаратов, которые с каждым днём совершенствуются и модернизируются. Вместе с этим растёт объём информации по данному вопросу, которая порой не обоснована, и одной из задач, которой данный курс ставит перед собой, это предостеречь учащихся от самолечения, и показать, что только профессионал способен правильно распорядиться лекарством. На мой взгляд, именно модульные курсы такого характера вызывают познавательный интерес учащихся и способствуют осознанному выбору профиля обучения в старшей школе.
В процессе реализации программы создаются условия для самостоятельной деятельности, что содействует развитию умений работать с большими объёмами информации, выявлять проблемные вопросы, пытаться найти ответы.
Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда, развить свои способности и выйти на жизненное самоопределение.
Задачи курса:
  • сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной развитие личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, ответственности к себе и своему здоровью
  • стимулирование потребности в труде, приобщение к коллективной деятельности
  • развитие коммуникативных способностей.
  • создать условия для самостоятельного выполнения мини-проектов, презентаций, содействуя развитию умений работать с большими объёмами информации
  • обеспечить усвоение учащимися первичных знаний о фармакологии
  • воспитывать осторожность в обращении с лекарствами, соблюдать правила их хранения
Содержание курса.
Учебно-тематический план.
Содержание Всего часов Теоретическая часть Практическая часть Форма занятий Форма подведения итогов
Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина. 3 2 1 Лекции
Экскурсии
Презентация.
Взаимодействие лекарств с организмом. 6 4 2 Лекции
Экскурсии
Презентация, отчет.
Современные лекарственные средства 6 3 3 Лекции
Экскурсии
Практич. работы
Проект
Итоговое занятие 2 2 Семинар
Итого: 17 9 8
Тема 1. Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина (3 часа).
  1. Зарождение фармакологии на стыке биологии и химии.
  2. Алхимия и иатрохимия. Фармакогнозия и фармакология
  3. Темы презентаций (на выбор): Лекарства и яды. Ядовитые растения. Яды – орудие наказания в средневековье. Яды и противоядия.
  4. Экскурсия в Медицинскую академию.
Тема 2. Взаимодействие лекарств с организмом(6 часов).
  1. Законы взаимодействия организма и лекарств. Действие лекарств на организм. Почему важна концентрация препарата? Зависит ли доза лекарства от пола, возраста, массы, расы, индивидуальных особенностей?
  2. Темы презентаций (на выбор): История появления шприца. Способы введения лекарственных средств. Пути выведения лекарств из организма.
  3. Экскурсия в поликлинику и больницу.
Тема 3. Современные лекарственные средства (6 часов).
  1. Классификация и номенклатура лекарств. Источники лекарственных средств. Витамины. Гомеопатические средства. Лекарственные растения. Фитотерапия. Лекарственные формы. Рецепт.
  2. Темы мини-проектов (на выбор): Медицина народная и научная. “Зелёная” аптечка. Моя домашняя аптечка. “Подобное лечит подобное”. Лечебные свойства лекарственных растений. Рецепт уполномочен выписать только врач.
  3. Экскурсия в аптеку.
Практические работы:
1.Приготовление настоев и отваров.
2. Определение лекарственных растений.
3. Комплектование домашней аптечки
4. Правила пользования домашней аптечкой
Тема 4. Итоговое занятие (2часа).
  1. Представление индивидуальных и групповых презентаций, мини-проектов, анализ и рефлексия, оценка и самооценка, выбор двух лучших работ на школьный тур научно-практической конференции.
Формы и методы.
Формами обучения курса являются лекции с элементами беседы, дискуссии, проектная деятельность, семинарские занятия, экскурсии, практические работы. При проведении уроков предполагаются демонстрации фильмов, слайдов, учебных дисков, выходы в аптеки и поликлиники, на кафедры ИГМА, встречи с мед. персоналом школы и поликлиники. Такое многообразие форм является одним из факторов развития компетентностей учащихся. Основной технологией обучения является личностно-деятельностный подход, а доминирующим методом - метод проектов. Он основан на понимании учеником того, для чего ему необходимы данные знания и где он их может потом применить. Учитывая возраст учащихся, проекты будут носить, в основном, информационный характер, и представляться в форме презентаций Power Point. Такие проекты готовят учащихся к профильному обучению и будут иметь продолжение в 10-11 классах уже в виде исследовательских проектов. Поскольку при проектной методике проблемы для ученика приобретают личностный смысл, возрастает мотивация, а в конечном счете и качество знаний.
Таким образом, данный курс способствует не только расширению предметных знаний и умений, но усиливает практическую и жизненную направленность, что очень важно при предпрофильной подготовке в современных условиях компетентностно-деятельностного подхода.
Ожидаемые результаты.
Данный курс поможет учащимся в выборе будущего профиля и, возможно, профессии.
Учащиеся приобретут новые знания по биологии сверх базового курса (фармакология, её значение, новые лекарственные средства).
Ученики приобретут азы проектной методики, благодаря которой научатся самостоятельно решать проблемы и получать результат.
В программе распределение времени дано ориентировочно, при желании оно может меняться за счёт сокращения или увеличения практической части. Именно с этой целью перечень экскурсий, практических работ и тем мини-проектов достаточно вариативен.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Лекции.
Рекомендуется начинать лекции с проблемных вопросов или ситуаций, возможны дискуссии, активные обсуждения.
На занятиях рекомендуется рассмотреть историю зарождения фармакологии, упомянув об Аптекарском приказе, который давал распоряжения о сборе местных лекарственных трав и кореньев, рассказать о первых рецептурных прописях, сигнатурах, назвать имя...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1696

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340