Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Интегрированные уроки русского языка и информационных технологий как способ повышения грамотности учащихся
Автор(ы): Хаирова Лариса Дмитриевна, учитель информатики и ИКТ; Баусова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю. (Гёте И) Проведение интегрированных уроков по разным предметам – это дань времени и неотъемлемая часть современных педагогических технологий. Многие учащиеся имеют дома компьютер, который в их понимании ассоциируется как инструмент для развлечений: можно до бесконечности играть в различные игры, смотреть фильмы, слушать музыку. А использовать компьютер в целях обучения, осваивая различные программные приложения почему-то не вызывает особого восторга у юных пользователей. Хотя навыки владения компьютером являются первоочередными для успешной жизни и деятельности человека современного информационного общества. Формирование этих навыков целесообразно начинать на этапе обучения в средних классах общеобразовательной школы. Работу по использованию информационных технологий мы решили проводить на уроках русского языка. Проведение серии экспериментальных интегрированных уроков показало стремление учащихся к овладению работой в приложении Word, повысило их грамотность по русскому языку. Использование элементов технологии модульного обучения развивает в учащихся такие качества как умение самостоятельно работать, оценивать свою работу. В качестве примера приводится один из таких уроков. Урок: - экскурсия;
- экспериментальный;
- интегрированный;
- с использованием элементов технологии модульного обучения.
Формы работы: - устная;
- письменная (инструмент – компьютер);
- исследование;
- беседа.
Методы работы: - коллективная;
- в парах;
- индивидуальная.
Цели урока По русскому языку: обучающие: - научиться правильному пониманию текста;
- осмыслению темы, основной мысли, типа речи текста;
- выразительно читать текст;
- анализировать прочитанное;
- комментировать орфограммы и пунктограммы;
- грамотно писать;
- обобщить изученное по темам “Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Фонетика”;
- подготовиться к контрольной работе.
развивающие: - развивать речь, творческие способности учащихся;
- расширять кругозор.
воспитательные: - воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать эстетические чувства;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
По информационным технологиям: совершенствовать навыки работы по: - вводу текста в компьютер;
- редактированию текста;
- передвижению по тексту.
знать и уметь: - работать с тестом-программой;
- как проверить орфографию и синтаксис введённого текста;
- как ознакомиться со свойствами созданного документа.
Ход урока I. Вступительное слово учителей русского языка и информатики (6 мин.) Учитель русского языка. Ребята! Сегодня мы проводим интегрированный урок-экскурсию русского языка и информационных технологий. Совсем недавно мы с вами побывали в удивительном по красоте месте – замке Шереметева, находящемся в посёлке Юрино. Информацию, полученную на экскурсии, мы используем в теме “Комплексный анализ текста”. На уроке мы будем готовиться к контрольной работе, закрепляя изученный материал по темам “Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Фонетика”. Учитель информатики. Ребята, сегодняшний урок продолжает серию экспериментальных интегрированных уроков русского языка и информационных технологий. В качестве основного инструмента работы будет использоваться компьютер. Мы продолжим нашу работу в текстовом редакторе Word. Будем совершенствовать навыки работы по вводу текста в компьютер, его редактированию, которое представляет собой вставку и замену символов в тексте, проверку правописания. Так же мы должны закрепить наши умения по быстрому передвижению по тексту с помощью курсорных клавиш и мыши, используя полосу прокрутки. Учитель русского языка. Наша Родина – Республика Марий Эл. Человек без Родины – что цветок сорванный. Что мы делаем и должны сделать для того, чтобы Родина стала краше и сильнее? Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. Ответить трудом, делами, нужными стране. Из наших дел и складывается общая победа. Ребята, а что вы делаете для того, чтобы наша Родина стала краше? Ответы учащихся Все мы любим наш Марийский край. Потому что … Учитель русского языка. Если ты хоть день в Марийском крае будешь, А потом уедешь на года, Никогда его ты не забудешь, Разлюбить не сможешь никогда. Нам с вами есть чем гордиться на своей Родине. Что позволяет нам восхищаться нашим краем? Высказывания учащихся о природе, заповедниках, исторических памятниках Марий Эл. Учитель русского языка. Незабываем по своей красоте архитектурно-усадебный комплекс – замок Шереметева, находящийся в посёлке Юрино, где мы с вами побывали во время осенних каникул. Хотите вы ещё раз побывать там? Учащиеся. Да. Учитель русского языка. Давайте ещё раз теперь уже вместе с нашими гостями побываем в этом великолепном месте. II. Демонстрация видеофильма о замке Шереметевых (3 мин.) на компьютере с использованием проектора. (Учитель информатики) III. Экскурсия по залам замка. Учитель русского языка. А сейчас наши экскурсоводы сами проведут нас по залам замка и расскажут о тех достопримечательностях, которые они там видели. На экране демонстрируются фотографии с видами внутреннего и внешнего вида замка. (Учитель информатики). Экскурсию проводят учащиеся. Комментируется каждая фотография. IV. Проекты о замке Шереметева, выполненные на листах формата А1. Учитель русского языка. После посещения замка учащимся было предложено выполнить проекты по теме “Замок Шереметева”. Звучит небольшой рассказ о проектах, созданных самими учащимися (2-3 мин.). V. Работа с текстом. На экране демонстрируется текст “Юрино”. (Учитель информатики) 1. После чтения текста проводится беседа по нему. - О чём он?
- Какова его тема?
- Какова его главная мысль? Идея?
Ответы учащихся. Автор хочет показать красоту посёлка Юрино и привлечь туристов к посещению замка Шереметева. 2. Объяснение орфографии и пунктуации (6-8мин.) VI. Для снятия утомляемости глаз проводится небольшая гимнастика для глаз (1 мин.): поморгать глазами, спокойно посмотреть вдаль. VII. Работа учащихся с тестом-программой. (10 мин.) Учитель информатики. На экране и на мониторах перед вами тест-программа, составленная учеником 7А класса нашей школы Тарасовым Александром на языке программирования Паскаль на основании вопросов, предложенных учителем русского языка. Программа проверит ваши знания по русскому языку, выявит уровень подготовки к контрольной работе, а так же выставит вам отметку в зависимости от количества правильных ответов на предложенные вопросы. Учащиеся работают с тестом-программой. Полученные отметки выставляются в личный Лист достижений. VIII. Работа по теме урока в текстовом процессоре Word с использованием элементов тех...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1496
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|