Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Русской речи Государь по прозванию Словарь (О работе с книгой А.Е. Смирнова Дар Владимира Даля) - Организация школьной библиотеки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки

Русской речи Государь по прозванию Словарь (О работе с книгой А.Е. Смирнова Дар Владимира Даля)


Автор(ы): Балякина Марина Анатольевна, зав. библиотекой


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Русской речи Государь по прозванию Словарь”
(О работе с книгой А.Е.Смирнова “Дар Владимира Даля”)
О Владимире Дале писали П.И. Мельников-Печерский, М.Я. Бессараб, М.А. Булатов и В.И. Порудоминский, Г.П. Матвиевская и И.К. Зубова… Каждое из этих изданий адресовано разным категориям читателей, а поэтому преследовало разные цели. Казалось бы, что еще нового можно сказать об этом великом человеке? Тем не менее, новая книга А.Е. Смирнова об ученом-собирателе – “Дар Владимира Даля” (М.: Дрофа, 2005) – стоит, мне кажется, особняком в этом ряду. В ней от первой страницы до последней рассказано и показано на самых разных примерах, как нужно работать, как читать Словарь Владимира Даля, и подробно объяснено, чем этот Словарь отличается от современных толковых словарей русского языка. А. Смирнов написал не просто книгу для чтения о жизни великого человека. Он слишком хорошо знает своего читателя и понимает, что даже захватывающее чтение может потом смениться забвением. Книгу откладываешь и забываешь о ней или о своих планах, с ней связанных. Чтобы этого не произошло, автор постоянно обращается к читателю, предлагая принять участие в практической работе: в игре со словами, ответить на загадки, поупражняться в стилистике, подобрать синонимы и антонимы. И при этом каждый раз вместе с писателем мы обращаемся к Далеву словарю. Кроме того, в книге множество примеров с разбором разных словарных статей, которые показывают, как В. Даль работал над ними, какие сведения в них включал, как толковал то или иное слово, как использовал, какие пословицы со словом приводит в статье. Не удивительно, что у детей при таких частых обращениях к Далю эта работа превращается в привычку.
Но Словарем Даля надо уметь пользоваться. Он сильно отличается от современных изданий подобного рода. И писатель дает в своей книге очень четкое и конкретное представление обо всех различиях.
Всю работу с книгой А.Е. Смирнова мы поделили на несколько этапов:
  • подготовительный этап – первое знакомство с книгой, чтение отдельных глав в классе, выбор и обозначение разных тем в рамках большой, главной проблемы – представления книги;
  • практический, поисковый или исследовательский этап, когда дети в группах готовят вне класса выбранные ими для себя задания;
  • и собственно сама презентация, на которой дети выступают – защищают свои проекты.
При обсуждении книги на подготовительном этапе были обозначены для последующих разработок следующие темы и задания к ним:
Презентация
1. “А.Е.Смирнов – автор книги “Дар Владимира Даля”.
- В статье Юлии Фроловой “Живой язык Даля” рецензент пишет: “Что мне очень понравилось в этой книге – отчетливый, обращенный к читателю авторский голос. В книге… живая речь человека, который и сам-то сразу не понял, что такое словарь В.И. Даля…”.
А что вы, читая книгу “Дар Владимира Даля”, узнали об авторе и можете сказать об “авторском голосе”?
(Дети легко выделяют в книге эту информацию и рассказывают, что А.Е. Смирнов – поэт, у него к родному языку отношение особенное, об этом написано стихотворение, которое приводится в книге. В школе он не считал важным для себя труд Даля. Но потом имел важную для него беседу с поэтом-переводчиком В.Левиком. А позже купил Словарь Даля в заграничной стране. Над книгой о Дале писатель работал легко и с удовольствием…).
- Подготовьте устный рассказ о писателе А. Смирнове, используя и другие источники.
2. “Мое первое впечатление о книге”.
- Расскажите о книге. Как она построена? Почему автор сравнивает ее с “многослойным пирогом”? На какие шесть тем поделен каждый большой раздел книги? Какие задания предлагаются в книге? Нравится ли вам ее оформление? Чем, по-вашему, эта книга отличается от других биографических изданий?
