Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках информационной культуры - Организация школьной библиотеки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки

Развитие информационной компетентности учащихся на уроках информационной культуры


Автор(ы): Попыванова Ольга Александровна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: познакомить детей с литературными жанрами
Задачи:
  1. Подробно рассмотреть жанры УНТ
  2. Прививать интерес к УНТ
  3. Развивать информационную компетентность
Оборудование: наглядный материал (рисунки, карточки), разрезные пословицы и поговорки, листы для схемы, карандаши цветные или фломастеры.
Ход урока
Дети заходят в кабинет и при входе берут карточку, на которой написаны пословицы, герои былин и сказок. Имея на руках такие карточки, они должны сами догадаться, как им разделиться на команды(команды будут сформированы по жанрам: пословицы, сказки, былины). Назначаются эксперты.
Актуализация

Всякое литературное произведение относится к одному из литературных родов: лирике, эпосу, драме. Все три слова греческого происхождения. На первый взгляд может показаться странным, что сочинения разных авторов и разных эпох удивительно непохожи друг на друга, а родов всего 3!
Дело в том, что каждое произведение принадлежит не только к тому или иному роду, но и к определенному жанру. История литературы насчитывает великое множество жанров. Но каждый жанр принадлежит к какому-нибудь из 3 родов, поэтому различают жанры лирические, эпические, драматические.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по жанровой вселенной. Почему же вселенная, что это такое? Найдите в словаре определение Вселенной. В каком словаре будем искать?(толковом).
Изучение нового материала
Жанров великое множество, поэтому и Вселенная.Отправляемся в путешествие на ракете (физкультминутка: пять, четыре, три, два, один ПУСК!).
Сообщения детей
Сейчас мы послушаем ребят, которые должны были приготовить маленькие сообщения о родах литературы. Итак, начнем… (расставляют спутники у планет).
Что же такое литературный жанр? ЖАНР – ЭТО ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, например, басня, лирическое стихотворение, повесть, драма и т.д.
Мы выделим 3 категории жанров. А еще можно выделить в особую категорию фольклорные жанры. Именно о них мы и поговорим сегодня подробнее.
Рассказ библиотекаря
К фольклорному жанру относятся загадки, сказки, пословицы и поговорки, былины.
Начнем со сказок.
Недаром дети любят сказку:
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Уже на заре человечества наш далекий предок, лежа ночью у потухающего костра, вглядывался в усыпанный звездами небосвод и уносился мыслями в сказочную страну Фантазий.
Изнуренный непосильной работой пастух, пахарь, охотник мечтал о благополучии, изобилии, счастье. И мечты эти выливались в самые поразительные, самые невероятные. Так появлялись сказки. Они давали людям возможность забыть горести, заботы, несправедливости. Она открывала людям новый, неведомый мир.
Сказки можно разделить на три вида: волшебные, о животных и бытовые.
Мир волшебной сказки полон страхов, горя, волшебства. Сказку населяют могущественные джины, волшебники, колдуньи, чудовища, людоеды. Сказочный мир необыкновенен. Он живой, одушевлен, наполнен чудесами, превращениями. В нем постоянно происходит борьба противоположностей. Но чаще все заканчивается победой добра.
Герой сказки – сильный человек, победитель, добрый, щедрый, умный, хитрый. Главный участник в борьбе со злыми силами.
Задание для команд
  • А сейчас вам задание: каждая команда должна придумать рекламу сказочному предмету, который я вам сейчас дам. Эксперты будут оценивать вашу работу, не забывайте, что оценивается и коллективность работы.
Рассказ библиотекаря
Следующим фольклорным жанром являются загадки.
Загадка – это иносказательное изображение предметом или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Существует 4 типа загадок: иносказания, описания, вопросы, задачи.
К какому типу относится загадка на ваш взгляд?
Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве? (одну-то убил, а остальные улетели).
Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире. Загадки основаны на схожести предметов, на их сравнении, например, заметили люди, что кисти овса похожи на серьги, украшающие девушек, и появилась загадка: “Как во поле на кургане стоят девушки с серьгами”.
А это что?
“На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках” (березы).
Задание для команд
  • Отгадать загадки: (команды отгадывают по очереди)
  • На край Свердловска пойдешь, что найдешь? (А)
  • Что находится между рекой и берегом? (И)
  • В небе есть, в земле нет, в бабе две, в мужике ни одной нет (Б)
  • А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе? (И)
  • В старости я один раз встречаюсь, в молодости три раза, в огне не горю, в воде не тону (О)
  • Что находится посередине Киева? (Е)
О чем были загадки? (о буквах алфавита). А как правильно говорить алфавит или алфавит? В каком словаре нам это узнать? Найдите.
Рассказ библиотекаря
Человек, познавая природу, наделил ее способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его жизнь, судьбу. Так появились пословицы и поговорки.
В повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц, ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли. Они наставляют “От скуки бери дело в руки”, учат не ошибаться “Смолоду прорешка, под старость дыра”, предостерегают “Береги платье снову, а честь смолоду” и т.д.
Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от пословицы она не имеет законченного смысла.
“Как аукнется, так и откликнется” (послов.).
“После дождичка в четверг” (поговор.).
Народ говорил:
“Поговорка - только цветочек, а пословица - ягодка”.
Поговорки и пословицы можно условно разделить на 5 тем: отношение к миру, отношение к себе, отношение к идеалу, отношение к труду, отношение к людям.
Особую группу пословиц составляют заимствованные у разных народов пословицы. Появление такого рода пословиц и проникновение их в культуру стало возможным благодаря возникновению письменности.
Пословицы и поговорки любят играть именами. Нередко имена используются для склада, рифмы, но есть ряд имен, за которыми узнается образ, характер. С именем Емеля связано представление о человеке - болтуне. Макар - неудачник, Иван - человек себе на уме (Мели, Емеля – твоя неделя. На бедного Макарку все шишки валятся. Иванушка - дурачок, с виду - простачок.).
Пословицы и поговорки не знают повествовательных интонаций. Интонации, как правило, восклицательные (Шире, грязь, навоз идет!).
Пословицы и поговорки – древнейшие фольклорные жанры. Они известны всем народам мира, даже жившим до нашей эры.
В произведении “Повесть временных лет”, написанном в 14 веке, есть ряд пословиц;
- Не идет место к голове, а голова идет к месту.
- Мир стоит до рати, а рать до мира.
- Не погнетши пчел – меду не едать. И др.
Это вечный фольклорный жанр, т.к. и в наше время народ создает и пословицы и поговорки.
Задание для команд
СОБРАТЬ!
“Немного читай, да много разумей”
“Не на пользу читать, коли только вершки хватать”
“Не красна книга письмом, красна умом”
  • Найди себе пару (половина детей берет начало пословицы, а половина конец).
Рассказ библиотекаря
Последний фольклорный жанр, с которым мы будем сегодня знакомиться, - это БЫЛИНЫ.
Былины – произведения устной поэзии о русских богатырях, народных героях; “богатырские песни”, которые рассказывались нараспев, строились по определенному плану.
Зачин – указывает время и место действия.
Основная часть – повествование о подвигах героев.
Концовка – героическая песнь, восхваление.
“Тут Илье и славу поют”.
Былины рассказывались нараспев. Иначе сказать - это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ. Былины не имеют авторов. В них поется о реальных событиях.
В былинах воспевался Киев – град, Новгород, Чернигов, Галич. Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Так князя Владимира Святославовича и Владимира Всеволодовича Мономаха.
На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.
А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов. От чужих людей.
А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся в гридне – гостиной-горнице; для них столы ло...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1266

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340