Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (русский язык + грамматики нравственности) в 6-м классе по теме Употребление глаголов в речи - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный урок (русский язык + грамматики нравственности) в 6-м классе по теме Употребление глаголов в речи


Автор(ы): Макарова Нина Владимировна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия.
(Б.Пастернак).
Цели урока:
  • повторение и обобщение изученного о стилях речи;
  • познакомить учащихся с языковыми возможностями использования глагола в речи;
  • повторить изученное по теме “Глагол”;
  • закрепить навыки анализа художественного текста;
  • донести до сердца ученика 6 класса нравственные понятия, еще раз показать, что произведения наших современников учат состраданию, сочувствию, доброте, милосердию.
Оборудование, наглядность: газета-текст стихотворения И.Северянина “В парке плакала девочка”, диск “Времена года” П.И.Чайковского, учебник “Грамматика нравственности”.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Лингвистическая разминка.

Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
1.Заниматься грабежом, отнимать.
2.Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.
3.Антоним слова выздороветь.
4.Синоним слова попотчевать.
5. Убрать сор веником.
6. Синоним слов сверкать, светиться.
0 Г Р. А Б И Т Ь
П Л Е С Н У Т Ь
3 А Б 0 Л Е Т Ь
У Г 0 С Т И Т Ь
П О Д М Е С Т И
Б Л Е С Т Е Т Ь

3. Актуализация знаний.

Учитель:
Назовите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
Что вы знаете о данной части речи? Итак, запишем тему урока: “Употребление глаголов в речи”.
Наш урок сегодня необычный – это урок-лингвистическая эстафета. Разминка прошла успешно. Этапы урока мы будем обозначать словами Б.Пастернака. Давайте их прочитаем и каждый этап будем записывать в тетради с новой строки.
Первое слово – жить. Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка.
По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после существительных) по частоте употребления в речи.
Какие стили речи вам известны?
В чем их отличительные особенности?

4. Беседа.

Сегодня на уроке мы поговорим о художественном стиле речи, в котором глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста.
Наиболее частыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, знать, видеть, хотеть, дать, жить, смотреть, взять, сделать, говорить. Задание: подберите синонимы к слову говорить:
– бросать;
– произносить;
– вещать;
– изрекать;
– молоть;
– вставлять.
Итак, использование синонимов в речи делает ее образной, выразительной и красивой. Подбирать синонимы нам помогает какой словарь? (Синонимов). Глагол – это неотдельное понятие как имя существительное, это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда-то глаголом называли всякое слово. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Вспомним пушкинские строчки: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол – самая живая часть речи. Глагол – это действие, которое повторяет жизнь. Навсегда мы очарованы прозой А.С.Пушкина, у которого каждое третье слово глагол.
Следующий этап — думать.
Давайте подумаем, восстановим текст известного поэта и понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении. Учащиеся работают с листочками, на которых записан текст стихотворения.
Буря мглою небо...,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она...,
То, ... , как дитя,
То, по кровле обветшалой
Вдруг соломой ...,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко ...
  • Какова тема текста?
  • Как поэт описывает вьюгу?
Учитель: Все это дано поэтом через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в каком значении?
Ребята, вы правильно думаете.
Этап – чувствовать.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. Учащиеся работают со стихотворением И.Северянина “В парке плакала девочка”.
В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, – Я возьму птицу бедную...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2864

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340