Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Национально-региональный компонент на уроках физической культуры - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Национально-региональный компонент на уроках физической культуры


Автор(ы): Пургина Елена Алексеевна, учитель физической культуры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Введение

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни; без устали бегали, играя в горилки, салочки; состязались, в ловкости играя в лапту…
Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки…
Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих, зависит, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.
Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим, для них, являлось стремление выиграть, одержать победу.

Игры и развлечения в народном быту

Трудовой народ нашей многонациональной родины особенно ценил смелость и решительность, физическую силу, выносливость, ловкость и воспевал эти качества, хотя уровень физической культуры был низким. Игры, состязания, спортивные навыки отражали хозяйственную деятельность людей, военный, семейный уклад. Подрастающие поколение готовилось к жизни, приобретало соответствующие знания, умения и навыки в процессе нерегламентированного физического и трудового воспитания. Конные и пешие состязания, единоборства в кулачном бою и борьбе воспитывали благородные нравственные черты, развивали двигательные качества, формировали интеллект людей, импровизировали их бытовые и трудовые условия.
В трудах этнографов и историков описаны игры развивающие органы чувств: зрительные, слуховые и т.д. Высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство. Наиболее популярны были игры с камнями и ледянками, мячами и палками разных размеров. Такие игры, как “Волки и овцы”, “Гуси-лебеди”, “Камешки”, “Коршун”, “Котёл”, “Шаровки” и т.п., не требовали проявления двигательных качеств, но содействовали общему развитию и пользовались неизменной популярностью у детей. В 30-х годах 18 века путешественник Глаголев описал летние игры-развлечения жителей Тулы: они прыгали “в реку со свай, с моста, со шлюз 4-5 саженной высоты”, т.е. полёт в воздухе составлял около 8-10 метров.
Во время зимних и весенних праздников народ с удовольствием участвовал в развлечениях и единоборствах. Строились специальные сооружения на горках, льду и лесных полянах для проведения состязаний. Популярны были “горки-качели” и плоскостные площадки для игры в “килу”, имеющую сходство с современным футболом. А также игры городки, лапта, бабки, свайка и др.

Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся новые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, -это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получение внешней информации.

Игра, как средство и метод физического воспитания

Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства.
Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. В игре имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра связана с чувством удовлетворения, удовольствия. Один лишь перечень игр говорит о разнообразии сюжетов и соответствии двигательных действий, что привлекает детей, представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает детей ещё и тем, что как объект информации она не представляет для них неопределённости. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия её участников неповторимы. Она всегда проходит по новому и таит в себе много неожиданностей. Т.о., уже одно предвкушение игры вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, причём это проявляется перед началом игры не зависимо от будущего результата: будет победа или поражение.
С помощью игрового метода можно быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность.

Возрастные особенности детей

Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне её провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
Младший школьный возраст (1-4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому, в ходе игр, важны короткие перерывы для отдыха. (“Салки”, “День и ночь”…). Из-за особенностей физического и психического развития дети лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение, не любят долго находиться вне, поэтому надо не надолго выводить из игры выбывших ребят.
Средний школьный возраст (5-7 классы) характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономичность движений, что позволяет ребятам участвовать с большей интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий (“Круговая лапта”). Мальчики особенно любят, где преимущественно развивается сила ( “Бой петухов”, перетягивание). Девочек привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия. Хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно. Дети среднего школьного возраста понимают условность игр, но действуют в соответствии с правилами и полной отдачей сил (“Защита укрепления”).
В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива. Дети могут сосредоточиться на нескольких условиях игры, поэтому можно использовать командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником (“Перетягивание через черту”).
Подростковый возраст (8-9 классы) в это время наблюдается особенно интенсивное развитие и перестройка всего организма, усиленно растёт костная система (особенно рост), продолжает развиваться и мышечная система. И в связи с этим мальчиков привлекают игры с элементами борьбы ( перетягивание каната, поединки в парах, поднятие гирь).
Более логичное мышление позволяет проявлять большую самостоятельность, способность к обобщениям и абстрактному мышлению. Более развитая память и способность к проявлению устойчивого внимания дают возможность запоминать многочисленные правила, наиболее целесообразны игровые приёмы и действия (лапта, бабки). Они умело используют ранее приобретённые двигательные навыки и умения. Участники борются за победу своей команды (или себя) при сочетании единоборства, взаимопонимания и выручки. Следовательно, активно развиваются чувства долга, коллективизма и дружбы.
В работе со школьниками 10-11 классов могут быть использованы игры предыдущей возрастной группы. Однако они должны быть усложнены в смысле повышения требований к точности выполнения тех или иных технических приёмов. Для них подойдут все формы сюжетно-конфликтного игрового характера без соприкосновения и с соприкосновением соперников, поединки, конкурсы.

Место и задачи национально-регионального компонента

Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. Для воспитания коллективизма, организованности школьников лучше всего применять детские игры, наиболее распространены в сельской местности. Такие, например, как салки, городки, лапта, жмурки, “Прятки”, “Чижик”, “Ручеёк”, “12 палочек”, бег на перегонки, игры в воде, “Собачки”, “Ворота”, “Кошки – мышки”, “Третий лишний”, “Иголка, нитка и узелок”, борьба на снегу, взятие высоты, катание на салазках, катание с горок “паровозиком” (на санках и лыжах ) и другие.
По количественному составу играющих подвижные игры различаются на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных играх каждый игрок намечает свои планы, устанавливает наиболее интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменяет их. В коллективных играх могут одновременно участвовать, как небольшие группы участников, так и целые школьные классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Коллективные подвижные игры подразделяются на два основных типа – игры без разделения на команды и игры с разделением на команды.
Благодаря разнообразию игр участник сам может регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Подвижные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовыми, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.
Особенно широко надо включать народные игры и национальные виды спорта в программы массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-спортивных праздников, фестивалей в учебных заведениях. Они могут быть приурочены к проведению праздников “Проводы зимы”, “Встреча Весны” и т.п. Возможно проведение театрализованных физкультурных праздников и фестивалей с различными видами художественной самодеятельности, привлечением фольклорных ансамблей, показательными выступлениями мастеров народных промыслов из числа учащихся.
Применение национально-регионального компонента содействует всесторонн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2290

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340