Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Семейное чтение — основа проектной деятельности школьной библиотеки - Организация школьной библиотеки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки

Семейное чтение — основа проектной деятельности школьной библиотеки


Автор(ы): Овсянникова Людмила Павловна, зав. библиотекой


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
18-19 апреля 2007 г. городе Астане состоялся международный Конгресс чтения “Читающее общество – основа конкурентоспособной страны”, ставший событием большой значимости в культурной жизни Казахстана. Мероприятие прошло под эгидой ЮНЕСКО и Международной федерации библиотечных ассоциаций (IFLA).
Целью этого мероприятия было способствование всемерной поддержке Чтения как важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала нации, роста творческой и социальной активности личности и общества.
Я была одним из участников этого форума. Большое впечатление на меня произвели выступления зарубежных коллег на секции “Детское чтение” с опытом работы по проблемам чтения. В целях продвижения детского чтения и детской книги в общество, привлечения учащихся в школьную библиотеку наша библиотека постоянно ищет новые нестандартные способы и пути решения этой задачи. В 2007/08 учебном году мы стали инициаторами проекта “Мама, Папа и Я – читающая семья”.
Особое значение мы придаем сотрудничеству с семьей. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребенка. Школьная библиотека и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием интереса и любви, к чтению начиная с первого класса.
Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Этому способствует разрабатываемая в библиотеке творческая Программа чтения “Книжный океан”, в рамках целевого комплексного проекта
“Мама, Папа и Я - читающая семья”, который мы предлагаем для ознакомления коллегам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Павлодара
УДК 027.8
Утверждаю:
Директор ГУ СОШ №43
__________ Н.З. Семига
Целевой комплексный проект “Мама, Папа и Я - читающая семья”
Сроки реализации ЦКП: 2007-2011годы
Руководитель проекта: Копнышева Марина Васильевна
Автор проекта: Овсянникова Людмила Павловна
Павлодар, 2007
1. Паспорт проекта
Полное название проекта Целевой комплексный проект “Мама, Папа и Я - читающая семья”
Целевая группа Учащиеся начальной школы
Основание для разработки проекта Инициативная разработка в рамках реализации Национальной программы поддержки чтения “Читающий Казахстан” 2007-2010 гг.
Автор проекта Овсянникова Людмила Павловна, заведующая школьной библиотекой.
Руководитель проекта Копнышева Марина Васильевна, заведующая учебной частью
Научный консультант Колодина Наталья Александровна, магистр библиотековедения, руководитель сектора методической работы Научной библиотеки Павлодарского педагогического института
Основные цели и задачи проекта Цель проекта:- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников
Задачи проекта:
- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
Основные ресурсы и источники их финансирования Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, иные финансовые источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Ожидаемые результаты Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников100% охват школьников библиотечным обслуживанием
50% систематически читающих школьников
30% привлечение родителей в ШБ
Развитие культуры чтения школьников
Период и этапы реализации проекта 2007-2011 годы1 этап – Подготовительно-моделирующий – 2007-2008 гг.
2 этап – Практически-экспериментальный – 2007-2011 гг.
3 этап – Аналитико-обобщающий – 2010-2011 гг.
Миссия проекта Организация информационного пространства школьной библиотеки, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание в школьной библиотеке условий для творческого общения детей и взрослых.
Предпосылки проекта Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенкаНеобходимость укрепления взаимодействия в системе “семья- школа - библиотека”
Осознание профессиональной ответственности школьной библиотеки за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей
Наличие необходимых ресурсов:
Информационный ресурс (постоянно обновляемы фонд библиотеки, релевантный репертуар периодических изданий)
Методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов)
Кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции школьного библиотекаря и учителей целям проекта)
Сводный список исполнителей
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - руководитель программы, заведующая школьной библиотекой - автор программы, школьный психолог - участник программы, учителя начальной школы - участники программы, учащиеся начальной школы - участники программы, родители учащихся начальных классов СОШ № 43 - участники программы.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОекта
1.1. Общее состояние по заявляемой теме проекта

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.
В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на Всемирном Конгрессе Чтения “Читающая страна – основа конкурентоспособного общества”, прошедшем в г. Астане, было обращено особое внимание на программы по приобщению детей и молодежи к чтению.
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.
1.2. Обснование проекта
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.
Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
1.3. Цели и задачи проекта
Цель проекта:
- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье.
Задачи проекта:
- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
1.4. Ожидаемые результатя реализации проекта
Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.
Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.
Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.
Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
1.5. Календарный план реализации проекта
Наименование работ и основные этапы его выполнения ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5589

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340