Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники
Автор(ы): Свистунова Людмила Константиновна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием, характерными особенностями и значением растений класса однодольные семейств Злаки, Лилейные, Луковые. Оборудование: таблицы по теме, муляжи цветков данных семейств, гербарные экземпляры растений класса однодольные соответствующих семейств. Тип урока: комбинированный. Методы и приёмы обучения: игровые моменты, словесно-наглядный, самостоятельная работа, тестовый контроль. Форма проведения: проверка знаний проводится по принципу игры КВН. Ход урока. I. Организационный момент. Сегодня мы продолжим изучение цветковых растений. Начнём урок с повторения того, что вы уже знаете о них, и проведём его в форме конкурса знатоков растений отдела Покрытосеменные (или Цветковые) класса двудольные. В качестве соревнующихся выступят три команды: I ряд. Семейство Розоцветные; II ряд. Семейство Мотыльковые (или Бобовые); III ряд. Семейство Астровые (или Сложноцветные). Учителю помогает жюри (три ученика из класса). II. Повторение изученного материала (проводится по принципу игры в КВН). Задание 1. Представление команд. Представитель каждой команды в течение 1,5 минут даёт характеристику своего семейства (алгоритм ответа известен заранее). После каждого представления учитель просит команды по очереди показать визитные карточки своих семейств (все члены команд поднимают карточки с написанной формулой строения цветка и типом плода). Задание 2. Разминка. В течение 15 секунд назвать как можно больше представителей своего семейства (отвечают по поднятой руке, начиная, например, с семейства Мотыльковые, каждый правильный ответ приносит по одному баллу команде). Задание 3. Заполнить таблицу. На предложенных каждой команде листах с таблицей, которые передаются с первой парты до последней, даны названия представителей изученных семейств. Задача команд – заполнить соответствующие графы таблицы в течение трёх минут. Таблица для заполнения. № п/п | Рассматриваемые объекты | Название семейства | Формула цветка | 1 | Капуста кочанная | | | 2 | Горох посевной | | | 3 | Паслён чёрный | | | 4 | Шиповник коричный | | | 5 | Ромашка лекарственная | | | Через 3 минуты листы с ответами передаются жюри (максимальное количество баллов за таблицу – 10). Задание 4. Домашнее задание. Все мы неоднократно наблюдали цветущие растения. Многие поэты воспели эту красоту в своих стихах. Задание: прочитать стихи об одном из представителей своего семейства. Одновременно с заслушиванием стихов проводится конкурс капитанов, суть которого состоит в следующем: капитан каждой команды, слушая стихи, должен записать упоминающиеся в стихах особенности цветковых растений, принося своей команде по одному баллу за каждый зафиксированный признак. Лист с ответами передаётся жюри по окончании задания. Примеры стихов о представителях различных семейств: Одуванчик. Разливает летний сад Знойный душный запах. Одуванчики стоят В облачных папахах Тихо клонятся к ногам. Слабый ветер дунет – И осыплет на луга Белый пух июня. Черёмуха. Не туманов дымных всполохи Над рекою поднялись, Над рекой кусты черёмухи Белым цветом занялись; Расплескались чистым дождичком В гомон птичьих голосов… Но не капли льют, а звёздочки Белопенных лепестков. Душистый горошек. В июне-июле вдоль пыльных дорожек В лучах восходящей зари Порхает по ветру душистый горошек, Легко и воздушно парит. На лодочку с парусом очень похож он, Чуть-чуть только ветер дохнёт, Поднимет свой парус душистый горошек И к синему небу плывёт. Задание 5. Дать характеристику. Все изученные семейства относятся к одному отделу – Цветковые, который объединяет внутри себя два класса: класс Однодольные и класс Двудольные. Что же общего у представителей этих двух классов и чем они отличаются друг от друга? Задания для команд написаны на карточках. Капитан каждой команды выбирает карточку и передаёт её одному из участников своей команды, который и будет отвечать. Карточка 1. Дать характеристику отдела Покрытосеменные растения; Карточка 2. Дать характеристику класса Двудольные растения; Карточка 3. Дать характеристику класса Однодольные растения. За каждый полный ответ команда получает 5 баллов. Пока жюри подводит итоги, все участники игры в течение трёх минут выполняют тестовое задание: Вариант 1. Задание: Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства капустных (крестоцветных). - Плод – ягода;
- Соцветие – кисть;
- Чашечка цветка состоит из четырёх свободных чашелистиков;
- Венчик цветка состоит из пяти свободных лепестков;
- Плод – боб;
- Венчик цветка состоит из четырёх свободных лепестков;
- Соцветие – головка;
- Цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные;
- Плод – стручок или стручочек;
- Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
Вариант 2. Задание: Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства паслёновых. - Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков;
- Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков;
- Цветок имеет один пестик и пять тычинок;
- Цветок имеет один пестик и десять тычинок;
- Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков;
- Плод – семянка;
- Чашечка цветка раздельнолистная, состоит из пяти чашелистиков;
- Плод – ягода или коробочка;
- Соцветие – кисть;
- Соцветие – корзинка.
По истечении времени учащиеся обмениваются вариантами, по н...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2548
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|