Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Преподавание информатики в начальной школе
Автор(ы): Лунина Елена Николаевна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение Начиная преподавание информатики с начальной школы (2 класс) учитель знакомит своих учеников с элементарными понятиями и терминами на доступном для них языке. В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ: - Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);
- Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- Проблемное обучение;
- Метод проектов;
- Ролевой метод.
В начальных классах наиболее часто применяются такие методы как словесные, наглядные. Например, на уроках по введению понятия «информация» дети на известных для них примерах узнают, что может быть источником и приёмником информации, что можно делать с информацией, что в зависимости от решаемой задачи необходимо производить отбор полезной (нужной) информации. Понятие «информация» - определяющее для предмета. Усвоив его, школьникам легче дается следующие понятия «обработка и кодирование информации», причём сначала они сами учатся обрабатывать информацию и знакомятся со всевозможными условностями, с помощью которых можно информацию сделать доступной не для всех. На уроках по кодированию информации дети уже в начальной школе узнают основу довольно сложной системы устройства памяти и работы компьютера, что в последующих классах им должно помочь усваивать материал быстрее, т.к. будет продолжение темы на более высоком уровне, а у них уже есть начальный объем знаний по этой теме. Затем встает необходимость знакомства с фундаментальными знаниями о компьютере, причем именно теоретическими. Дети должны четко представлять, что входит в минимальный состав аппаратной реализации компьютера, назначение основных устройств. Только после этих уроков школьники, особенно у кого вообще не было возможности реально познакомиться с ПК вне занятий, будут работать за компьютером с большим пониманием происходящего и главное со смыслом, а не чисто механически, выполняя указания преподавателя. Причем хочу отметить, что на сегодняшний момент у кого дома есть ПК, отношение к этой технике в домашнем интерьере большей части как к игрушке, особенно у детей, и редко кто из родителей с детства воспитывает другое, более серьезное отношение к этой технике. Поэтому ранее знакомство ведет к раннему формированию как информационно-технологического мировоззрения, так и более высоким навыкам работы на ПК. Как же донести учебный материал до учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Во-первых, в начале каждой новой темы показывать её связь с предыдущими занятиями, использовать простой и ясный язык, делая логические переходы от одной посылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов – делать это четко, но только там, где это необходимо. Во-вторых, по возможности включать в уроки, заранее подготовленные компьютерные презентации с последовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемым программным средством. В-третьих, при работе за компьютером у каждого школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику. В-четвертых, в каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда ученики трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться. Тема урока: «Устройство компьютера. Оперативная память» Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума) Логика построения урока: - Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке
- Актуализация субъектного опыта учащихся, ценностных, личностных смыслов
- Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала
- Организация осмысления
- Первичная проверка понимания нового материала
- Синтез: организация первичного закрепления и самостоятельный анализ учебной информации
- Применение полученных знаний в практикуме
- Рефлексия
- Практикум
Триединая дидактическая цель: а) познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися особенностей построения компьютера, визуального восприятия материала урока; принципа работы оперативной памяти и порядка следования устройств, входящих в состав аппаратной реализации ПК. б) развивающий аспект: обеспечить развитие дивергентного мышления. в) воспитательный аспект: обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся. Цель Слайд № 1. - Повторить устройства, входящие в состав аппаратной реализации ПК.
- Познакомить детей с назначением и принципом работы оперативной памяти.
- Учить определять истинность высказываний.
Оборудование: - Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова Учебник – тетрадь «Информатика. 2 класс». 1 часть.
- Компьютеры для учащихся и проектор на рабочем месте учителя.
- Компьютерные программы к учебнику «Информатика. 2 класс».
- Урок – презентация.
Слайд № 2 Содержание урока Повторение. Учитель: Компьютер состоит из отдельных устройств. Ученик: Это клавиатура. Служит для ввода в память ПК текста и др. символов. Слайд № 3 Ученик: Это «мышь». Служит для ввода, но с указанием места ввода на экране монитора. Слайд № 4 Ученик: Это монитор. Служит для вывода из памяти ПК на экран текстов и рисунков и др. информации. Слайд № 5 Ученик: Это принтер. Необходим для вывода информации из оперативной памяти компьютера на бумагу. Слайд № 6 Учитель: Это системный блок, где находятся такие составляющие компьютера, как известные вам с предыдущего занятия - системная плата и процессор, многое другое, с чем познакомимся немного позже. Слайд № 7 Учитель: Таким образом, вы назвали ряд устройств, из которых аппаратно реализуется ПК. Учитель: Назовите, что изображено на слайде №7? Ученик: Системная плата. Учитель: Какова её функция, для чего она предназначена? Ученик: Системная плата объединяет все устройства, подключенные к ПК в единое целое. Учитель: Давайте проверим правильность ваших рассуждений. ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ». Учитель: Молодцы, правильно. Слайд № 8 Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что такое процессор и системная плата. О системной плате мы уже говорили. Давайте вспомним для чего нужен процессор, что он выполняет в ПК. Ученик: Процессор обрабатывает информацию. Учитель: Мы с вами повторили пройденный материал, а сейчас приступим к знакомству с новым. Новая тема. Учитель: Мы продолжаем с вами работу над высказываниями, учимся определять их истинность. Учитель: Какие высказывания называют истинными? Ученик: Высказывания, в которых содержится истина. Учитель: Приведите примеры истинных высказываний. Учитель: Задача сегодняшнего урока при работе с высказываниями – научиться определять истинность высказываний с оборотом «Если, . . . то» Слайд № 9 Учитель: Откройте ваши тетради на с.43. Читаем 1-ое высказывание. Это высказывание истинное или нет? Ученик: Истинное. Учитель: Верно. Значит какую букву вы впишите в квадратик? /Букву И/ Учитель: Проверим правильность нашего решения и в этом нам поможет наш экран. ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ». Учитель: Как видите, мы сделали всё правильно. Идём дальше. Внимательно читаем следующее высказывание. После каждого прочтения и вписывания соответствующей буквы. ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ» (До последнего высказывания на текущем слайде). Учитель: А теперь продолжим наше путешествие по Компьютерной Долине, где собирают компьютеры, где много интересного мы узнаем и многому научимся. Слайд № 10 Учитель: Переверните страницу вашей тетради. Здесь вы встретились с героями. Продолжая сборку компьютера робот хочет добавить следующий его элемент, который называется Оперативной памятью (далее ОП) и у ребят возник вопрос: а зачем нужна Оперативная память? Слайд № 11 Учитель:<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1822
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|