Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика) по теме Где-то багульник на сопках цветет...
Автор(ы): Нишонова Оксана Анатольевна, учитель информатики; Сапронова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - рассмотреть на материале произведений литературы и живописи с привлечением учебного материала по биологии, экологии описательную поэзию Амурского края и приемы ее раскрытия средствами разных видов искусства;
- способствовать развитию представлений учащихся о специфике художественного образа, о взаимодействии различных видов художественного творчества; способствовать развитию творческих возможностей школьников в процессе восприятия и осмысления явлений литературы и живописи;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.
Средства обучения: - картины, иллюстрации с видами рододендрона;
- просмотр кадров из документального фильма;
- использование современной технологии (мультимедийная презентация);
- выставка книг.
Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся: - подготовка и исполнение учащимися роли ученого-эколога и искусствоведа; создание мультимедийной презентации о рододендроне;
- выразительное чтение наизусть стихотворений о багульнике, исполнение песни И.Морозова и В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”;
- создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к обсуждению вопросов на литературоведческую тему.
Консультанты-специалисты: учителя литературы, экологии, биологии, изо, музыки, информатики. Задания для подготовки к интегрированному уроку: - выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворений Ж.Ржевской “Вот и багульник…”, Н.Савостина “Букет”, А.Малешко “Сиреневый багульник”, С.Кокорева “Цвет багульника”, М.Крушельницкого “А багульник цветет”, В.Киселева “Сохрани березку”;
- разучивание и исполнение песни И.Морозова и В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…”;
- найти художественные средства, которые используют авторы при создании образа багульника (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.) ;
- подготовить небольшое сообщение о рододендроне (один ученик);
- подготовить сообщение о разных видах пейзажа (один ученик);
- создание мультимедийной презентации для научного сообщения о рододендроне.
Я сорвал цветок – и он увял, Я поймал мотылька – И он умер у меня на ладони, И тогда я понял, Что к красоте нужно прикоснуться сердцем! 1. Учащиеся исполняют песню И.Морозова, В.Шаинского “Где-то багульник на сопках цветет…” Презентация На экране демонстрируются слайды № 1 – 5. 2. Слово учителя. Слайд № 5. Трудное счастье - Находка для нас. К подвигам наша дорога, - так думали те, кто в 70-е годы, устав от грохота бетонных дорог, от унылого однообразия прессованных стен и пластикового уюта квартир, приехали в этот таежный край. Край могучей природы. Край бесконечных просторов. Край несказанной красоты и величия. Край, когда под пологом еще безлистого, серого леса вспыхивает и разливается розово-сиреневое половодье, а склоны сопок укутывает “нежно-розовое” покрывало. Цветет багульник. И сегодня мы с вами на примере произведений литературы, музыки и живописи рассмотрим, как поэты, композиторы и художники описывают это “нежно-розовое” покрывало, к которому мы так привыкли. Постараемся по-другому посмотреть на окружающую нас природу и попробуем создать свои, оригинальные произведения, которыми, может быть, будут также гордиться следующие поколения. 3. Анализ стихотворения М.Крушельницкого “А багульник цветет…”. Слайд №6. а) учащийся читает стихотворение наизусть. б) беседа. Долго длилась зима, Злых ветров кутерьма… Мне порой убежать хотелось. И это говорит человек, у которого есть помощники: дом, друзья, близкие. А как же багульник? Какие черты характера багульника ярко проявляются в этом стихотворении? Докажите текстом. (Смелое, сильное растение. “А багульник цветет, не сломили его морозы). 4. Об этом же говорится и в стихотворении Сергея Кокорева “Цвет багульника”. а) Учащийся читает наизусть стихотворение. Слайд № 7. б) Беседа. - Найдите строчки, подтверждающие нашу мысль о том, что багульник – это смелое, сильное растение. (“Его ни солнце жаркое не выжжет И у морозов недостанет сил”) - Какие художественные средства использует поэт для описания багульника? С какой целью? Сравнения: 1. “Здесь не сирень цветет, - На камне ей не выжить”. Подчеркивается сила воли растения, его стойкость, желание жить, несмотря ни на что. 2. “Живая пурпурная лава” - А что такое лава? (Лава – расплавленная минеральная масса, выбрасываемая вулканом на земную поверхность при извержении. Сжигает все на своем пути, мертвое пространство оставляет после себя.) - А лава багульника? (Лава весны, несущая жизнь, символизирующая начало новой жизни. Для природы и человека – это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления.) - С чем еще сравнивает поэт багульник? (3 сравнение: “ древним северным узором”) - Почему поэт использует это сравнение? (Сопки во время цветения багульника похожи на огромное полотно, на котором умелые руки древних мастериц вышили незамысловатые узор) - Мы нарисовали первую картину, на которой изобразили сопки, покрытые “живой пурпурной лавой” багульника. Послушаем еще одно стихотворение, в котором также описывается цветущий багульник, и потом постараемся ответить на вопрос: какие образы возникают здесь? 