Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки
Семейное чтение — одна из форм развития читательского интереса
Автор(ы): Кириллова Альбина Ивановна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность этой работы: заключается в формировании читательских интересов школьников, так как читательские интересы и читательская культура школьников является важнейшими показателями духовного потенциала учащихся и общества. Проблема - в последние годы мы столкнулись с проблемой детского чтения, с которой связаны средства познания окружающего мира и развития самопознания личности. Цель работы: Рассказать о некоторых приемах используемых в нашей библиотеке, которые способствуют к повышению интереса к чтению. Новизна работы: заключается в показе совместных усилий библиотеки, учащихся, родителей, классного руководителя, к активизации чтения ребят. По оценке специалистов сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 11 лет упал в 4 раза, газет и журналов в 3,6 раза. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением, проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры. Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения, поэтому все 11 лет школьной жизни ребёнка – программное обучение и самостоятельное приобретение знаний – это чтение книг. Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело: - защищаем его душу; - питаем ум и сердце; - побуждаем к самосознанию; - содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась. Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция отторжения от библиотеки, от чтения довольно сильна и проявляется она в мировом масштабе, находясь в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет. Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения. Он накапливает опыт такого переживания, когда не способен еще объектировать смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения. После освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер. Мнения о том, когда это должно происходить – самые противоположные. По данным американских исследователей врожденные способности к чтению проявляются в возрасте 18 месяцев до 6 лет. Если учесть, что на первые шесть лет жизни ребенка приходится 60 процентов знаний, которые он приобретает за всю жизнь, то столь раннее обучение чтению не лишено практического смысла. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним. Наряду с библиотеками семейного чтения, детскими библиотеками, в этом процессе должны принимать самое активное участие и школьные. И начать работу необходимо с родителей первоклассников, с первого родительского собрания нужно говорить им о важности чтения в семье. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. Новые программы, оригинальные методики чтения, учат преодолевать конфликты между поколениями. Наша задача, задача школьных библиотек – способствовать не только формированию в семье человека, в сознании которого культура прошлого помогает созданию мировоззрения нынешнего, но и появлению у представителей старшего поколения позитивного отношения к будущей культуре, которая неминуемо будет отличаться от той, носителями которой они являются. Взрослым адресована экспозиция “для вас, родители”. Их вниманию предлагается широкий выбор литературы с рекомендациями известных педагогов и психологов. Родители могут ознакомиться с информационными листками по темам: “Как привить ребенку любовь к чтению”, “читаем всей семьей”. Для учащихся 5-7-х классов подготавливаются рубрики “Это интересно”, “Книги, которые нам подарили”, “Что читают твои одноклассники”. Также в школьной библиотеке организованы тематические полки, “Книга, которая меня изменила”, “Полка единственной книги”, “Книга, прочитанная вовремя”. Регулярное выступление на родительских собраниях с обзорами литературы и беседами, проведение анкетирования среди учащихся и их родителей способствуют активизации семейного чтения. Традиционным становятся в нашей школе конкурс: “Папа, мама и я - читающая семья”. Конкурс показывает – там, где читают родители, любимым занятием детей становится чтение, там значительно меньше проблем с интеллектуальным развитием и воспитанием подростков. Педагогические обязанности берет на себя книга. Конкурс читающих семей каждый раз превращается для всех в незабываемый праздник: с призами, с искренними аплодисментами и самыми счастливыми улыбками. Работа в этом направлении продолжается…. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников в библиотеки. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома, в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями, библиотекарями. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, начиная с 5 класса используются различные формы такие как, например: - Реклама новых книг;
