Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Имя числительное
Автор(ы): Шапиянова Галия Уахасовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - обобщение и систематизация знаний по теме «Имя числительное»,
- развитие творческих способностей учащихся,
- воспитание уважения и любви к родному краю.
Оборудование: - компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация Mikrosoft Office Power Point,
- карта-схема г. Саратова, виды Саратова,
- «Путевые листы».
ХОД УРОКА Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию по столице нашей губернии городу Саратову. (Приложение. Слайд № 1) Но прежде чем вдоль круч горбатых В него войдём с рожденьем дня, Скажу, чем славен наш Саратов И чем он дорог нам, друзья! Город имеет богатую историю, которая неразрывно связана с судьбами русского народа. Здесь бушевало пламя крестьянских войн под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Волжский город дал миру « российского Прометея», писателя Н.Г.Чернышевского, с творчеством которого вы познакомитесь в старших классах. В дни Великой Отечественной войны Саратов стал ремонтной и госпитальной базой. Здесь обрёл крылья космонавт №1 – Юрий Гагарин. Саратов – город высокой музыкальной жизни и театральной культуры. Это город-труженик, город-строитель, город на главной улице России – Волге, город со славным прошлым и прекрасным будущим. Наша экскурсия образовательная. А что такое экскурсия? Дети дают свои определения; ответ на поставленный вопрос завершается обращением одного ученика к «Толковому словарю». Ученик зачитывает по «Толковому словарю»: Экскурсия – 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо. 2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью. Учитель: Итак, в классе есть всё необходимое для экскурсии: карта-схема города, виды Саратова, у каждого имеются «Путевые листы», таблицы «Разряды имён числительных». Сегодня вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – одна из важных частей речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Итак, тема нашего урока: Имя числительное. В течение урока вы сможете: (Приложение. Слайд № 2) – повторить сведения о числительном как самостоятельной части речи; – проверить прочность знаний по теме; – подготовиться к контрольной работе. Нашу заочную экскурсию мы совершим на нашем школьном автобусе «Икарус». Билетом для поездки послужат правильные ответы на вопросы. Если кто-то будет испытывать затруднения при ответе, одноклассники помогут. – Что такое имя числительное? – На какие разряды делятся числительные? – Что обозначают количественные числительные? – Приведите пример количественных числительных. – Что обозначают порядковые числительные? – Приведите примеры порядковых числительных? – Что такое простое числительное? – Приведите примеры простых числительных? – Что такое сложное числительное? – Приведите примеры сложных числительных. – Что такое составное числительное? – Приведите примеры составных числительных. – Что вы можете сказать о синтаксических особенностях количественных числительных? Итак, поехали! (Приложение. Слайд № 3) Саратов – один из старейших городов Нижнего Поволжья. Ему более 400 лет. Он основан 2 июня 1590 года. На 30 километров тянется город вдоль правого берега Волги. Задание №1: Словосочетания « числительное + существительное» занесите в нужные графы таблицы, записав числительное прописью. Задание №2. Как склоняются порядковые числительные? Задание №3. Письменно просклоняйте сочетание 1590 год. Задание №4. Выписать в «Путевой лист» и сделать синтаксический разбор первого предложения. Учитель. Ребята, посмотрите на карту-схему города. (Приложение. Слайд № 4). Вы отчётливо видите строгие линии улиц, площадей, перекрёстков. Улицы, как правило, поворачивают к Волге. Из всех, пожалуй, рек на свете Тебе нет равных по судьбе. Семь тысяч рек, совсем как дети, Не от тебя бегут, к тебе! – Эти замечательные строки написал саратовский поэт Николай Палькин. Задание №1. Какое числительное встретилось в этом тексте? Внесите сочетание «семь тысяч рек» в соответствующую графу. Задание №2. В ваших «Путевых листах» начертите схему предложения Семь тысяч рек бегут к Волге. Задание №3. Охарактеризуйте это предложение по ЦИОВ. Ц – цель высказывания И – интонация О – основа предложения В – наличие второстепенных членов предложения) Задание №4. Расскажите, как склоняются составные количественные числительные. (Приложение. Слайд № 5) Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы успеть всё разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км в час. На трассе наш автобус идёт со скоростью до 70 и даже 80 км в час. Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте? (Склонение числительных от 50 до 80). Задание №1. Рапределительный диктант. Ь знак в середине Ь знак на конце Двадцать, пятьдесят, семьсот, тридцать, шесть, девятнадцать, восемьсот, пятнадцать, девятьсот. – Ребята! Мы едем дальше и узнаём.(Приложение. Слайд № 6) Гордость Саратова – Троицкий собор был построен в конце 17 века. Первый театр в Саратове был открыт в 1803 году. Здание ТЮЗа – архитектурный памятник начала 20 века. Вопрос: К какому разряду относятся числительные в этих предложениях? Задание №1. Выпишите сочетание «числительное + существительное» в соответствующие графы вашей таблицы. Задание №2.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2298
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|