Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литература + физика) по теме Энергия и свет как физические и нравственные понятия (по рассказу А.Платонова Потомки солнца) - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Интегрированный урок (литература + физика) по теме Энергия и свет как физические и нравственные понятия (по рассказу А.Платонова Потомки солнца)


Автор(ы): Антипова Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы; Пожарская Елена Александровна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  1. Показать школьникам возможность соотношения двух предметов.
  2. Развивать навыки аналитического мышления, умение сопоставлять.
  3. Воспитывать интерес к разноплановым предметам, стремление видеть общее в противоположном.
  4. Показать абсурдность научных идей, если они идут в разрез общечеловеческим ценностям (на примере рассказа Андрея Платонова “ Потомки солнца”).
Оборудование:
Стенгазета по творчеству Андрея Платонова, выставка его произведений, плакаты со словами Г. Спенсера, Р. Декарта, Л. Н. Толстого, керосиновая лампа, подборка открыток “Эра космическая”, схема (по физике), иллюстрация С. Пиноян “Астрофизики”.
Эпиграф к уроку:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Что было бы? Пришла бы снова,
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово,
А солнцу – громкое ура!
А.Мицкевич.
Общепринятое мнение, будто наука и поэзия – две противоположности, большое заблуждение….
Г.Спенсер
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Поднимем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори.
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет –
Пред солнцем бессмертным ума,
Да здравствует Солнце, да скроется тьма!
А.С.Пушкин.
Сегодня у нас не совсем обычный урок – интегрированный (урок физики и литературы). Скептик ухмыльнётся: “Не вижу ничего общего”. Но давайте сразу же обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти слова принадлежат крупному английскому учёному, социологу, философу - Г.Спенсеру: “Общепринятое мнение, будто наука и поэзия – две противоположности, большое заблуждение…неправда, чтобы истины науки были лишены поэзии. Напротив, наука раскрывает перед нами целый мир поэзии… Люди, посвятившие себя учёным изысканиям, постоянно нам доказывают, что они не только так же, как другие люди, но даже гораздо живее их воспринимают поэзию изучаемых ими предметов”.
III. Ознакомление с темой и целями урока.
Учитель:
Мы сейчас попытаемся доказать вам связь литературы и физики на основе рассказа Андрея Платонова “Потомки солнца”, но сначала обратим внимание на ещё одно посвящение к нашему уроку. Обратите внимание, что связывает слова А.Мицкевича и платоновское произведение, которое вы прочитали дома. (Чтение эпиграфа.)
Итак, тема урока “Энергия и свет как физические и нравственные понятия”. Мы попытаемся посмотреть на эти понятия с разных сторон: с точки зрения науки и чисто человеческой.
IV. Осознание, осмысление, восприятие.
Работа с текстом.
Учитель:
  1. Откроем произведение. Итак, какова сюжетная линия произведения? Кто является главным его героем? На сколько логических частей можно разбить произведение?
  2. Каков был план инженера Вогулова? Зачитайте фрагмент текста. Остановился ли он на этом?
  3. Какие научные свершения последовали далее?
  4. При помощи чего реализовывались научные разработки учёного?
  5. Давайте составим план, позволяющий проследить за этапами работы Вогулова.
Составление плана.
План.
  1. Переустройство земного шара при помощи огромного количества энергии (перенапряжённого света), которая была сконцентрирована в ультрасвете.
  2. Переустройство Вселенной посредством света и инфраэлектромагнитного поля.
  3. Пересотворение Вселенной при помощи ультрасвета.
  4. Решение энергетического вопроса путём изобретения (открытия) микробов энергии.
Учитель физики:
А теперь откроем тетради по физике и составим таблицу “Волновые и квантовые свойства света”.
Учитель физики:
Посмотрим на явления, которые инженер Вогулов хотел использовать для переустройства мира и Вселенной, с точки зрения физики. Что являлось главным инструментом, который позволил ученому переделать Землю?
Ученик:
Главным инструментом был свет. “Это было не вещество, а энергия – перенапряжённый свет”.
Учитель физики:
Посмотрим, как представлял в рассказе свет автор и вспомним, что мы знаем о нём с точки зрения современной физической теории. Нет ли здесь противоречия?
Найдите в тексте место, где автор говорит, что такое свет?
Ученик:
“Свет есть электромагнитные волны, и скорость света есть предельная скорость во вселенной”.
Учитель физики:
Согласитесь ли вы с чем-нибудь в этой фразе?
Ученик:
Да, скорость света в вакууме действительно небольшая скорость в природе!
Учитель физики:
Поясните, что значит предельная скорость? Чему она равна?
Ученик:
Скорость света в вакууме равна 3х108 м/с = 300 000 км/с. Это самая большая скорость распространения сигнала в природе.
Учитель физики:
Как стало известно об этом факте? Можно ли измерить скорость света, и как это было сделано, какими способами?
Ученик:
Скорость света можно определить экспериментально. Впервые это удалось сделать датскому учёному О.Рёмеру в 1676 году. Рёмер был астрономом, и его успех объясняется именно тем, что проходимые светом расстояния, которые он использовал для измерений, были очень велики. Это расстояния между планетами Солнечной системы. Рёмер наблюдал затмения спутников Юпитера.
Ученик:
Существует лабораторный метод измерения скорости света. Впервые французский физик И.Физо измерил скорость света при помощи специальной системы линз и зеркал. Это было в 1849 году. Американский физик Майкельсон разработал совершенный метод измерения скорости света с применением вращающихся зеркал
Учитель физики:
Как о предельной скорости света говорится в рассказе. Найдите это в тексте.
Ученик:
“Свет как высшее напряжение вселенной, дальше света уже идёт уничтожение вселенной, и черту света уже нельзя перейти, так как тут сопротивление вселенной безгранично”.
Учитель физики:
Вернёмся к термину определения света, который дал ему инженер. “Свет есть электромагнитные волны…” Согласны ли вы с таким определением? Почему?
Ученик:
Нельзя так однозначно говорить о том, что свет является электромагнитной волной. Мы знаем о существовании некоторых явлений в природе, которые нельзя объяснить с этой позиции. Явления становятся понятными только тогда, когда свет рассматривают как поток частиц – фотонов.
Учитель физики:
Перед вами на доске таблица. Заполним её и постараемся всё-таки дать определение свету.
К доске приглашаются двое учащихся. Все остальные работают в тетрадях.
После 5-7 минут работы проверяется и анализируется таблица.