- Книга А. Смирнова прекрасно оформлена и иллюстрирована. Попробуйте проанализировать всю представленную в ней живопись и иллюстрации. Каких жанров работы встречаются, в какое время написаны, каких художников; кого из них вы знаете, а с кем встречаетесь впервые?
- Многие страницы своей книги А. Смирнов посвятил жизни и быту русского человека середины XIX века. Организуйте выставку народных промыслов, на которой могут быть представлены вышитые полотенца, занавески, скатерти, изделия из дерева, бересты, м.б., гончарная посуда, т.д. В каждом доме можно найти такие предметы домашнего обихода. Проведите экскурсию по выставке.
- Подготовьте компьютерную презентацию книги А. Смирнова в программе Power Point.
3. “Владимир Иванович Даль – жизнь, судьба, творчество”.
- По таланту, щедрой одаренности, разносторонности интересов и знаний, способностей и дарований В.И. Даль был похож на человека эпохи Возрождения. Расскажите, чем приходилось заниматься В. Далю в жизни, каковы были его познавательные интересы.
- При жизни ученого вышло 8-томное издание его сочинений. Раскройте литературное творчество В. Даля, что он написал, какие темы затрагивал, в каких литературных жанрах работал.
- Прочитайте очерки В. Даля, о которых А. Смирнов рассказывает в “Картинках народного быта”. Подготовьте инсценировки по этим рассказам.
- Расскажите все, что вам известно о работе Даля по сбору пословиц и поговорок. Как ученый использовал собранные им пословицы?
4. “Дар, завещанный потомкам”: о “Толковом словаре…” В.И.Даля.
- Почему Словарь В. Даля – особенный? Чем он отличается от современных толковых словарей?
Работая с книгой А. Смирнова и обращаясь затем к Словарю Даля, ученики отмечают, что свой словарь В.И. Даль создавал в XIX веке, поэтому в нем использован алфавит старого русского языка, действующий до 1917 года, в котором были буквы, отсутствующие в современном языке.
В Словаре Даля собраны слова живого языка, то есть языка, на котором говорит народ в своем ежедневном общении. Другие словари включают литературный язык. Живой язык богаче и обширнее литературного. Поэтому Словарь Даля содержит более 200 000 слов, а, например, 17-томный толковый словарь Академии Наук – 120 000 слов.
Еще одно важное отличие в том, как составлен этот словарь. В современных словарях все слова расположены в алфавитном порядке, при котором родственные слова оказываются разбросанными по словарю. Другой способ – корнесловный. При таком способе в одну общую статью, под общий корень войдут самые разные по значению слова. Даль остановился на среднем пути – гнездовом или семейном порядке составления словаря, когда во главе семьи ставится глагол, имя существительное или имя прилагательное. Алфавитное следование сочетается с корнесловным наполнением, что позволяет сохранить общепринятый алфавитный порядок и сберечь родственные отношения между словами одного корня. Это несколько затрудняет поиск нужного слова, но зато превращает разыскивание слов у Даля, по словам А.Смирнова, в творческое дело.
Информация о “Толковом словаре…” Даля необходима для последующей работы с ним. Основная задача, которую ставили перед собой, – пополнение своего словарного запаса. А еще хотелось показать, как не нужно говорить. Современные дети в большинстве своем привыкли изъясняться между собой при помощи слов-паразитов: “блин”, “в натуре”, “короче”, “типа”, “как бы”, “в принципе”… Этот список можно еще долго продолжать. Слова-паразиты известны давно и, как правило, служат для заполнения пауз в речи. Все они несут на себе заряд двусмысленности и свидетельствуют о желании говорящего закамуфлировать незнание предмета. Это удобная лазейка, дающая возможность быть неточным, некомпетентным и неискренним. “Но как только, – пишет А. Смирнов, обращаясь к юному читателю, – тебе понадобится изъясниться посодержательней, потоньше, посложней, сразу скажется нехватка слов и бедность вашего словаря. А ведь нужно не только точно передать смысл, речь должна быть еще верной по чувству, по тону, по уместности словоупотребления”.
Детям не знаком постулат: язык – дом бытия, а дом должен быть чист. И, может быть, надо по-настоящему испугаться (о, как мы говорим!), спохватиться и начать действовать?
