Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль библиотеки в подготовке специалиста (из опыта работы библиотеки Галичского аграрного техникума Костромской области) - Организация школьной библиотеки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки

Роль библиотеки в подготовке специалиста (из опыта работы библиотеки Галичского аграрного техникума Костромской области)


Автор(ы): Демидова Валентина Анатольевна, заведующая библиотекой


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Приоритетный национальный проект “Образование”, осуществляемый в нашей стране, предъявляет высокие требования к обновлению всей образовательной сферы и повышению престижа каждого учебного заведения. Педагогический коллектив нашего техникума видит свою задачу не только в формировании у студентов профессиональных умений и навыков, но и в воспитании будущих специалистов на лучших педагогических традициях, повышении их общекультурного уровня. Важнейшей составляющей в многогранной деятельности по обучению и воспитанию молодёжи является работа библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения. Издавна библиотеку называют “храмом культуры”, её главное назначение останется прежним: обеспечение доступа к информации и распространение знаний, забота о воспитании и совершенствовании личности. (Приложение 1) Поэтому работники нашей библиотеки видят свою задачу в необходимости вооружить выпускника техникума не только специальными, но и гуманитарными знаниями, содействовать формированию высококультурной личности.
Огромным образовательным потенциалом обладает культурологическая подготовка студентов. В библиотеке, как в центре духовности и культуры, созданы комфортные условия для проведения занятий по факультативному курсу “Культурология”. Преподавателем, заведующей библиотекой В.А. Демидовой, филологом по образованию, решаются важные задачи формирования у студентов вторых курсов гуманистического мировоззрения; воспитания нравственных качеств, необходимых в овладении профессиональным мастерством; создания базы для успешного освоения общеобразовательных и специальных дисциплин.
Авторская рабочая программа по данной дисциплине отражает специфику, сельскохозяйственный профиль учебного заведения, духовные и краеведческие приоритеты. (Приложение 2) Студенты знакомятся с основами науки, культурогенеза, культурософии, понятием культа, его видов, уясняют причины угасания русской культуры, кризисных явлений в обществе. Интегрированное занятие по теме “Культ слова” формирует у студентов почтительное отношение к слову как к эквиваленту культуры. В теме “Библия как источник мировой и отечественной культуры” заостряется внимание на нравственных заповедях христианства, основе православной культуры. В теме “Виды и формы культуры” раскрываются виды культурной деятельности человека по отношению к природе и обществу. Основное понятие культурологии – традиция, поэтому большое внимание уделено изучению норм, образцов, обычаев, обрядов, ценностей культуры.
Лекции, самостоятельные занятия, экскурсии, музыкальные часы, уроки-конкурсы осуществляются с помощью разнообразных методов и приёмов: бесед, проблемных вопросов и заданий, тестирования; работы с периодическими изданиями, защиты творческих исследовательских работ, рефератов, выступлений с докладами, оформления сочинений, составлением отзывов о посещении краеведческого музея, викторин, нетрадиционных интеллектуальных игр, видеопросмотров и др.
Проведение занятий в помещении библиотеки привлекает студентов возможностью проявить в атмосфере доверия свою любознательность, эрудицию, характер, творческие способности и интересы, воспитывать в себе качества, необходимые будущему специалисту.
В одном ряду с важнейшими государственными задачами в области модернизации образования, сохранения и развития национальной культуры стоят проблемы чтения, интерес к которому серьёзно упал за последние двадцать лет. Так, среди юношества преобладает прагматичное чтение, связанное с заданиями преподавателей по изучаемым предметам. В Национальной программе поддержки и развития чтения (сроки реализации 2007 – 2020 годы) говорится: “…Необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности”.
Наша библиотека за всю свою историю (Приложение 3) не утратила главной традиции, существующей ещё с советских времён, - популяризации книги и вовлечение в активное чтение тех, кто по какой-либо причине читает мало.
Что мы делаем в данном направлении? В первую очередь ищем пути к сердцу читателя через книгу. Для этого в библиотеке создана особая среда, побуждающая студентов к творчеству, самореализации. В основе создания такой среды – личностно-ориентированный подход, педагогика сотрудничества, опора на инициативу студента. Значимость чтения, интереса к литературе помогают формировать система внеурочных работ со студентами, таких как Литературная гостиная, студенческий клуб “Кругозор”, библиотечный факультет общественных профессий.
