Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Формирование представлений дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе на занятии Путешествие капельки и ее волшебные превращения
Автор(ы): Васюк Татьяна Павловна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип занятия: занятие - опыт Цель: формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе Задачи: - познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;
- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
- воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.
Оборудование: стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка. Организационный момент: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки вы сможете найти в нашем бассейне. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыба.) Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет. Весел нет у малых лодок, А кораблик больно ходок. Вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу поведет. (Утка с утятами.) По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое?.. (пароход) И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие. Чего в гору не вкатить, В решете не унести И в руках не удержать? (вода) Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы на нашем занятии. Ход занятия: Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды. - Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи? Ответы детей. Без пищи мы можем прожить 49 дней. - А сколько человек может прожить без воды? Ответы детей. Без воды человек может прожить не больше 2-х суток. - Где используется вода? Ответы детей. Воды на Земле много - 2 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%. - Какой вывод мы можем сделать? (Воду нужно беречь.) Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях. - Как вы думаете, в каких? Ответы детей. В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды. Тема нашего сегодняшнего занятия: “Путешествие капельки и ее волшебные превращения”. Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии. А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки… “Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”. - В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.) Правильно. Давайте послушаем стихотворение о жидком состоянии воды. Чтец 1: ДОЖДИК По дорожке полевой От реки спешу домой. А из тучки-невелички Льется дождик проливной. Будто кто-то в высоте Носит воду в решете, Дождик, лей веселей, Теплых капель не жалей! Чем сильнее, дождик, льешь, Тем тучнее будет рожь! А. Яшин Спасибо. А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой. Опыт №1 “Определение цвета воды” - Какого же цвета вода? (голубого, зеленого) Предлагается посмотреть на закрашенную воду. Дети делают вывод, что вода – бесцветная. Опыт №2 “Определение прозрачности воды” - У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давайте посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно? (Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.) Дети делают вывод, что вода – прозрачная. Опыт №3 “Определение запаха воды” - Какой запах имеют цветы? Духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.) -А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет) Опыт №4 “Определение вкуса воды” - Какая соль на вкус? (соленая) - Лимон? (кислый) - Попробуйте воду на вкус. Какая она? (без вкуса) Опыт № 5 “Определение формы воды” - Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что изменится? (вода принимает ту форму, в которую ее переливают). - А вы налейте в розетку капельку воды. Что вы заметили? (вода растекается) - Так имеет ли вода определенную форму? (нет) Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше… “…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…” - Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.) - Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому что зимой есть и снег, и лед.) - А в каком состоянии находится капелька сейчас? (В твердом.) Правильно. Давайте послушаем стихотворение о твердом состоянии воды. Чтец 2: ЗИМНИЕ ДЕНЬКИ Музыка по воздуху зимнему плывет… Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед. Бегуны стараются, по катку летят. Мамы улыбаются, глядя на ребят. Снежные хрусталики падают на лед… И большим и маленьким – всем полезен спорт! С. Вигдоров Спасибо. А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Еще я приготовила для вас две тарелки: в одну из них я положила снег, а в другую – лед. Вода превращается в лед при температуре 0?С. Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, река) Опыт №6 “Определение цвета снега и льда” - Какого цвета снег? (белый, когда он чистый) - Какого цвета лед? (бесцветный) Опыт №7 “Определение прозрачности снега и льда” - Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег непрозрачный). Опыт №8 “Определение формы снега и льда” - Посмотрите, имеет ли форму лед? (имеет) - Какую? (ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает) - А снег? Посмотрите, я ему придаю разную форму. (снег рыхлый, сыпучий) Физкультминутка. - А сейчас мы...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3417
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|