5. Анализ стихотворения Алены Малешко “Сиреневый багульник…” Слайд №8. а) учащийся читает наизусть стихотворение; б) беседа. - Попробуете рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворение. Устное словесное рисование. - “И расплескались реки сиреневого света…” Почему света, а не цвета? Как меняется настроение стихотворения? - Какие символические значения имеют образы огня, света в поэзии? (Символы жизни, добра, любви, домашнего очага) - И людей, возвращающихся домой, встречает “сиреневое море” багульника. Какое художественное средство использует А.Малешко в этой строчке? С какой целью? (Гипербола). - Еще одна картина нарисована. Но вид цветущих сопок так разнообразен, что картинам нет конца. И перед нами вновь и вновь предстает удивительный мир распускающейся природы. Послушаем еще одно стихотворение и нарисуем еще одну картину. 6. Анализ стихотворения Жанны Ржевской “Вот и багульник тот самый зацвел…” Слайд № 9-11. а) учащийся читает наизусть стихотворение; б) беседа. - Какая картина возникает перед вами в 1 строфе? Устное словесное рисование. - Каким настроением будет проникнута ваша картина? - “Нежен багульника розовый дым”. Почему “розовый дым”? Какие у вас возникают ассоциации? (Что-то нереальное, эфимерное, быстро проходящее, летучее, воздушное). 7. Беседа по всем стихотворениям. - Какими красками рисуют поэты багульник? (Чистые, яркие цвета). Выступление учащегося с использованием компьютера. Слайды № 12 -17. - Сиреневый – цвет сирени и фиалки.
- Розовый – бледно-красный.
- Алый – ярко-красный.
- Малиновый – красный, густого тона с примесью фиолетового оттенка.
- Пурпурный – темно- или ярко-красный цвет.
- Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца.
- Какие чувства испытывают лирические герои этих стихотворений? (Любовь к родной земле, счастье осознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой родной природой, всеобъемлющую радость, взволнованность). 8. Слово учителя. Мы с вами все время говорим “багульник, багульник”. Но ведь это не совсем правильно, вернее, совсем не правильно. Давайте послушаем выступление ученого-биолога, который расскажет нам об этом удивительном растении. Будьте внимательны, ведь после выступления ученого, мы должны будем ответить на его вопросы. 9. Выступление ученого-биолога. Слайды № 18 - 27. РОДОДЕНДРОН ДАУРСКИЙ (RODODENDRON DAURICUM) - Семейство вересковых. Внесен в список охраняемых растений Амурской области. Рододендрон даурский известен в народе как багульник, но с багульником он связан только тем, что состоит в одном ботаническом семействе вересковых. Рододендрон в переводе с латинского означает “розовое дерево”. Когда-то в далекие геологические времена, когда и в Амурской области был теплый влажный климат, это растение было вечнозеленым деревом. Но пришло похолодание. Чтобы выжить в суровых условиях, древовидные организмы приобрели кустарниковую форму и кожистые листья. (Слайд №1). К роду Рододендрон относится около 600 видов, широко распространенных в умеренной зоне Северного полушария. В России растет 19 видов, в том числе на Дальнем Востоке – 12 видов. (Слайд №2). В Амурской области произрастает 4 вида: Рододендрон даурский, Рододендрон золотистый, Рододендрон мелколистный, Рододендрон Редовского. Ареал Рододендрона даурского широкий – вид распространен почти во всей области. Очень редко встречается Рододендрон Редовского (единственные его находки известны с верховий р. Бурея и р. Зея) и он занесен в Красную Книгу. (Слайд №3). Рододендрон даурский – сильно пахнущий кустарник, до 2 метров высотой, растет и одиночно, но чаще группами и зарослями на склонах сопок, по хребтам и окраинам моховых болот. Листья кожистые, эллиптические, с обеих сторон густо усажены ароматическими железками, которые выделяют эфирные масла. Поэтому воздух вблизи рододендрона всегда напоен тонким смолисто-терпким ароматом. Эта “эфирная губка” предохраняет его от палящих лучей солнца и от жгучего мороза. Вот почему, не боясь утренних холодов, рододендрон, опережая многие растения, встречает раннюю весну своими крупными (до 4 см. в диаметре) искристыми цветами. (Слайд № 4). Рады цветущему кустарнику и пчелы: они берут с его цвет...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2692
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|