Более десяти лет проводятся заседания литературной гостиной в Галичском техникуме.
“И вновь душа поэзией полна…
Да, только здесь могу я быть поэтом”, – так писал Н.А. Некрасов в одном из стихотворений 1864 года о верхневолжском крае. Слова великого земляка можно смело адресовать и тем незабываемым часам, когда эта необычная форма встреч с поэзией стала для нашего учебного заведения традиционной.
Памятным получилось первое заседание литературной гостиной, посвящённое 100-летию со дня рождения С.А Есенина. Уютная обстановка читального библиотеки: портреты, книги, диапроекция, свечи, музыка… И на фоне этого завораживающий рассказ о судьбе поэта ведущих литературной гостиной, чтение любимых стихотворений певца России преподавателями и студентами, инсценировка поэмы “Анна Снегина”, песни в исполнении преподавателей, танцы-хороводы студентов, литературная викторина, конкурс на лучшего знатока творчества Есенина, чаепитие у отливающего золотом самовара.
Каждая встреча в гостиной по-своему хороша. Много требуется усилий, выдумки, энергии, чтобы не повториться, найти изюминку, привлекательный момент. Необходимо делать так, чтобы мероприятие прошло с эмоциональным подъёмом, дало пищу сердцу и уму, надолго запомнилось участникам.
“Неповторимая судьба Николая Рубцова”, “Н.А. Некрасов и Костромской край”, “С любовью к Пушкину”, “Поэзия озерного края”, “Литературный Галич” - встречи с местными поэтами С.Виноградовой, Ю. Балакиным, А Кашицыным, В. Клевич – вот наиболее интересные темы гостиной.
Насыщенная программа требуют концентрации всех сил преподавателей литературы, совета библиотеки, совета студенческого самоуправления. Разнообразны и формы проведения литературной гостиной: заочные экскурсии, Поле чудес, Слабое звено, Умники и умницы. Вот так, например, проходило заседание гостиной по теме “Н.А. Некрасов и Костромской край”, После сообщения студентки о связи Некрасова с ярославским и костромским краем (живая канва произведений: “Коробейники”, “Огородник”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Дед Мазай и зайцы”, “Генерал Топтыгин”) зав. библиотекой В.А. Демидова предложила гостям викторину, составленную на основе текстов этих произведений. Самые активные участники викторины стали участниками игры в форме “Поле чудес”, которую успешно организовали и провели “коробейники” - студенты Интересные задания по тексту поэмы “Коробейники”, стихи в исполнении преподавателей и студентов, танцы, песни, выставки сочинений “Любимый уголок природы”, поделки из природного материала и фотовитрины, чествование участников и победителей игры надолго останутся в памяти присутствовавших.
Созвучно с этим прошло заседание “С любовью к Пушкину”. Великий поэт даёт ответы на многие вопросы уже не одному поколению русских людей, и, видимо, не случайно в любые времена он являлся объединяющим началом, давал заряд духовности и оптимизма. Эмоциональное слово преподавателя литературы открывает главную часть вечера – состязание “Умники и умницы” на лучшего знатока биографии и творчества Александра Сергеевича… Необычность вопросов (например, няню Пушкина звали Арина Родионовна. Назовите её фамилию. Имя какого героя связывает произведения “Дубровский”, “Полтава”, “Капитанская дочка” “Бахчисарайский фонтан”?) вызвала большой интерес у всех собравшихся.
По признанию студентов встречи с настоящими поэтами являются для них откровением. Заседания литературной гостиной готовятся, как правило, очень долго и тщательно, содействуют проявлению творческого потенциала студентов и преподавателей техникума, укрепляют их сотрудничество.
Сотрудники нашей библиотеки проводят систематическую работу по анализу читательских предпочтений. Мы стараемся удовлетворить учебные и внеаудиторные потребности студентов. Особое значение придаем связи с Советом студенческого самоуправления общежитиями, воспитателями, за годы сотрудничества с которыми постепенно создалась определенная система работы.
На первых порах организовали кружок по основам семейного законодательства, где проводились беседы и обзоры литературы по морально-правовым вопросам, шло обсуждение отдельных статей из печати, комментировались статьи законов. Затем пришли к выводу, что необходимо не только вовлекать студентов в “готовые” мероприятия, но и, что более важно, дать простор их творчеству, активизировать самостоятельность, чтобы участники сами стали организаторами этих мероприятий. Был создан клуб, получивший название “Человек и природа”. Главный упор делался на экологическую и правовую работу, в частности, на ознакомление студентов с историей Костромской области, нашего района.
В последние годы на основе изучения интересов участников клуба, анализа читательских формуляров, подведения итогов анкетирования, учета требо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1669

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340