Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Академия мышления. Комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков учащихся - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Академия мышления. Комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков учащихся


Автор(ы): Пугачев Евгений Павлович, педагог-психолог, зам. директора по НМР; Пугачева Лариса Викторовна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных навыков. Отбором, разработкой, апробацией и систематизацией наиболее эффективных методов и технологий проведения такой работы мы занимались более десяти лет. В результате была разработана комплексная программа развития учебных навыков для обучающе – развивающей работы с учащимися разных возрастных групп под объединенным названием “Академия мышления”. Материал программы может быть реализован в самых разных формах. Это специальные курсы, факультативы, серии классных часов, отдельные занятия.
Весьма продуктивным может быть освоение и применение обсуждаемых приемов и методов непосредственно на уроке, или при подготовке учащимися домашних заданий. Это позволит не только значительно повысить эффективность урока, но и существенно расширит его развивающие возможности. Ниже представлены фрагменты занятий из обучающего марафона по развитию учебных и интеллектуальных навыков у старшеклассников.
“Школьный урок как возможность для саморазвития”.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важной части нашей жизни, той, что протекает здесь в школе на уроках. Мало кто задумывается о том, что каждый урок – это 40 минут жизни! За день эти минуты незаметно складываются в 5–7 часов! За неделю как минимум в 30–40. Этим временем можно распорядиться по-разному. Можно “пересидеть”, проговорить с соседом, промечтать. А можно использовать для совершенствования своих способностей, для подготовки к профессиональной карьере. При этом хорошо усваивать материал и обеспечивать себе ресурс времени для занятия любимым делом. Я думаю, что многие из вас при подготовке домашних заданий частенько ловили себя на мысли о том, что совершенно ничего не запомнили на уроке и дома все приходится разбирать заново. Выходит - время, потраченное на уроке, прошло даром. Более того, на разбор материала дома придется затратить его еще столько же, а то и больше. А можно было бы это время потратить на изучение дополнительной литературы, или же на занятие по душе.
Есть ли у вас какие-нибудь собственные рецепты по повышению эффективности своей работы на уроке? /Рассматриваются варианты, предложенные школьниками./
Конечно, все начинается с постановки цели. Давайте посмотрим, есть ли разница между этими внутренними целями учеников во время проведения учителем опроса:
“Как бы не спросили сегодня”.
“Получится ли сегодня ответить лучше, чем вчера?”
Какие чувства испытывает первый ученик и как они, скорее всего, отразятся на его дальнейшей работе?
Сравните эти две установки:
“Я сегодня приготовился, мне нужно ответить, чтобы получить пять”.
“Я сегодня хорошо приготовился и постараюсь ответить так, чтобы меня слушал весь класс”.
А теперь эти две в отношении дополнительных вопросов:
“Ну вот, валит!”
“Задали вопрос, значит, мой рассказ интересен. В следующий раз постараюсь спровоцировать вопрос от одноклассников”.
Действительно, ответ у доски можно рассматривать не только как возможность получить хорошую оценку, но и как тренировку жизненно и профессионально значимого умения. Речь идет об умении выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения, излагать группе свое видение проблемы. Это незаменимые умения для человека, желающего добиться успеха практически в любой профессии! Где же это особенно важно? /Рассматриваются ответы учащихся./
Получилось все-таки так, что вас не спросили, и к доске вышел другой ученик, забрав себе и возможность развивать свое ораторское мастерство, и шанс получить хорошую отметку. И в этом случае есть поле деятельности для самосовершенствования. И не менее значимых способностей. Речь идет об аналитической деятельности. Развивать указанные способности в нашем случае можно посредством рецензирования прослушиваемого ответа. Заметьте, что при этом вы еще и повторяете учебный материал, а не просто пережидаете, пока кто-то работает. Рецензию можно озвучить, или же использовать ее результаты для дальнейшей работы уже над своими устными ответами. Можно договориться с одноклассниками и обмениваться рецензиями на ответы друг друга. В этом случае результативность вашей работы существенно возрастет, тем более, если вы еще и будете подготавливать один – два вопроса, для того, чтобы задать их представляющему устный ответ товарищу. Предварительная договоренность снимет блокирующий эффект неожиданности, а качество работы на уроке существенно возрастет. Согласитесь, очень во многих ученических коллективах ответ у доски является серьезнейшей проблемой для ребят. В ваших силах сделать так, чтобы каждый момент урока работал на ваше развитие, на вашу будущую карьеру.
