Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Разработка урока по экономике Причины возникновения денег. Деньги на Руси, 10-й класс
Автор(ы): Радченко Виктория Николаевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: дать понятие, что такое деньги, изучить историю возникновения денег, развивать стремление к самостоятельному изучению материала. ХОД УРОКА I. Организационный момент (1 мин) Учитель сообщает тему урока и цель. Так как эта тема дается после обобщающего урока, проверка домашнего задания не проводится. II. Изучение нового материала с игровыми ситуациями и выступлениями учащихся (38 мин.) Деньги – это средство, с помощью которого можно оплатить покупку, измерить ценность чего-либо и даже сколотить состояние. История денег: Знакомство с экономическим комиксом «История денег», – зачем нужны деньги? 1. Деньги мы получаем за свой труд 2. Деньги мы тратим за покупку нужных нам товаров. Наши предки жили стадами, занимались охотой, рыболовством, собирательством, и все, что удавалось добыть, потребляли совместно. Такое хозяйство называлось натуральным. Потом произошло следующее: Допустим жили по соседству три племени. Каждое само себя обеспечивало, выращивая зерно, добывая мясо и рыбу. 1 2 3 зерно зерно зерно рыба рыба рыба мясо мясо мясо Племена нередко враждовали. Торгового обмена между ними не было. Но заметим, что первое племя больше производило зерна, чем могло съесть, и его нужно было хранить. Второе племя более умело ловить рыбу, а оставшаяся часть пропадала: солить они не умели. Третье имело свое стадо животных. Мясо не пропадало, но лишнему скоту нужны были обширные пастбища, а их занимали жители соседних племен, что часто приводило к вражде. А не поменяться ли нам издержками? Такая мысль пришла им однажды в голову. Стали меняться на прямую: зерно на рыбу и мясо, мясо на зерно и рыбу, рыбу на зерно и мясо. Но часто стали возникать такие ситуации: Первому племени нужно мясо третьего, а третьему зерно не нужно, нужна рыба. Тогда первое, выменивая у второго рыбу на зерно, менялось с третьим на мясо. А если второе ничего не хотело, то обмен мог не состояться. Появление излишков – это первый толчок к рынку. Ситуация: На рынок вышли восемь человек с излишками: зерна, мяса, рыбы, украшений из золота, луков, топоров, кольев, фруктов. Обмен идет в количестве в зависимости от затрат труда. Каждый пишет на листе бумаги, что бы он хотел иметь (не говоря никому). Затем все обнародуется, ситуация проясняется и рассматривается. Рассмотрение ситуации должно привести к выбору, что требуется какой-то особый товар, который бы был посредником в обмене. В обмене появились такие предметы, которые всеми хорошо с удовольствием брались. Такой товар превращался в деньги. Эту роль стало выполнять золото. Но прежде, чем это произошло, в роли денег побывали многие вещи. III. Выступление учащихся с сообщением Выступление первого учащегося. У разных народов в разные времена были разные деньги: овцы, коровы, лошади и др. латинское слово «пекунья» (монета) произошла от слова «пекус» (скот). На Руси деньгами были шкуры животных и меха. В южных странах раковины (каури). Добывать их было трудно, поэтому они имели большую ценность. Истории известны так называемые «свиные деньги» – связки раковин, зубов и свиных хвостов. Эти связки достигали 12 метров. У некоторых народов в качестве денег использовались различные продукты питания (чай, какао-бобы, табак, рис, кукуруза, соль). Когда люди научились обрабатывать металлы, появились и металлические деньги (в форме слитков, кусков, песка, пластин). Это были медь, бронза, железо. Лучше всего для роли денег подошли серебро и золото. – Почему? – Спрашивает учитель у учащихся. А потом сформулировать ответы. 1. Это редкие благородные металлы. Чтобы их добыть, требовались большие затраты труда. Поэтому, к примеру, небольшое количество золота можно обменять на целое стадо коров или овец. 2. Их легче хранить и перевозить. 3. Они обладают свойством однородности и различаются только по весу (предложить сравнить две овцы, два быка, две шкуры). 4. Эти металлы обладают свойством сохраняемости (не портятся, не окисляются, не испаряются). Выступление второго учащегося. Первоначально золото обращалось в слитках и в виде песка. Слитки и песок взвешивались, их можно было делить. Особенно ценились самородки. Потом стали делать монеты (форма разная) и ставить на них штамп. Слово «монета» произошло от имени римской богини Юноны Монеты (советчицы). Во дворе её храма располагается монетный двор. Самыми древними монетами в мире считаются статеры из электрума царя Гигеса из Лидии (670 г. до н.э.), электрум – сплав из золота и серебра. Их применяли греки, римляне и варварские племена. В каждом древнем государстве выпускались свои монеты. Обыч...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2193
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|