Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса Открывая занавес
Автор(ы): Сингатуллина Наиля Рафаиловна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии в предшествующих классах, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, значимость применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В рамках подготовки к профильному обучению курс позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, выявить типичные для естественнонаучного и медико-биологического профилей вида деятельности. Содержание курса соответствует познавательным способностям школьников, т.к. содержит новый для учащихся материал. Темы, включенные в программу, содержат вопросы, пробуждающие интерес учащихся к изучению тайн живого, воспитывающие любовь к природе, к необходимости ее охраны. Программный материал доступен для изучения девятиклассниками, содержит вопросы, выходящие за пределы школьного курса. Программа способствует развитию познавательной активности учащихся, знанию взаимосвязей строения и функции живых организмов, формированию диалектико-материалистического мировоззрения и расширению их кругозора. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения – работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, буклетов, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся. Курс рассчитан на 12 часов, включает в себе 6 практических – 3 лабораторных занятий, 4 эксперимента и групповые работы ребят. Успешность прохождения этого курса можно оценить по отчетам, составленным на основе результатов самостоятельных, лабораторных работ, по проектам, по формированию базовых ценностей: здоровье, труд, терпение, успех; умение оперировать биологическими знаниями; эмоциональное отношение к себе и окружающему миру. Ранжирование интереса школьников к данному курсу и к будущему профилю поможет выявить динамику их интереса. Задачи курса: - Пробудить интерес учащихся к изучению тайн живого, привить любовь к природе.
- Показать возможности биологической науки для решения сложных технических проблем научного и технического прогресса. Ознакомить с диапазоном исследовательской деятельности ученых. Увлечь романтикой изучения природы.
- Расширить знания о взаимосвязи строении и функции живых организмов.
- Раскрыть материальную сущность жизни, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение.
- Развить мыслительные способности, логическое мышление.
- Расширить знания учащихся о взаимосвязи строении и функции живых организмов.
К концу курса ученик должен сдать 3 лабораторные работы, 4 итоговых работ по проведенным экспериментам и итоговый реферат или презентацию, участвовать в групповой защите своих проектов. Иметь представление о сложности структурной организации живых систем, о безграничной возможности природы и человеческого ума. Литература 1.И.Б.Литинецкий “Бионика”.Издательство “Просвещение”1976 г. 2. Н.С.Егоров, П.В. Олексин “Биотехнология. Проблемы и перспективы” 3. А.Г. Мельников, “Успехи биотехнологии в Японии”, 1990г. 4. А.С.Батуев. “Биология Человек”. Учебник, М. “Дрофа”. 2001 г. 5..Д.В. Колесов “Биология. Человек” , учебник М. “Дрофа” 1997 г. 6. В. Демидов “Как мы видим то, что видим”. М. “Знание” 1987 г. 7. С.С.Мосияш “Летающие ночью”, М. “Знание”. 1985 г. 8. “Я открываю мир” - М. “Астрель” АСТ, 2002 г. 9. А.В.Перышкин “Физика” учебник. “Дрофа” 2001 г. 10. А.М.Голова. “Тайны живой природы”- М., “РОСМЭН” 2000г. “Без романтики, без мечты, без творческого труда не может развиваться ни одна наука. Для этого требуется пытливый ум, полет строгой и строгой и смелой мысли, упорство и творческая фантазия, логика и дерзновенность. Современной науке нужны люди, безгранично любящие природу, не боящиеся трудностей, способные отдать новой науке весь пыл и всю страсть молодости, весь опыт и всю мудрость зрелости”. “ С незапамятных времен пытливая мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа?” “Вы не найдете в природе ничего простого, все в ней перепутано и слито. А наша любознательность требует найти в этом простоту, требует, чтобы мы ставили вопросы, пытались ухватить суть вещей и понять их многоликость как возможный итог сравнительно небольшого числа процессов и сил, на все лады сочетающихся между собой” Ричард Фейнман. № | Тема занятий | Содержание | Тип занятий | Индивидуальные задания | Наглядность, ТСО | 1. | Живая природа – тайны и возможности. Бесконечная гармония. | Живая природа – живые системы.Знания о природе на службе человечеству. Поиск новых идей в живой природе. | Лекция,Беседа Погружение | Подготовить небольшое сообщение о практическом применений знаний по биологии. | - Рисунки, таблицы. | 2. | Этот зрительный аппарат | Удивительный мир красок.Секрет глаза лягушки. Эксперимент. Уникальные способности глаза голубя. Органы зрения насекомых. Глаз человека. Машины воспринимающие зрительную информацию. | Комбинированное.Эксперимент. Изучение нового. Лабораторная работа “Фотоаппарат и глаз человека” | Проследить эксперимент, демонстрирующий работу глаза лягушки и сделать выводы.Прочитать информацию об уникальных возможностях глаза голубя. Прослушать рассказ об органах зрения насекомых. Изучить принцип фотоаппарата и сравнить с устройством глаза человека. Подготовить сообщение о применении знаний о зрительных аппаратах животных в области техники или разработать буклет. | -Таблицы “ Земноводные”, “Фасеточный глаз насекомого”, “Голубь”. “Зрительный анализатор” “Устройство фотоаппарата”. | 3. | В мире звуков. | Звуковой мир природы. Тайны и значение.Звуковые возможности организмов. Как мы слышим? Практическое применение знаний - разработка слышащих устройств. На службе медицине. | Нестандартное – игровое | Объяснить работу слухового аппарата человека.Придумать рекламу слышащих устройств. | Таблицы: “Слуховой аппарат человека”, “На службе медицине”Буклет | 4. | В мире эхолокаций. | Странные птицы – козодои гвачаро.Загадка летучих мышей. Локационный аппарат дельфина. Тюлени. Нильский длиннорыл. Электролокаторы гимнарх. Термолокатор змей. Эхолокатор на службе у человека. | Изучение нового материала.Сообщение учащихся. Эксперимент “Распространение звуковой волны” | Прочитать информацию о козодои гвачаро.Ознакомиться с сайтом. Подготовить сообщение. Изложить свои версии использования возможностей дельфинов | Таблицы: “Летучие мыши”, “Современные локационные устройства”Таблицы: “Тюлени”, “Пресмыкающиеся”, “Нильские длиннорылы”. Таблицы: “Современные локационные устройства” | 5. | Барометры и гигрометры. | Живые барометры и гигрометры, сейсмографы.Инфроухо медуз. Блестящие синоптики (рыбы и лягушки). Наблюдая, муравей и пчел. Барометры – растения. “Живые сейсмологи”. Практическое применение знаний | Беседа.Лекция. Обсуждение информации учащихся. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1829
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|