Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Интегрированный урок (русский язык + грамматики нравственности) в 6-м классе по теме Употребление глаголов в речи
Автор(ы): Макарова Нина Владимировна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия. (Б.Пастернак). Цели урока: - повторение и обобщение изученного о стилях речи;
- познакомить учащихся с языковыми возможностями использования глагола в речи;
- повторить изученное по теме “Глагол”;
- закрепить навыки анализа художественного текста;
- донести до сердца ученика 6 класса нравственные понятия, еще раз показать, что произведения наших современников учат состраданию, сочувствию, доброте, милосердию.
Оборудование, наглядность: газета-текст стихотворения И.Северянина “В парке плакала девочка”, диск “Времена года” П.И.Чайковского, учебник “Грамматика нравственности”. ХОД УРОКА 1. Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2. Лингвистическая разминка. Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде. 1.Заниматься грабежом, отнимать. 2.Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. 3.Антоним слова выздороветь. 4.Синоним слова попотчевать. 5. Убрать сор веником. 6. Синоним слов сверкать, светиться. 0 | Г | Р. | А | Б | И | Т | Ь | П | Л | Е | С | Н | У | Т | Ь | 3 | А | Б | 0 | Л | Е | Т | Ь | У | Г | 0 | С | Т | И | Т | Ь | П | О | Д | М | Е | С | Т | И | Б | Л | Е | С | Т | Е | Т | Ь | 3. Актуализация знаний. Учитель: Назовите ключевое слово, спрятанное в кроссворде. Что вы знаете о данной части речи? Итак, запишем тему урока: “Употребление глаголов в речи”. Наш урок сегодня необычный – это урок-лингвистическая эстафета. Разминка прошла успешно. Этапы урока мы будем обозначать словами Б.Пастернака. Давайте их прочитаем и каждый этап будем записывать в тетради с новой строки. Первое слово – жить. Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка. По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после существительных) по частоте употребления в речи. Какие стили речи вам известны? В чем их отличительные особенности? 4. Беседа. Сегодня на уроке мы поговорим о художественном стиле речи, в котором глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста. Наиболее частыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, знать, видеть, хотеть, дать, жить, смотреть, взять, сделать, говорить. Задание: подберите синонимы к слову говорить: – бросать; – произносить; – вещать; – изрекать; – молоть; – вставлять. Итак, использование синонимов в речи делает ее образной, выразительной и красивой. Подбирать синонимы нам помогает какой словарь? (Синонимов). Глагол – это неотдельное понятие как имя существительное, это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда-то глаголом называли всякое слово. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Вспомним пушкинские строчки: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол – самая живая часть речи. Глагол – это действие, которое повторяет жизнь. Навсегда мы очарованы прозой А.С.Пушкина, у которого каждое третье слово глагол. Следующий этап — думать. Давайте подумаем, восстановим текст известного поэта и понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении. Учащиеся работают с листочками, на которых записан текст стихотворения. Буря мглою небо..., Вихри снежные крутя, То, как зверь она..., То, ... , как дитя, То, по кровле обветшалой Вдруг соломой ..., То, как путник запоздалый, К нам в окошко ... - Какова тема текста?
- Как поэт описывает вьюгу?
Учитель: Все это дано поэтом через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в каком значении? Ребята, вы правильно думаете. Этап – чувствовать. Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. Учащиеся работают со стихотворением И.Северянина “В парке плакала девочка”. В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, – Я возьму птицу бедную...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2864
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|