Главная / Методические материалы / Работа с родителями
Эффективные формы работы с родителями
Автор(ы): Мешкова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
- Сотрудничество педагогов и родителей.
- Программа курса “Родительско–детские отношения”.
- Совместная интеллектуальная деятельность детей и родителей.
- Программа “Интеллектуальная семья”.
- О лицее, себе и семье.
Введение Перемены, происходящие в нашей сегодняшней жизни, касаются не только взрослых, они напрямую затрагивают и детей. У государства не хватает средств на материальное обеспечение образовательных учреждений. Некоторые учителя считают, что школа должна только обучать, а внеурочные воспитательные дела не нужны. У родителей же просто не хватает сил, времени, знаний, умений, – они заняты проблемами, связанными с работой, материальным обеспечением семьи, личными неурядицами. И если в образовательных учреждениях сейчас проходит период “безвременья”, и появляются интересные разнообразные формы организации ученического самоуправления, привлекательные, содержательные виды внеурочной деятельности, то родители, по–прежнему, ссылаются на свою занятость и все более возрастающие проблемы, якобы не позволяющие им заниматься воспитанием своих детей. Семейные конфликты обостряются. В стране совсем слабая нормативно–правовая база в отношении обязанностей и ответственности родителей за воспитание свои детей. Мы в МОУ “Лицей” г. Междуреченска убеждены, что работе с родителями необходимо уделять особое внимание, нам нужно находить новые активные формы совместной деятельности. Положительный опыт работы в этом направлении мы и предоставляем вашему вниманию. - Сотрудничество педагогов и родителей.
Конечная воспитательная цель родителей – воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни. Педагоги образовательного учреждения ставят ту же цель, только несколько иначе ее формулируя. Достижение цели возможно только совместными усилиями. Формы и методы сотрудничества: - Посещение семьи ученика.
- Индивидуальные беседы.
- Собрания родителей:
- психолого–педагогический всеобуч родителей;
- общие собрания родителей и учащихся, различные формы их проведения – диспут, дискуссия, интеллектуальный брейн–ринг, ролевые и деловые игры, праздники (традиционные, семейные).
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества [1]: - Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
- Взаимное уважение.
- Справедливость по отношению к детям и родителям.
- Повышение авторитета родителей.
- Соблюдение принципов педагогической этики.
- Программа курса “Родительско–детские отношения”
Данная программа рассчитана на группу детей и родителей в количестве 10–14 человек (5–7 пар “родитель–ребенок”). Возраст детей – 12–14 лет (возраст детей может выходить за указанные рамки, но программа апробирована именно на этой возрастной категории.) Продолжительность одного занятия – 2–2,5 часа. Частота встреч – 1–2 раза в неделю. Проблема родительско–детских групп очень актуальна. Дети готовы учиться общению с родителями, к получению совместного эмоционального опыта, к разделению ответственности с близким родным человеком. У многих родителей такой готовности нет. Работа родительско–детских групп важна и необходима. Детей важно учить ответственности за свою позицию в семейных отношениях, способам установления контакта в различных ситуациях общения (благоприятных и конфликтных), навыкам ассертивного поведения. У взрослых людей в результате таких занятий формируется мотив для личностной работы. Ведь путь к сердцу ребенка проходит через тайники нашей собственной личности. Доверие к себе рождает доверие к своему ребенку. На занятиях формируется такое пространство, где участники группы, выходя из привычных семейных условий, попадают в другие, созданные особым образом, где родители и дети могут по–новому взглянуть на свои отношения, поменяться местами, говорить о своих чувствах и чувствах партнера, на равных вести разговор об ответственности и подойти к самым сокровенным вопросам доверия. В этих особых условиях, через телесно–ориентированные упражнения, игру, метафору, притчу, моделирование ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают знания по психологии, имеют возможность здесь же актуализировать знания, научиться навыкам эффективного общения. Цель проведения занятий курса – оказание помощи родителям и детям в улучшении их взаимоотношения. Основные задачи: Информирование. Носит тезисный характер и занимает 10–15 минут каждого занятия. Обучение: а) практическим навыкам эффективного общения; б) установлению партнерских отношений в семье; в) приемам саморегуляции; г) способам установления контакта. Виды работ: дыхательные и релаксационные упражнения; психогимнастика; ролевые игры; упражнения в парах, в подгруппах; специальные упражнения для отработки определенных коммуникативных навыков; элементы арт–терапии: - упражнения с использованием неструктурированного материала;
- метафоры, притчи;
- телесно–ориентированные упражнения;
- дискуссии.