Как же, читая словарь, пополнять свой словарный запас?
В конце книги, когда читатель уже набрал опыта в работе со Словарем, А.Е. Смирнов предлагает самостоятельно подобрать “гнездо” к слову “птах” (“птаха”) по примеру того, как это проделывал в своем Словаре В.И. Даль. На одной из подготовительных встреч мы вместе составляли такое “гнездо”. А потом, выполняя домашнее задание, дети в группах работали самостоятельно над составлением словарных статей к другим словам. Вот некоторые виды заданий, которые предлагались детям:
  • В какой статье в Словаре В.И. Даля, вы нашли искомое слово?
  • Запишите все однокоренные слова, какие вспомните;
  • К именам существительным подберите определения;
  • Предложите к слову синонимы;
  • Вспомните известные и крылатые выражения со словом (то есть нужно показать, как употребляется слово);
  • Подберите пословицы и поговорки.
Читаю детям стихотворение “Река и Речь” поэтессы из Павлодара (Казахстан) Ольги Григорьевой:
Что нужно мне еще, жива пока,
Чтоб душу живу в суете сберечь?
Чтоб за окном моим текла река.
Чтобы во мне текла родная речь.
Какое счастье – жить на берегу
И отражаться в утренней реке.
Какое счастье – говорить могу
И думаю – на русском языке.
Словарь у наших предков был – “речник”.
Реченье, речь, речной – так корень схож!
У Иртыша, Оки, у полки книг –
Там, где Река, всегда меня найдешь.
Детям было предложено составить “гнезда” к словам “река” и “речь”. В процессе работы они, используя “Школьный словообразовательный словарь” и Словарь В.И. Даля, должны ответить на вопрос, от одного ли корня происходят эти разные слова.
На презентации книги дети показывали результаты своей работы. Сначала они подобрали однокоренные слова:
Речь – речистый, красноречивый, красноречие, реченье, перечить, наречие, речевой, нарекать, упрекать, попрекать, предрекать, обрекать, изрекать, изречение…
Из “Словообразовательного словаря” добавили: речисто, речистость, красноречиво, красноречивость.
Затем предложили определения к слову “речь”: родная, умная, мудрая, грамотная, выразительная, богатая, ясная, чистая, живая, подготовленная, импровизированная, невнятная, тихая, отчетливая, деловая, стихотворная…
и совершали действие над словом: речь готовится, творится, произносится, льется, развивается, хранится (А. Ахматова. “Мужество”: “И мы сохраним тебя, русская речь…” – подсказка учителя), бережется, лелеется… “А как речь-то говорит, словно реченька журчит…” (А.С. Пушкин).
Синонимы: речь – разговор, беседа, слово, проповедь, устное обращение, наставленье, поученье, рассужденье, изложенье, объясненье, изреченье, выраженье…
Когда словарный запас у детей иссяк, они обратились к Далю. У него это слово находят в “гнезде” “Речи”. Вот что предлагает создатель Словаря: рещи (церк.), речить, рекать (говорить, молвить, сказать);
Реки, рцы (говори, сказывай); реченый (названный, поименованный); возрекать (обвинять, клеветать), вырекать (произнести), дорекать (договаривать), зарекать (запрещать); изречи (проговорить), обречь (приговорить), отречься (отказаться), пререкать (спорить), предречь, прорекать (предсказать), урекать (обвинять, винить);
Реченье, речь (слово, изреченье, выраженье);
Реченник, речник (словарь, словотолковник) – (см. у О. Григорьевой строчку: “Словарь у наших предков был – “речник”…”).
Любопытное разграничение замечают ученики у прилагательных: красноречивое выступление – значит увлекательная, убедительная речь; речистый человек – это человек с чистой, плавной, ясной, внятной речью; речевитый – хорошо говорящий;
Речистость, речевитость;
Речить (заговаривать, шептать, колдовать), рещи, речи, реку (глаголы).
Пословицы с однокоренными словами:
Речи слышали, да дела не видим.
Речи, что снег, а дела, что сажа.
Речи, что мед, а дела, что полынь.
Не верь своим очам, верь моим речам.
Не о том речь, что...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2186

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340