Примерную схему рецензирования устного ответа на уроке вы можете посмотреть в памятке, которая лежит у вас на столе (см. приложение 1). Я предлагаю вам поработать с рецензированием в течение недели и на следующем занятии обменяться впечатлениями и результатами…
Еще один думаю известный вам способ повысить качество своей работы на уроке, это использование в учебной подготовке дополнительных информационных источников. Какими дополнительными источниками пользуетесь вы? Какие сложности возникают при работе с ними? Есть ли у вас какие-то свои секреты, как лучше организовать работу с дополнительным материалом, чтобы он работал не только на предстоящий урок, но и остался в памяти для дальнейшего применения?
В условиях ограниченного времени на уроке при необходимости обращения к дополнительным источникам информации очень эффективно работает алгоритм, предложенный разработчиками системы скорочтения. Согласно этому алгоритму работа с материалом должна организовываться по блокам, которые мы несколько расширили и дополнили:
  1. Автор. Желательно знать не только фамилию автора, но и его имя и отчество.
  2. Источник и его данные. Хотя при устном ответе достаточно указать только наименование источника (название книги, статьи и журнала/газеты, где она опубликована, телепередачи и т.д.), в вашем распоряжении должны быть полные данные о нем (см. приложение 2).
  3. Проблема. Краткая формулировка сути проблемы, рассматриваемой автором, либо ее простое обозначение (Например: “Статья посвящена проблеме восстановления лесов”).
  4. Фактографическая основа. Перечисление основных фактов, на которые ссылается автор. Здесь важно не допустить замены фактов на предположения и домыслы.
  5. Особенности излагаемого материала (автор приводит множество разнообразных примеров, статистического материала, описывает события с позиции их участника и т.д.)
  6. Критика (свои замечания и ссылки на авторитетные источники). Что вы сами думаете по поводу прочитанного/ увиденного, с чем согласны, в чем сомневаетесь, какие аспекты остались непонятыми, с чем готовы поспорить? Встречались ли вам материалы, подтверждающие, или опровергающие выводы этого специалиста?
  7. Новизна и возможности использования на практике. Чем отличается работа этого автора от известных вам ранее публикаций по проблеме (возможно, его же авторства). Что в изученном материале имеет практическую значимость и каковы возможные сферы его применения.
Попробуем провести анализ небольших газетных текстов по предложенной схеме.
/Учащиеся работают, каждый вариант получает ксерокопии одинаковых газетных материалов для того, чтобы эффективнее организовать групповое обсуждение полученных результатов. Далее нескольким ученикам дается возможность озвучить свои аналитические заключения с групповым обсуждением, вопросами и дополнениями/.
Приведенный алгоритм весьма эффективно использовать, как для работы с текстом и его анализа, так и в качестве опорной схемы при ответе, или дополнении к ответу на уроке. Важно заметить, что стоит потренироваться на основе этой схемы давать как краткую справку по дополнительному источнику, так и его развернутый анализ. Это умение, как показывает практика, благоприятно сказывается не только на устной работе, но и на качестве написания рефератов, сочинений, исследовательских работ.
По такому алгоритму можно вести архивные записи дополнительных учебных материалов, которые в последствии могут пригодиться при подготовке к контрольным работам и экзаменам. Есть и другие очень удобные формы фиксации результатов работы с информационными и литературными источниками. /Смотрите приложение 3/. Однако эти формы больше подходят для сбора материала при ведении научно-исследовательской работы, или при подготовке к написанию сочинения.
Бывают ситуации, когда вам необходимо подготовить небольшие сообщения, или доклады, при этом у каждого своя тема. В этом случае эффективность поиска материала возрастет, если у каждого из вас будет дополнительная, подобным образом составленная таблица – закладка, в которую занесен весь список разрабатываемых группой, или классом тем.

Таблица “Оперативная закладка”

Вопрос Источник
(название книги
с выходными данными)*
Номера страниц, где есть
информация по данному
вопросу


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2168

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340