Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика) по теме Где-то багульник на сопках цветет... - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика) по теме Где-то багульник на сопках цветет...


Автор(ы): Нишонова Оксана Анатольевна, учитель информатики; Сапронова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • рассмотреть на материале произведений литературы и живописи с привлечением учебного материала по биологии, экологии описательную поэзию Амурского края и приемы ее раскрытия средствами разных видов искусства;
  • способствовать развитию представлений учащихся о специфике художественного образа, о взаимодействии различных видов художественного творчества; способствовать развитию творческих возможностей школьников в процессе восприятия и осмысления явлений литературы и живописи;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.
Средства обучения:
  • картины, иллюстрации с видами рододендрона;
  • просмотр кадров из документального фильма;
  • использование современной технологии (мультимедийная презентация);
  • выставка книг.
Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:
  • подготовка и исполнение учащимися роли ученого-эколога и искусствоведа; создание мультимедийной презентации о рододендроне;
  • выразительное чтение наизусть стихотворений о багульнике, исполнение песни И.Морозова и В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”;
  • создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к обсуждению вопросов на литературоведческую тему.
Консультанты-специалисты: учителя литературы, экологии, биологии, изо, музыки, информатики.
Задания для подготовки к интегрированному уроку:
  • выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворений Ж.Ржевской “Вот и багульник…”, Н.Савостина “Букет”, А.Малешко “Сиреневый багульник”, С.Кокорева “Цвет багульника”, М.Крушельницкого “А багульник цветет”, В.Киселева “Сохрани березку”;
  • разучивание и исполнение песни И.Морозова и В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”;
  • найти художественные средства, которые используют авторы при создании образа багульника (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.) ;
  • подготовить небольшое сообщение о рододендроне (один ученик);
  • подготовить сообщение о разных видах пейзажа (один ученик);
  • создание мультимедийной презентации для научного сообщения о рододендроне.
Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони,
И тогда я понял,
Что к красоте нужно прикоснуться сердцем!
1. Учащиеся исполняют песню И.Морозова, В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”
Презентация
На экране демонстрируются слайды № 1 – 5.
2. Слово учителя. Слайд № 5.
Трудное счастье -
Находка для нас.
К подвигам наша дорога, -
так думали те, кто в 70-е годы, устав от грохота бетонных дорог, от унылого однообразия прессованных стен и пластикового уюта квартир, приехали в этот таежный край. Край могучей природы. Край бесконечных просторов. Край несказанной красоты и величия. Край, когда под пологом еще безлистого, серого леса вспыхивает и разливается розово-сиреневое половодье, а склоны сопок укутывает “нежно-розовое” покрывало. Цветет багульник.
И сегодня мы с вами на примере произведений литературы, музыки и живописи рассмотрим, как поэты, композиторы и художники описывают это “нежно-розовое” покрывало, к которому мы так привыкли. Постараемся по-другому посмотреть на окружающую нас природу и попробуем создать свои, оригинальные произведения, которыми, может быть, будут также гордиться следующие поколения.
3. Анализ стихотворения М.Крушельницкого “А багульник цветет…”. Слайд №6.
а) учащийся читает стихотворение наизусть.
б) беседа.
Долго длилась зима,
Злых ветров кутерьма…
Мне порой убежать хотелось.
И это говорит человек, у которого есть помощники: дом, друзья, близкие. А как же багульник? Какие черты характера багульника ярко проявляются в этом стихотворении? Докажите текстом.
(Смелое, сильное растение. “А багульник цветет, не сломили его морозы).
4. Об этом же говорится и в стихотворении Сергея Кокорева “Цвет багульника”.
а) Учащийся читает наизусть стихотворение. Слайд № 7.
б) Беседа.
- Найдите строчки, подтверждающие нашу мысль о том, что багульник – это смелое, сильное растение.
(“Его ни солнце жаркое
не выжжет
И у морозов
недостанет сил”)
- Какие художественные средства использует поэт для описания багульника? С какой целью?
Сравнения:
1.
“Здесь не сирень цветет, -
На камне ей не выжить”.
Подчеркивается сила воли растения, его стойкость, желание жить, несмотря ни на что.
2. “Живая пурпурная лава”
- А что такое лава?
(Лава – расплавленная минеральная масса, выбрасываемая вулканом на земную поверхность при извержении.
Сжигает все на своем пути, мертвое пространство оставляет после себя.)
- А лава багульника?
(Лава весны, несущая жизнь, символизирующая начало новой жизни. Для природы и человека – это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления.)
- С чем еще сравнивает поэт багульник?
(3 сравнение: “ древним северным узором”)
- Почему поэт использует это сравнение?