- Библиотечные уроки;
- Мероприятия в игровой форме;
Однако это в основном относится к детям, которые читают очень много, но есть дети в которых родители не пробудили интереса к чтению, с этими посложнее. И вот мы ищем пути – дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по книгам. Вначале надо найти ключик в лесу, это либо экскурсия или игры через которые открывается тропинка в лес. Опыт наш небольшой, второй год мы экспериментируем, начиная с пятых классов. Книг у нас немного, сказываются финансовые возможности школьных библиотек, которые вам известны. В последнее время к нам поступили красочные издания роман-газеты “Тимур и его команда”, “Дикая собака Динго”, “Приключения кроликов”, “Маленький принц” и другие. Далее ключик – это интересные викторины, при проведении их у ребят зажигались глаза, и они ждали новой встречи с нами. И вот эти отношения строятся на интересной книге независимо от того новая она или старая, есть книги, которые переплывают океан времени и остаются всегда актуальными. Обобщение опыта Теперь о методике, которую мы используем, чтобы еще раз на этапе 5 класса достучаться до сердца, до ума ребенка – донести до него интересную книгу – читать ее вместе – обсуждать ее, думать вместе с ее героями и оставить в уголке своего сердца впечатление от встречи с самой яркой книгой. Чтобы она стала потенциалом добра, чтобы могла увлечь ученика в мир книги: 1 этап – знакомство с 5-тиклассниками. 2 этап – изучение их интересов. 3 этап – найти увлекательную книгу, чтобы она могла увлечь и зажечь учеников. 4 этап – подготовительный. Книг интересных должно хватить на всех, родителям, ученикам и классным руководителям, чтобы все их читали. 5 этап – готовим вопросы по книге или викторину. 6 этап – готовим рисунки, сочинения, рассказы, очень тщательно готовимся с классом. 7 этап – подготовка раскладок, ученик должен видеть все “краски” книги, начиная от биографии книги и заканчивая всеми гранями книги. 8 этап – в ходе подготовки ребята советуются, переживают, просматривают свою роль в выступлениях. 9 этап – в очень праздничной обстановке проводится сама конференция в связке ученики – родители – классный руководитель – библиотекари, своеобразное сотрудничество которое объединяет интересная книга. Опыт наш небольшой, мы работаем с пятиклассниками, давая возможность прикоснуться с миром книги поближе. Эти путешествия строим на интересной книге -которые всегда актуальны во все времена. На первый взгляд покажется Вам, что это обыкновенная читательская конференция которая проводиться в каждой библиотеке. Однако потенциал проводимой нами работы помогает глубже в новом контексте подойти к проблеме чтения. Сельские школы не избалованы в плане обогащения новыми книгами, особенно красочными, которые издаются в современное время, поэтому остается проблемой иметь полный комплект необходимых книг для подростков. Предварительная работа в классе очень ёмкая, занимательная, интересная. Книги дома читают все, и родители, и дети. Все должны тщательно подготовиться, лишь в этом случае можно будет ожидать результат от этой проделанной работы. Готовится предварительный сценарий, шьются костюмы для героев, ребята рисуют рисунки, наглядный материал – выдержки, цитаты из самих произведений. Все это находится в системе и в едином порыве. И вот наступает день общения с книгой. Дети выступают со своими сообщениями о героях книги, а потом наступает черед взрослых. Таким образом, в процессе общего времени складывается впечатление о книге. В процессе встречи формы работы разнообразные – сценические выступления, выдержки из стихов, музыкальное оформление. Книги становятся потенциалом добра, чтобы дать дорогу ученику в увлекательный мир книги, и на многие годы стать “маяком”, зовущим в тихую гавань под названием библиотека. А по окончании общения у ребят готова идея на следующую книгу. Что дало нам всем это сотрудничество: а) подает пример к чтению; б) прививает вкус к книге; в) ученики лучше усваивают содержание прочитанного; г) именно художественная детская книга является посредником