Явления, в которых обнаруживаются волновые свойства света Явления, обнаруживающие корпускулярные (квантовые) свойства света
ИнтерференцияДифракция
Поляризация
Дисперсия
Преломление
Отражение
Давление света
Прямолинейность распространения
Тепловое излучениеФотоэффект
Фотохимические реакции
Давление света
Отражение
Прямолинейность распространения
Учитель физики:
Итак, мы имеем ряд явлений, говорящих, что свет – электромагнитная волна и ряд явлений, говорящих, что это поток частиц. Как быть? Что же всё-таки такое свет? Предложите формулировку.
Учащиеся предлагают формулировки. Учитель подводит итоги и делает вывод. Вывод записывается в тетради.
Учитель физики:
Свет – это сложный материальный объект, который одновременно обладает свойствами и волны и частицы, однако не является однозначно ни тем, ни другим.
Вспомните, какая формула выражает дуализм свойств света? Проанализируйте её.
Ученик:
Импульс фотона равен отношению длинны волны к постоянной Планка p = ?/h. В формулу для импульса фотона входят физические величины, которые являются характеристиками частиц – p (импульс) и величины являющиеся характеристиками волны (длина волны), - частота волны.
Учитель физики:
В чём главное отличие “частицы” света от других элементарных частиц?
Ученик:
Фотон – это частица, которая не имеет массы покоя и не может двигаться со скоростью меньшей 3х108м/с.
Учитель физики:
Какие свойства: волновые или корпускулярные проявляются в большей степени с увеличением частоты во...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1907

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340