Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Уроки волшебного слова. Использование сказки в коррекционной и развивающей работе практичекого психолога - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Уроки волшебного слова. Использование сказки в коррекционной и развивающей работе практичекого психолога


Автор(ы): Могила Ольга Ильинична, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Испокон веков сказка у любого народа оказывала неоценимую помощь в воспитании, нравственном и эстетическом, и развитии детей. Особую радость, неподдельный интерес испытывают дети младшего школьного возраста при общении с таинственным миром волшебной сказки. Поэтому целесообразно использовать сказочный материал в психолого-педагогической практике.
Использование в педагогической практике литературно-психологических блоков, включение их в коррекционную, развивающую работу психолога, способствует развитию творческого мышления, воображения, восприятия, речи, межличностных взаимоотношений, моторики движении рук и тела, мимики лица, артистических способностей, а также помогают социальной адаптации детей с проблемами в развитии, раскрытию прогоностических способностей ребенка.
Как строится работа такого блока?
В своей практике мы использовали несколько вариантов работы со сказкой.
1. Использование сказки для развития речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Подбирается сказка, соответствующая возрасту учащегося коррекционной школы-интерната, школьной программе, желательно короткая, чтобы можно было прочесть её один раз, распределить роли, инсценировать по ролям, и нарисовать понравившихся героев. Если сказка короткая, всю работу можно проделать в течение одного занятия.
Детям можно предложить различные роли, главное, чтобы вся группа была занята в инсценировке. При обсуждении ролей рассматриваются положительные и отрицательные стороны действующих лиц, прогнозируется и планируется развитие действия по ходу инсценировки, и что может случиться впоследствии с героями этой сказки.
На этапе инсценировки сказки ведущий может подсказывать, кому из героев вступать в действие, если они забыли последовательность сюжетной линии или слова, выполняет роль суфлера. В другом случае, дети сами могут импровизировать, по ходу действия вносить коррективы в сюжет, подсказывать друг другу, кто за кем вступает в игру. Инсценирование проходит без репетиции, прямо по ходу занятия.
Этап рисования понравившихся героев сказки или запомнившихся моментов из сказки заканчивается демонстрацией детьми своих рисунков, сопровождающейся краткой информацией (рассказом) ребенка о том, кого (что) он нарисовал и почему. Занятие заканчивается обсуждением рисунков.
Работа в этом блоке носит творческий характер, дети с удовольствием слушают сказку, предполагают заранее, кого они хотели бы сыграть и закрепляют свои ощущения в рисунках.
Начинать первые занятия блока лучше с короткой и знакомой сказки ("Три медведя", "Колобок" и др.), чтобы выполнить в течение одного занятия все этапы блока. Когда сказка длинная, два этапа можно выполнить на одном занятии (чтение сказки и распределение ролей), а инсценировку и выполнение рисунков – на другом.
2. Использование сказки для развития пространственных представлений, умения сравнивать и анализировать, устанавливать последовательность действий, событий, причинно-следственные связи.
Включение сказки в коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками коррекционной школы-интерната активизирует интерес и мотивацию учащихся к участию в проводимых занятиях, способствует развитию основных приемов мыслительной деятельности: анализ, группировка, структурирование, запоминание, сохранение, воспроизведение, последовательность. Для такой работы подходят сказки типа "Репка", "Теремок", "Телефон" (К. Чуковский), "Гуси-лебеди" и др.
Как в этом случае можно построить работу со сказкой?
Ведущий читает сказку. По ходу чтения выбираются действующие лица, которым выдаются карточки с названиями действующих героев. После прочтения сказки учащимся предлагается задание – определить свое место в цепочке действующих героев. Обучающиеся выбирают свое место, называют, кто находится "справа" – "слева", кто первый, второй, третий… по счету, кто находится "рядом", "между", "около" и т.д.
З. Замещение содержания сказки знаковыми изображениями.
На материале сказок учащиеся легко выстраивают условные изображения и используют их как опоры для запоминания сюжета, последовательности деятельности героев сказки, учатся составлять алгоритм обработки материала.
Работа со сказкой в этом случае строится следующим образом.
Ведущий читает сказку, например, "Бобовое зернышко":
"Жили-были петушок и курочка, (Как, ребята, мы можем обозначить петушка? – Буквой "П". А курочку? - Буквой "К". Заносим обозначения в тетрадь.) Дружно жили, не тужили, дружбой дорожили, во всем друг другу помогали и горя не знали. Как-то раз рылся петушок у плетня и вырыл большое бобовое зернышко. (Ребята, что такое бобы? Как можно обозначить бобовое зернышко? Нарисовали). "Ко-ко-ко! Скушай, курочка, бобовое зернышко!" – "Ко-ко-ко! Съешь лучше сам!"
Склевал петушок большое—пребольшое бобовое зернышко и подавился! (Как мы обозначим, что петушок подавился? Обведем букву "П" в кружочек) Еле-еле дышит, глаза выпучил и зовет на помощь курочку: "Ко-ко-ко! Сходи, курочка,, скорей к речке, попроси у ней водицу – надо мне напиться! Подавился я бобовым зернышком – сил моих нет!"
Побежала курочка к речке и просит: “Речка, речка, дай мне водицы, петушку напиться! Подавился он бобовым зернышком, еле дышит!" (Как мы обозначим речку? – Нарисуем две волны.) А речка ей и отвечает: “А ты сходи к липке, попроси у неё зеленый листочек, принеси мне, тогда так и быть – дам тебе водицы!" (Рисуем листок)
Побежала курочка к липке: "Липка, дай зеленый листочек! Отнесу его к речке, а она даст водицы петушку напиться – подавился он бобовым зернышком – еле дышит!" Отвечает липка: “А ты сходи к девушке, попроси для меня красивую ленту, тогда дам тебе зеленый листочек!"
(Ребята, как вы думаете, кого мы сейчас будем отмечать знаком? Правильно, девушку с лентой. Как можно её обозначить? Схематичное изображение человека)
Побежала курочка дальше: "Девушка, дай ленту! Отнесу её липке, липка даст зеленый листочек, отнесу его речке, а речка даст водицы петушку напиться – подавился он бобовым зернышком!" А девушка отвечает: "А ты сходи к купцам, попроси у них для меня красивый гребень!" (Что курочка попросит у купцов? Гребень. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1917

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340