в эмоциональном общении ребенка с родителями, учителями и библиотеками; д) родители выступают носителями опыта человечества; е) процесс чтения – начальный этап приобщения чтения вообще; ж) ребенок неосознанно переживает воздействие произведения; з) родитель, классный руководитель, библиотекарь выступают посредником и проводником в общении школьников с автором произведения; и) реализуются психологические, социальные, нравственные идеи, источником которых служат явления жизни отраженные в произведениях литературы; к) там, где читают родители и дети, педагогические обязанности берет на себя книга; л) там, где развивается чтение сообща, там рождается познавательная деятельность, побуждающая к размышлению; Нам же библиотекарям эта форма семейного чтения “ученик – родитель – классный руководитель – библиотекарь” показалась очень интересной в плане общения, и оттого что книга попалась удивительная и все получили радость от чтения – она о дружбе, взаимопонимании и взаимопомощи, что нужно стараться побольше делать добра для тех, кто рядом. Добро делает человека светлее, к такому выводу пришли ребята в конце встречи с доброй книгой. Отзывы о проведенных конференциях на тему: “Сотрудничество – ученик - родитель – классный руководитель – библиотека” Есть книги, которыми зачитываются люди разных поколений. В уютном зале учащиеся 9“е” класса школы, также приглашены юнкоры школы. К конференции ребята готовились с апреля месяца, на стенах зала рисунки ребят по произведению, и как бы незримо окунаешься в школьную пору 30-х годов – пионерлагеря, пионерские костры, школьные дни и заботы. Каждый из выступающих на конференции ребят очень подробно рассказывал и освещал страницы прочитанного произведения. Книга эта – юбиляр, в 2004 году ей исполняется 65 лет со дня выхода на свет. Коротко об авторе. Рувим Исаевич Фраерман (1891-1972), родился в г. Могилеве. В юности жил на Дальнем Востоке и Сибири. Переменил много профессий – был рыбаком, чертежником, учителем. В 30-е годы им была написана книга “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”, опубликованная в журнале “Красная новь”. Книга сразу же завоевала любовь юных читателей. И сегодня, благодаря поэтичности, высоким нравственным идеалам и глубокому философскому содержанию пользуется неизменной популярностью в детской читательской аудитории. По мотивам этой книги был снят фильм, который в 1962 году был удостоен приза на фестивале в Венеции. Теперь послушаем мнение читателей: Смирнова Настя: - “В этой повести повествуется о отношениях между сверстниками, отношениях с учителями, родителями и о прощании с детством”. Больше всего мне понравился эпизод, где героиня повести Таня ничего не страшась, отправляется в пургу спасать сверстников Колю и Женю. Также мне понравился эпизод Нового года, где отец Тани приносит апельсины – на Севере это большая редкость. В общем мне эта повесть очень понравилась – она подходит для всех времен, я бы посоветовала ее своим друзьям”.
Саргылана Петрова: - “Прочитав эту повесть, которая читается легко и быстро, я сразу поняла что повесть относится не только к прошлому времени но и к настоящему и к будущему поколениям. Герои мне все понравились своей чистотой и откровенностью души, как будто находишься внутри этого сказочного мира где нет лжи, становится очень хорошо на душе”.
Никитина Вика: - “Это очень хорошая повесть, она подходит для нашего времени, герои в ней очень понравились, и я бы посоветовала почитать ее тем, кто ее еще не читал”.
Тамара Ксенофонтова: - “В этой книге рассказывается о чувствах девочек и мальчиков как бы нашего времени, кажется, что эта повесть была по настоящему. Может, это было в жизни какого-то человека, или в жизни автора”.
Петрова Аня: - “Мне очень понравился эпизод о рыбалке, тема близкая нам – общение ребят во время рыбалки. Прощание с детством самый интересный эпизод. Филя написал “лучами солнца” на груди имя ТАНЯ, конец очень грустный – потому что они расстаются и прощаются с детством”.
Гермогенова Уля: - “Очень поэтичное произведение о чистоте, правдивости, уважении человеческих взаимоотношений в жизни, поэтому книга “Дикая собака Динго” очень популярна среди подростков”.
Кириллин Женя: - “Все ребята высказались что книга очень хорошая, я согласен с этим. Что-нибудь должно остаться. Все...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3125
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|