Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Поэзия войны - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Поэзия войны


Автор(ы): Беляева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Задачи:
  • познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
  • развивать умение выделять главное в лекционном материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ.
Методические приёмы: лекция учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть.
Оборудование урока: записи песен военных лет, выставка книг, фотографий, иллюстраций; урок выполнен в программе Power Point.
Примечание. Класс делится на две группы: 1-я группа готовит сообщения о поэтах-фронтовиках, 2-я группа - выразительное чтение стихотворений наизусть.
Ход урока.
1.Вступ.слово учителя (звучит песня из к/ф “Офицеры”, муз.Р.Хозака, сл.Е.Аграновича “От героев былых времён”).( Открываем 1-й слайд, говорим тему, цель урока).
Открываем 2-й слайд:
Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.
Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.
Открываем 3-й слайд:
Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.
Открываем 4-й слайд:
Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.
Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.
2.Сообщение учащегося об истории создания “Священной войны” (см. “Приложение”). Звучит запись песни. Открываем 5-й слайд.
3.Сл. учителя. Открываем 6-й слайд:
Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.
4.Сообщение учащегося о творчестве К.Симонова. (см. “Приложение”)
5. Сл. учителя. Открываем 7-й слайд:
Наиболее яркое стихотворение в творчестве К.Симонова – стихотворение “Жди меня”. Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать “как никто другой”, нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.
6. Звучит авторское исполнение стихотворения “Жди меня”.
7. Выразит.чтение учащимися стихотворений К.Симонова наизусть.
8. Сл. учителя. Открываем 8-й слайд.
Прошёл войну и дошёл до Берлина Давид Самойлов.
9. Сообщение учащегося о творчестве Д.Самойлова. (см. “Приложение”)
10. Сл. учителя.
Творчество Самойлова многогранно и многопланово. Самое известное стихотворение Д.Самойлова “Сороковые, роковые…”.
11. Выразит.чтение стихотворения наизусть учеником на фоне звучащей песни “Эх, дороги”.
12. Сл.учителя
Через всё произведение проходит антитеза, позволяющая широко использовать антонимы: смерть, реальный ужас войны, смерти и юношеское жизнелюбие, молодое счастье. “Война, беда, мечта и юность!”, “Сороковые, роковые…” - стихотворение-воспоминание. Поэт ведёт с читателем задушевный разговор о пережитом и передаёт боль от того, что молодые годы его поколения, годы мечты, любви, надежды пришлись на период жестокой войны; одновременно мы чувствуем радостное, оптимистическое настроение поэта, который гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.
Давиду Самойлову принадлежат такие стихотворения о войне, как: “Снегопад”, “Тревога”, “Звезда”.
Время и память до последних дней жизни поэта были главными опорами его жизни и творчества.
И я, солдат двадцатилетний,
Счастливый тем, что я есть я,
В болотах Волховского фронта
Расположилась наша рота,
И жизнь моя, и смерть моя.
“Звезда”.
13. Сл. учителя. Открываем 9-й слайд:
Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах ВОв. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода.
14. Сообщение учащегося о судьбе и творчестве Ю.Друниной. (см. “Приложение”)
15. Сл.учит.
Действительно, в её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь, никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты,в санитарный взвод.<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1572

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340