(Сопки во время цветения багульника похожи на огромное полотно, на котором умелые руки древних мастериц вышили незамысловатые узор)
- Мы нарисовали первую картину, на которой изобразили сопки, покрытые “живой пурпурной лавой” багульника.
Послушаем еще одно стихотворение, в котором также описывается цветущий багульник, и потом постараемся ответить на вопрос: какие образы возникают здесь?
5. Анализ стихотворения Алены Малешко “Сиреневый багульник…” Слайд №8.
а) учащийся читает наизусть стихотворение;
б) беседа.
- Попробуете рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворение.
Устное словесное рисование.
- “И расплескались реки сиреневого света…” Почему света, а не цвета? Как меняется настроение стихотворения?
- Какие символические значения имеют образы огня, света в поэзии?
(Символы жизни, добра, любви, домашнего очага)
- И людей, возвращающихся домой, встречает “сиреневое море” багульника. Какое художественное средство использует А.Малешко в этой строчке? С какой целью? (Гипербола).
- Еще одна картина нарисована. Но вид цветущих сопок так разнообразен, что картинам нет конца. И перед нами вновь и вновь предстает удивительный мир распускающейся природы. Послушаем еще одно стихотворение и нарисуем еще одну картину.
6. Анализ стихотворения Жанны Ржевской “Вот и багульник тот самый зацвел…” Слайд № 9-11.
а) учащийся читает наизусть стихотворение;
б) беседа.
- Какая картина возникает перед вами в 1 строфе?
Устное словесное рисование.
- Каким настроением будет проникнута ваша картина?
- “Нежен багульника розовый дым”. Почему “розовый дым”? Какие у вас возникают ассоциации?
(Что-то нереальное, эфимерное, быстро проходящее, летучее, воздушное).
7. Беседа по всем стихотворениям.
- Какими красками рисуют поэты багульник?
(Чистые, яркие цвета).
Выступление учащегося с использованием компьютера. Слайды № 12 -17.
  • Сиреневый – цвет сирени и фиалки.
  • Розовый – бледно-красный.
  • Алый – ярко-красный.
  • Малиновый – красный, густого тона с примесью фиолетового оттенка.
  • Пурпурный – темно- или ярко-красный цвет.
  • Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца.
- Какие чувства испытывают лирические герои этих стихотворений?
(Любовь к родной земле, счастье осознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой родной природой, всеобъемлющую радость, взволнованность).
8. Слово учителя.
Мы с вами все время говорим “багульник, багульник”. Но ведь это не совсем правильно, вернее, совсем не правильно.
Давайте послушаем выступление ученого-биолога, который расскажет нам об этом удивительном растении. Будьте внимательны, ведь после выступления ученого, мы должны будем ответить на его вопросы.
9. Выступление ученого-биолога. Слайды № 18 - 27.
РОДОДЕНДРОН ДАУРСКИЙ (RODODENDRON DAURICUM) - Семейство вересковых. Внесен в список охраняемых растений Амурской области.
Рододендрон даурский известен в народе как багульник, но с багульником он связан только тем, что состоит в одном ботаническом семействе вересковых.
Рододендрон в переводе с латинского означает “розовое дерево”. Когда-то в далекие геологические времена, когда и в Амурской области был теплый влажный климат, это растение было вечнозеленым деревом. Но пришло похолодание. Чтобы выжить в суровых условиях, древовидные организмы приобрели кустарниковую форму и кожистые листья. (Слайд №1).
К роду Рододендрон относится около 600 видов, широко распространенных в умеренной зоне Северного полушария.
В России растет 19 видов, в том числе на Дальнем Востоке – 12 видов. (Слайд №2).
В Амурской области произрастает 4 вида: Рододендрон даурский, Рододендрон золотистый, Рододендрон мелколистный, Рододендрон Редовского. Ареал Рододендрона даурского широкий – вид распространен почти во всей области. Очень редко встречается Рододендрон Редовского (единственные его находки известны с верховий р. Бурея и р. Зея) и он занесен в Красную Книгу. (Слайд №3).
Рододендрон даурский – сильно пахнущий кустарник, до 2 метров высотой, растет и одиночно, но чаще группами и зарослями на склонах сопок, по хребтам и окраинам моховых болот. Листья кожистые, эллиптические, с обеих сторон густо усажены ароматическими железками, которые выделяют эфирные масла. Поэтому воздух вблизи рододендрона всегда напоен тонким смолисто-терпким ароматом. Эта “эфирная губка” предохраняет его от палящих лучей солнца и от жгучего мороза. Вот почему, не боясь утренних холодов, рододендрон, опережая многие растения, встречает раннюю весну своими крупными (до 4 см. в диаметре) искристыми цветами. (Слайд № 4).
Рады цветущему кустарнику и пчелы: они берут с его цвет...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2692

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340