Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики


Автор(ы): Дергачева Лариса Михайловна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные предметы вызвано стремлением дать школьнику более обстоятельную подготовку по той или иной учебной дисциплине, с тем, чтобы при завершении обучения каждый учащийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Поэтому-то столь важным для традиционной методики является реализация принципа межпредметных и внутрипредметных связей. Однако практика обучения показывает, сколь трудно осуществить эти связи в реальности, как часто школьник “за деревьями не видит леса”. Более того, обладая различными способностями к изучению того или иного предмета (что вполне естественно для ребенка), школьник не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях.
Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняя содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения.
В таких условиях целесообразен переход от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению реализация которого возможна посредством интеграции.
С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Основой разработки интегрированных уроков может являться интегрировано-тематический подход – такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.
При такой организации деятельности учащихся, ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчинены ведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие идеи, то есть происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Их изучение необходимо строить так, чтобы возникло взаимопереплетение элементов разных знаний на каждом этапе урока.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, то есть ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний (учебные темы) в единую систему.
Интегрировано-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения, проявляющийся в повышении уровня знаний по предмету, который выражается в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. А так же в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами. Кроме того, в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, во включении учащихся в творческую деятельность, в эмоциональном развитии учащихся.
Важнейшим условием интеграции считается близость содержания ведущих тем разных предметов, их взаимосвязь. Так, например, на уроках информатики при изучении темы “Электронные таблицы” целесообразно включение задач с экономическим содержанием. Актуальность экономического воспитания обусловлена тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, а кроме того, учащиеся испытывают определенные затруднения при изучении экономической теории в более старшем возрасте.
Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, о природе и сохранении ее богатства, о преимуществах в условиях труда и его оплаты и тому подобное. Следует отметить, что некоторые задачи, включенные в учебники информатики, являются задачами с экономическим содержанием. Однако при их решении внимание учителя и учащихся оставляет незамеченным их экономическая суть.
Рассмотрим следующую задачу: “Кассир небольшого предприятия, имея на руках ведомость выплаты заработной платы, собирается ехать в банк за деньгами. При этом он имеет возможность не просто подать заявку на общую сумму, но и указать также, какими именно купюрами и монетами ему хотелось бы получить ее, чтобы потом было удобно рассчитываться с каждым отдельным сотрудником и при этом общее число купюр и монет было бы минимальным. Оформить лист для формирования банковского заказа”.
Несмотря на то что в задаче идет речь об экономических понятиях, экономический аспект описываемой в задаче ситуации, как правило, остается вне обсуждения. Для его усиления необходимо провести дополнительную работу над задачей после ее решения. С этой целью уместно провести дополнительную работу над задачей после ее решения.
В ходе беседы с учащимися можно поставить перед ними такие вопросы:
  • Объясните значение такого понятия как купюра.
  • Какая самая мелкая денежная единица используется в торговле?
  • Какова на ваш взгляд на сегодняшний день заработная плата кассира?
Предлагаемые задачи, должны способствовать формированию у учащихся экономического мышления. При их решении дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т. п. При этом экономическое воспитание должно и будет осуществляться и через фабулу задачи, и при ее решении, и при анализе результата решения.
Приведем в качестве примера несколько задач такого рода:
  1. Гражданин открыл счет в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Определить:
    • сумму вклада через 1, 2, …, 12 месяцев;
    • прирост суммы вклада за первый, второй, …, двенадцатый месяц.
  2. Гражданин открыл счет в банке, вложив 2000 рублей. Через каждый год размер вклада увеличивается на 13% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счета 200 рублей.
  3. В некотором году (назовем его условно первым) на участке в 100 гектар средняя урожайность ячменя составила 20 центнеров с гектара. После этого каждый год площадь участка увеличивалась на 5%, а средняя урожайность на 2%. Определить:
    • Площадь участка в четвертый, пятый, шестой, седьмой год;
    • Урожайность за второй, третий, …, восьмой год;
    • Урожай (в центнерах), собранный на этом участке за второй, третий, …, восьмой год.
  4. На предприятии зарплата каждому сотруднику рассчитывается пропорционально количеству отработанных за месяц часов. Определить общую зарплату за месяц всех сотрудников, если для каждого сотрудника известен размер оплаты за 1 час работы и количество отработанных за месяц часов.
  5. Известна заработная плата сотрудника за каждый месяц года. Определить среднемесячную заработную плату сотрудника за каждый квартал, за каждое полугодие и за год.
  6. Торговый агент получает вознаграждение в размере некоторой доли от суммы совершенной сделки: если объем сделки до 3000 рублей, то в размере 5%; если объем до 10000 рублей – 7%; если выше – 10%. Введите в ячейку А1 текст “Объем сделки”, в ячейку А3 текст “Объем вознаграждения”. Объем сделки в рублях будет вводиться в ячейку В2. Получить в ячейке В3 размер вознаграждения.
  7. Провайдер интернет-услуг установил следующую систему оплаты: при работе с 2 до 10 часов – 0,5 $ в час, с 10 до 20 часов – 1 $ в час, в остальное время суток – 0,75 $ в час. Подготовить лист для определения стоимости работы в Интернете ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1737

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340