Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей
Обучение учащихся метанию на уроках физической культуры с использованием различных способов и методов организации
Автор(ы): Морозов Владимир Иванович, учитель физической культуры
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Методы организации учащихся на уроках физической культуры Согласно комплексной программе физического воспитания в школе изучается метание малого мяча на дальность с разбега. Для овладения сложными в координационном отношении двигательными действиями в метаниях необходима строго построенная и правильно распределённая в течении учебного года методика обучения, с применением различных методов организации учащихся на уроках физической культуры, позволяющая качественно формировать метательные навыки и показывать результаты, отвечающие требованиям учебных нормативов по метанию мяча. Решая основную задач физического воспитания - это развитие двигательных умений и навыков, необходимо помнить, что в соответствии паспортному и биологическому возрасту учащихся, применяются различные способы методы организации и активизации учащихся при занятиях физическими упражнениями. Например: В младшем и среднем возрастах ведущее место отводится комплексному, игровому методу (игра-обучение-игра). И лишь когда возраст детей достигает 14 лет на смену игровому методу постепенно приходит аналитико-синтетический метод (упражнение - игра – упражнение). 1-4 классы – первый этап. Его цель – привить любовь к физической культуре и спорту, обратить внимание на развитие таких двигательных качеств, как гибкость и координация движений, используя максимально игровые формы проведения урока. 5-7 классы – второй этап. Цель - научить детей основным спортивным играм, лёгкой атлетике и гимнастике, ходьбе на лыжах. Продолжить развивать такие физические качества как ловкость, гибкость, а также большое внимание уделять развитию быстроты. 8-9 классы – третий этап. Цель - не дать детям потерять качества, которые они приобрели на первых этапах, не дать угаснуть интересу к физической культуре. Надо больше уделять внимания развитию выносливости и силы. Этот возраст является переломным в физиологии и психологии детей. 10 – 11 классы – четвёртый этап. Цель его – подготовить учащихся к трудовой деятельности и службе в Вооружённых Силах. На этом этапе проводить уроки в форме тренировки, где проявляется трудолюбие и воля, продолжать развивать скоростно-силовые качества, выносливость, силу. В процессе обучения необходимо решать образовательные и воспитательные задачи. На уроках следует применять следующие методы организации учащихся: а) Фронтальный (это занятие можно вести попеременно, одновременно, частично и посменно). Лучше всего вести фронтальным методом в младших классах, т.к. в этом случае учащиеся подвижны (т.е. возраст недостаточен для более глубокого изучения физических упражнений) и должны получить основы физических упражнений. При фронтальном методе достигается высокая моторная плотность и облегчается обучение тому или иному заданию. Сложность заключается в контроле за ошибками отдельных учащихся. б) Групповой способ организации учащихся. При групповом методе учащиеся распределяются по группам в зависимости от физической подготовленности и способностей. При групповом методе задания могут иметь различный характер. При групповом методе учитель с наибольшей точностью определяет уровень технической и силовой подготовленности учащихся. В соответствии с этим даёт то или иное задание. Преимущество – то, что учитель дает задание по силам и ведет контроль и обучение в зависимости от сложности упражнения. Учитель одновременно следит за всеми. Роль учителя выполняют помощники. Плотность урока высокая. в) Круговой тренировки (задания распределяются по станциям и учащиеся выполняют их отдельно, переходя от одной станции к другой по сигналу учителя). Обычно этот способ применяется для учащихся старших классов. Он основан на повышенной двигательной деятельности и способствует разностороннему физическому развитию. Сложность заключается в организации построения обучения. Вывод: удобно применять к одной по силе группе. г) Индивидуальный метод: Индивидуальное задание даётся отдельному учащемуся или группе в связи с анатомическими и другими особенностями. Большое внимание уделяется теоретическим знаниям в области культуры и спорта таким как знания о гигиене, возрастных особенностях организма, самоконтроля влияния физических упражнений на организм. Конечная цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы из стен школы выходили здоровые физически и духовно сильные, выносливые, стройные с красивой осанкой молодые люди, со стойкой привычкой к физическому самосовершенствованию. В практике применяются следующие способы активизации учащихся: - Метод познавательного интереса (нужно вызвать интерес ко всей деятельности учителя, начиная с постановки задач и т.д.) Обеспечение межпредметных связей при изучении учебного материала (примеры из физики, географии) при обучении физическим упражнениям важно рассказать о влиянии физической культуры на здоровье человека (данные анатомии и физиологии). Развитие аналитического мышления, т.е. установления ошибок, как их устранить, от чего они происходят.
