Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированные уроки русского языка и информационных технологий как способ повышения грамотности учащихся - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Интегрированные уроки русского языка и информационных технологий как способ повышения грамотности учащихся


Автор(ы): Хаирова Лариса Дмитриевна, учитель информатики и ИКТ; Баусова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю. (Гёте И)
Проведение интегрированных уроков по разным предметам – это дань времени и неотъемлемая часть современных педагогических технологий. Многие учащиеся имеют дома компьютер, который в их понимании ассоциируется как инструмент для развлечений: можно до бесконечности играть в различные игры, смотреть фильмы, слушать музыку. А использовать компьютер в целях обучения, осваивая различные программные приложения почему-то не вызывает особого восторга у юных пользователей. Хотя навыки владения компьютером являются первоочередными для успешной жизни и деятельности человека современного информационного общества.
Формирование этих навыков целесообразно начинать на этапе обучения в средних классах общеобразовательной школы.
Работу по использованию информационных технологий мы решили проводить на уроках русского языка.
Проведение серии экспериментальных интегрированных уроков показало стремление учащихся к овладению работой в приложении Word, повысило их грамотность по русскому языку.
Использование элементов технологии модульного обучения развивает в учащихся такие качества как умение самостоятельно работать, оценивать свою работу.
В качестве примера приводится один из таких уроков.
Урок:
  • экскурсия;
  • экспериментальный;
  • интегрированный;
  • с использованием элементов технологии модульного обучения.
Формы работы:
  • устная;
  • письменная (инструмент – компьютер);
  • исследование;
  • беседа.
Методы работы:
  • коллективная;
  • в парах;
  • индивидуальная.
Цели урока
По русскому языку:
обучающие:
  • научиться правильному пониманию текста;
  • осмыслению темы, основной мысли, типа речи текста;
  • выразительно читать текст;
  • анализировать прочитанное;
  • комментировать орфограммы и пунктограммы;
  • грамотно писать;
  • обобщить изученное по темам “Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Фонетика”;
  • подготовиться к контрольной работе.
развивающие:
  • развивать речь, творческие способности учащихся;
  • расширять кругозор.
воспитательные:
  • воспитывать чувство любви к Родине;
  • воспитывать эстетические чувства;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
По информационным технологиям:
совершенствовать навыки работы по:
  • вводу текста в компьютер;
  • редактированию текста;
  • передвижению по тексту.
знать и уметь:
  • работать с тестом-программой;
  • как проверить орфографию и синтаксис введённого текста;
  • как ознакомиться со свойствами созданного документа.
Ход урока
I. Вступительное слово учителей русского языка и информатики (6 мин.)
Учитель русского языка.

Ребята! Сегодня мы проводим интегрированный урок-экскурсию русского языка и информационных технологий. Совсем недавно мы с вами побывали в удивительном по красоте месте – замке Шереметева, находящемся в посёлке Юрино. Информацию, полученную на экскурсии, мы используем в теме “Комплексный анализ текста”. На уроке мы будем готовиться к контрольной работе, закрепляя изученный материал по темам “Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Фонетика”.
Учитель информатики.
Ребята, сегодняшний урок продолжает серию экспериментальных интегрированных уроков русского языка и информационных технологий.
В качестве основного инструмента работы будет использоваться компьютер.
Мы продолжим нашу работу в текстовом редакторе Word. Будем совершенствовать навыки работы по вводу текста в компьютер, его редактированию, которое представляет собой вставку и замену символов в тексте, проверку правописания.
Так же мы должны закрепить наши умения по быстрому передвижению по тексту с помощью курсорных клавиш и мыши, используя полосу прокрутки.
Учитель русского языка.
Наша Родина – Республика Марий Эл. Человек без Родины – что цветок сорванный.
Что мы делаем и должны сделать для того, чтобы Родина стала краше и сильнее? Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. Ответить трудом, делами, нужными стране. Из наших дел и складывается общая победа.
Ребята, а что вы делаете для того, чтобы наша Родина стала краше?
Ответы учащихся
Все мы любим наш Марийский край. Потому что …
Учитель русского языка.
Если ты хоть день в Марийском крае будешь,
А потом уедешь на года,
Никогда его ты не забудешь,
Разлюбить не сможешь никогда.
Нам с вами есть чем гордиться на своей Родине.
Что позволяет нам восхищаться нашим краем?
Высказывания учащихся о природе, заповедниках, исторических памятниках Марий Эл.
Учитель русского языка.

Незабываем по своей красоте архитектурно-усадебный комплекс – замок Шереметева, находящийся в посёлке Юрино, где мы с вами побывали во время осенних каникул.
Хотите вы ещё раз побывать там?
Учащиеся. Да.
Учитель русского языка.
Давайте ещё раз теперь уже вместе с нашими гостями побываем в этом великолепном месте.
II. Демонстрация видеофильма о замке Шереметевых (3 мин.) на компьютере с использованием проектора. (Учитель информатики)
III.
Экскурсия по залам замка.
Учитель русского языка.
А сейчас наши экскурсоводы сами проведут нас по залам замка и расскажут о тех достопримечательностях, которые они там видели.
На экране демонстрируются фотографии с видами внутреннего и внешнего вида замка. (Учитель информатики).
Экскурсию проводят учащиеся. Комментируется каждая фотография.

IV
. Проекты о замке Шереметева, выполненные на листах формата А1.
Учитель русского языка.

После посещения замка учащимся было предложено выполнить проекты по теме “Замок Шереметева”. Звучит небольшой рассказ о проектах, созданных самими учащимися (2-3 мин.).
V. Работа с текстом.
На экране демонстрируется текст “Юрино”.
(Учитель информатики)
1. После чтения текста проводится беседа по нему.
  • О чём он?
  • Какова его тема?
  • Какова его главная мысль? Идея?
Ответы учащихся. Автор хочет показать красоту посёлка Юрино и привлечь туристов к посещению замка Шереметева.
2. Объяснение орфографии и пунктуации (6-8мин.)
VI. Для снятия утомляемости глаз проводится небольшая гимнастика для глаз (1 мин.): поморгать глазами, спокойно посмотреть вдаль.
VII. Работа учащихся с тестом-программой. (10 мин.)
Учитель информатики. На экране и на мониторах перед вами тест-программа, составленная учеником 7А класса нашей школы Тарасовым Александром на языке программирования Паскаль на основании вопросов, предложенных учителем русского языка. Программа проверит ваши знания по русскому языку, выявит уровень подготовки к контрольной работе, а так же выставит вам отметку в зависимости от количества правильных ответов на предложенные вопросы.
Учащиеся работают с тестом-программой. Полученные отметки выставляются в личный Лист достижений.
VIII. Работа по теме урока в текстовом процессоре Word с использованием элементов тех...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1496

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340