Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики
Автор(ы): Дергачева Лариса Михайловна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные предметы вызвано стремлением дать школьнику более обстоятельную подготовку по той или иной учебной дисциплине, с тем, чтобы при завершении обучения каждый учащийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Поэтому-то столь важным для традиционной методики является реализация принципа межпредметных и внутрипредметных связей. Однако практика обучения показывает, сколь трудно осуществить эти связи в реальности, как часто школьник “за деревьями не видит леса”. Более того, обладая различными способностями к изучению того или иного предмета (что вполне естественно для ребенка), школьник не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях. Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняя содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения. В таких условиях целесообразен переход от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению реализация которого возможна посредством интеграции. С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Основой разработки интегрированных уроков может являться интегрировано-тематический подход – такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины. При такой организации деятельности учащихся, ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчинены ведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие идеи, то есть происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Их изучение необходимо строить так, чтобы возникло взаимопереплетение элементов разных знаний на каждом этапе урока. Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, то есть ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний (учебные темы) в единую систему. Интегрировано-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения, проявляющийся в повышении уровня знаний по предмету, который выражается в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. А так же в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами. Кроме того, в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, во включении учащихся в творческую деятельность, в эмоциональном развитии учащихся. Важнейшим условием интеграции считается близость содержания ведущих тем разных предметов, их взаимосвязь. Так, например, на уроках информатики при изучении темы “Электронные таблицы” целесообразно включение задач с экономическим содержанием. Актуальность экономического воспитания обусловлена тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, а кроме того, учащиеся испытывают определенные затруднения при изучении экономической теории в более старшем возрасте. Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, о природе и сохранении ее богатства, о преимуществах в условиях труда и его оплаты и тому подобное. Следует отметить, что некоторые задачи, включенные в учебники информатики, являются задачами с экономическим содержанием. Однако при их решении внимание учителя и учащихся оставляет незамеченным их экономическая суть. Рассмотрим следующую задачу: “Кассир небольшого предприятия, имея на руках ведомость выплаты заработной платы, собирается ехать в банк за деньгами. При этом он имеет возможность не просто подать заявку на общую сумму, но и указать также, какими именно купюрами и монетами ему хотелось бы получить ее, чтобы потом было удобно рассчитываться с каждым отдельным сотрудником и при этом общее число купюр и монет было бы минимальным. Оформить лист для формирования банковского заказа”. Несмотря на то что в задаче идет речь об экономических понятиях, экономический аспект описываемой в задаче ситуации, как правило, остается вне обсуждения. Для его усиления необходимо провести дополнительную работу над задачей после ее решения. С этой целью уместно провести дополнительную работу над задачей после ее решения. В ходе беседы с учащимися можно поставить перед ними такие вопросы: - Объясните значение такого понятия как купюра.
- Какая самая мелкая денежная единица используется в торговле?
- Какова на ваш взгляд на сегодняшний день заработная плата кассира?
Предлагаемые задачи, должны способствовать формированию у учащихся экономического мышления. При их решении дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т. п. При этом экономическое воспитание должно и будет осуществляться и через фабулу задачи, и при ее решении, и при анализе результата решения. Приведем в качестве примера несколько задач такого рода: - Гражданин открыл счет в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Определить:
- сумму вклада через 1, 2, …, 12 месяцев;
- прирост суммы вклада за первый, второй, …, двенадцатый месяц.
- Гражданин открыл счет в банке, вложив 2000 рублей. Через каждый год размер вклада увеличивается на 13% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счета 200 рублей.
- В некотором году (назовем его условно первым) на участке в 100 гектар средняя урожайность ячменя составила 20 центнеров с гектара. После этого каждый год площадь участка увеличивалась на 5%, а средняя урожайность на 2%. Определить:
- Площадь участка в четвертый, пятый, шестой, седьмой год;
- Урожайность за второй, третий, …, восьмой год;
- Урожай (в центнерах), собранный на этом участке за второй, третий, …, восьмой год.
- На предприятии зарплата каждому сотруднику рассчитывается пропорционально количеству отработанных за месяц часов. Определить общую зарплату за месяц всех сотрудников, если для каждого сотрудника известен размер оплаты за 1 час работы и количество отработанных за месяц часов.
- Известна заработная плата сотрудника за каждый месяц года. Определить среднемесячную заработную плату сотрудника за каждый квартал, за каждое полугодие и за год.
- Торговый агент получает вознаграждение в размере некоторой доли от суммы совершенной сделки: если объем сделки до 3000 рублей, то в размере 5%; если объем до 10000 рублей – 7%; если выше – 10%. Введите в ячейку А1 текст “Объем сделки”, в ячейку А3 текст “Объем вознаграждения”. Объем сделки в рублях будет вводиться в ячейку В2. Получить в ячейке В3 размер вознаграждения.
- Провайдер интернет-услуг установил следующую систему оплаты: при работе с 2 до 10 часов – 0,5 $ в час, с 10 до 20 часов – 1 $ в час, в остальное время суток – 0,75 $ в час. Подготовить лист для определения стоимости работы в Интернете ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1737
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|