Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный открытый урок в 5-м классе по теме Стихи Ф.Тютчева ...богаты не столько красками, сколько движением - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный открытый урок в 5-м классе по теме Стихи Ф.Тютчева ...богаты не столько красками, сколько движением


Автор(ы): Тумакова Ирина Валерьевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма урока:
  • интегрированный урок русского языка, литературы, изобразительного искусства с использованием мультимедийного проектора
Цели урока:
  1. Познакомить с творчеством Ф.И.Тютчева
  2. Лингвистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится…”.
  3. Повторить орфограммы глагола.
  4. Развитие речи учащихся.
  5. Познакомить обучающихся с творчеством художников, обращавшихся к теме “Весна”
  6. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
  • мультимедийный проектор,
  • приложение Microsoft PowerPoint
План урока:
  1. Стадия вызова: мозговой штурм – работа с эпиграфом
  2. Стадия осмысления информации: слово учителя, анализ художественного текста, обращение к живописи.
  3. Рефлексия: самостоятельная работа по карточкам, творческая работа – написание синквейна.
  4. Итоги урока.
Ход урока:
1. При помощи мультимедиа демонстрируется тема урока, эпиграф. (Слайд 1, слайд 2)
2. Стадия вызова: мозговой штурм.
Работа с эпиграфом. (Слайд 2)
- О чем эти слова? Что вы знаете о глаголе как о части речи?
- Какие морфологические признаки глагола раскрываются в эпиграфе?
- Какая орфограмма глагола представлена в эпиграфе?
(записать эпиграф, подчеркнуть глаголы, указать их время, лицо, число)
3. Стадия осмысления
3.1 Слово учителя.
(слушая рассказ учителя, дети делают краткие записи)
- Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение русского поэта Ф.И.Тютчева. ( Демонстрируем портреты поэта. Слайд 3, слайд 4, слайд 5, слайд 6)
Имя Тютчева знакомо и дорого сердцу каждого человека. Современники вспоминают его как образец интеллигентности и образованности. Тютчев рано обнаружил необыкновенное дарование и способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым руководил поэт-переводчик Семен Егорович Раич. Под влиянием учителя уже в 12 лет будущий поэт успешно переводил Горация. В 16 лет Тютчев поступил на отделение словесных наук Московского университета и за 3 года окончил его. В 19 лет образованный русский дворянин отправляется в Германию. Здесь происходит важная встреча в жизни поэта, он знакомится с великим немецким ученым-философом Шеллингом. (слайд 7)
Философия – самая древняя на земле наука, из неё берут начало все другие науки. Тютчев понимает главную идею Шеллинга: природа – живой организм. Тютчеву близка идея очеловечивания природы, он признает родство природы и человека.
3.2 Анализ художественного текста (через слуховые и зрительные ассоциации)
- выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится…” учеником
Вопросы учителя: какова тема стихотворения? Что чувствуете, слушая стихотворение? Какие образы возникают перед глазами? (Старуха – Зима и Девочка – Весна)
3.3 Обращение к живописи - связь с изобразительным искусством: Давайте посмотрим, как изображают приход весны художники? (демонстрация репродукций картин, посвященных весне.):
Слайд 9 Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871.
Слайд 10 Константин Крыжицкий. Повеяло весной. 1910
Слайд 11 Федор Васильев. Оттепель. 1871г.
Слайд 12 Фотография На родине поэта. Село Овстуг, Брянская область.
- Что вы представили себе, слушая стихотворение? Совпали ли ваши представления и картины художников?
- Подвижна ли картина, описанная поэтом? Как поэт передает движение? Какие слова указывают на подвижность, движение? (глаголы) Чувствуем ли мы движение, рассматривая картины? Каким образом удается художнику передать подвижность? (образ реки, дороги, качающиеся ветви деревьев, летящие птицы)
- Какие зрительные образы появляются перед нами? Что вы можете сказать о красках, цветах, используемых поэтом? Какие краски преобладают на картинах? Почему?
- Какие звуки вам удалось услышать, рассматривая репродукции картин? (гомон птиц, шум ветерка, журчание реки, шорохи деревьев). Как передает звуки весны поэт? (прием звукописи)
- как представлена звукопись в стихотворении? (много свистящих: С и З, звуки Д, Р, П)
-Что вы слышите за этими звуками? (скрип последнего снега)
- Что происходит с приходом Весны? ( Весна стучится: капель, талые воды, шумят ручьи, птицы трезвонят; Весна хохочет, шумит)
- Обратите внимание на глаголы. Какие из них характеризуют Зиму, какие Весну? Какое лексическое значение они имеют?
(Запишите свои наблюдения в две колонки.)
Зима: злится, хлопочет, ворчит, взбесилась; захватя, пустила, убегая…
Весна : стучится, гонит, засуетилось, нудит, подняли трезвон, хохочет, шумит, умылась, стала румяней.
- В какой колонке глаголы обозначают движение, стремление вперёд? Когда Зима начинает производить какие – то действия? (перед уходом).
- обратите внимание на последние слова о Зиме и Весне.(стала румяней и убегая).
- Каково время действия в стихотворении? Посмотрите на временные формы глагола.
- Как представлены образы Зимы и Весны в стихотворении? Почему эти слова написаны с большой буквы? Что воплощает собой Зима, а что Весна? (Добро и Зло). Борьба Добра и Зла – что вам это напоминает? (фольклор)
- обратимся к орфографии стихотворения. ( Слайд 8 ) Объясните орфограммы выделенных слов: злится, прошла, стучится, подняли, хлопочет, хохочет, взбесилась)
Давайте обобщим наши ответы: как вы поняли философию Тютчева? О чем это стихотворение? Как изображают приход весны художники?
- Вывод: поэт показывает не одно, застывшее состояние природы, природа находится в переходно...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1877

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340