- Метод проблемного изучения. Задача ставится на несколько уроков на перспективу и учащиеся находят оптимальное решение.
- Дифференцированное обучение:
а) Деление учащихся на группы по сходной подготовленности (при этом разрабатываются задание для каждой группы); б) Необходимо определить задание для сильных и слабых; в) Последовательный переход учащихся от выполнения одного задания к выполнению другого, более сложного; - Программированное обучение (заранее определяется задача на полгода, год и т.д.)
При обучении физическим упражнениям: - Широко используется показ упражнения сочетая со словесным рассказом, используя «базовое» слово.
- Ставится задача в предельно конкретной форме с определённым заданием (например, метание мяча способом « из-за головы через плечо» с разбега).
- Обучение движениям проводятся от простого к сложному или целое упражнение разучивается вначале по частям, а потом выполняется учащимися целиком.
- Широко используются предметы (рисунки, модели).
Обучающая программа Задача: учить технике метания мяча способом «из-за головы через плечо» с разбега, используя 4-шажный вариант броскового разбега и отведение метающей руки способом «прямо – назад». Описание техники. Принимая исходное положение, встать лицом в сторону метания, левая нога впереди, правая сзади на передней части стопы. Правая рука с мячом согнута в локтевом суставе так, что кисть её находится перед правым плечом на уровне глаз, а локоть направлен вниз, левая рука опущена вниз. Сделать 6-8 беговых шагов предварительной части разбега, попасть левой ногой на контрольную отметку. На первом бросковом шаге начать поворот плечевого сустава вправо и отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом, таз при этом оставить в первоначальном положении, как и в разбеге. Второй бросковый шаг начинать активным проталкиванием левой ногой вперед – вверх. Усилие правой ноги направить в сторону левого плеча – этим обеспечивается «уход» от снаряда. Шаг левой ногой сопровождать дальнейшим поворотом оси плеч вправо. Руку с мячом полностью выпрямить, ось таза повернуть вправо. Третий (скрестный) бросковый шаг особенно важен для принятия метающим наиболее благоприятного положения для броска. Начинают его с отрыва от земли правой ноги и выведения её вперёд с постановкой на пятку с разворотом стопы носком наружу (до 30-450). При этом опережение ног верхней частью туловища ещё больше увеличить в сравнении со вторым шагом. Руку с мячом оставить выпрямленной. Плечи и таз повёрнуты вправо. Левую руку согнуть в локтевом суставе и расположить перед грудью. Четвёртый бросковый шаг выполняется активной стопорящей постановкой почти прямой левой ноги вперёд, правую слегка согнутую развернуть носком наружу, туловище наклонить вправо. Рука с мячом отведена, повёрнута ладонью кверху, левая рука направлена в сторону метания. Из этого положения выполнить «захват мяча» - после постановки левой ноги на грунт повернуть бедро правой внутрь, грудью вперёд и выйти в положение «натянутого лука». Завершая финальное усилие, выполнить хлестообразное движение метающей руки вперёд – вверх; массу тела перенести на левую ногу, которая полностью выпрямляется в коленном суставе; правую ногу от грунта не отрывать. После вылета мяча для торможения звеньев тела с целью предотвращения заступа за линию броска левую ногу, стоящую впереди, согнуть в коленном суставе, туловище повернуть влево, левую руку отвести назад. Можно произвести торможение прыжком (перескоком) с левой ноги на правую. Проверка готовности учащихся Учащиеся должны знать, что: - метание малого мяча с разбега состоит из предварительной части разбега и бросковых шагов;
- на первых двух бросковых шагах производится отведение метающей руки со снарядом одновременно с поворотом туловища вправо до положения левым боком в направлении метания;
- третий (скрёстный) бросковый шаг является связующим звеном между разбегом и финальным усилием;
- четвёртый бросковый шаг выполняется активной стопорящей постановкой почти прямой левой ноги;
- в финальном усилии вначале в работу включаются мышцы ног, затем туловища, и завершает движение кисть правой руки.
Учащиеся должны уметь метать : набивные мячи двумя р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2831
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|