Структура занятий может быть следующей: актуализация цели, имеющихся знаний участников; разминка (создание необходимого психофизического состояния); упражнения, ролевые игры, позволяющие участникам осознать свои качества, способности и проблемы; выполнение упражнений, направленных на выработку навыков эффективного общения, разрешение поблемных ситуаций; рефлексия. Тематический план Тема занятий | Кол–во часов | - “Здравствуйте, это я!”
| 2 | - “И дождь, и солнце…” (коммуникация чувств)
| 2 | - “Критерии эффективного общения”
| 2 | - “Принципы эффективной обратной связи”
| 2 | - “Контакт, еще контакт!”
| 2 | - “Методы убеждений, приемы аргументации”
| 2 | - “Стили общения в семье”
| 2 | - “Установление партнерских отношений”
| 2 | - “Алгоритм принятия решений”
| 2 | - “Сотрудничество”
| 2 | Темы и содержание занятий. - “Здравствуйте, это я!”
Знакомство. Самопрезентация. Принятие правил работы в группе. Определение основных проблем общения в семье. Упражнения на формирование базы доверия. Рефлексия. - “И дождь, и солнце…”
Составление словаря эмоций и чувств. Рефлексия, анализ собственных эмоциональных состояний. Беседа: какие эмоции и чувства помогают в общении. Информирование: приемы снижения эмоциональной напряженности. Упражнения на отработку практических навыков. Индивидуальная работа с незаконченными предложениями (Я огорчаюсь, когда… Очень рад, когда, …) Работа в парах (ребенок–родитель). Рефлексия. - Критерии эффективного общения.
Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на формирование базы доверия, улучшения настроения). Актуализация основных моментов прошлого занятия. Работа в парах – коммуникация чувств. Рефлексия в круг. Беседа: что помогает нам в общении, что мешает. Информирование: критерии эффективного общения. Работа в группах (1 группа –родители, 2 – дети), нахождение способов поведения для соблюдения критериев эффективного общения в конкретных ситуациях. Проигрывание ситуаций. Рефлексия. - Принципы эффективной обратной связи.
Психогимнастика. Актуализация знаний и опыта прошлого занятия. Информирование: принципы эффективной обратной связи. Упражнения на отработку практических навыков. Подвижная игра. Коммуникативное рисование. Рефлексия. - Контакт, еще контакт!
Проговаривание эмоциональных состояний. Ситуационная игра “В чужом городе”. Анализ ситуации. Информирование. Сухое упражнение на закрепление полученной информации. Коммуникативный танец. Рефлексия. - Методы убеждений, приемы аргументации.
Психогимнастика. Рефлексия предыдущего занятия и прошедшей недели. Решение задач: Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов, затем продал за 7, потом занял 1 доллар и купил лошадь за 8 долларов. Продал ее за 9. Сколько долларов у него осталось? Информирование: приемы убеждения, аргументирования. Отработка практических навыков: дискуссия (группа родителей) “Свои эмоции нужно проявить открыто”, (группа детей) “Следует сдерживать свои эмоции”. Работа в парах. Разговор: а) стоя спиной друг к другу; б) один стоит, другой сидит; в) глаза в глаза; г) держась за руки. Рефлексия. - Стили общения в семье.
Упражнение “Слепой и поводырь”. Рефлексия. Упражнение “Я – образ”. Рефлексия. Информирование: стили общения. Опрос: участникам группы предложено выбрать желаемое и реально существующее отношение в семье. Рефлексия. Телесно–ориентированное упражнение. Рефлексия. - Установление партнерских отношений.
Дыхательное упражнение “Игрушка и насос”. Повтрение правил работы в группе. Актуализация полученных знаний. Подвижная игра “Птицы и птицелов”. Рефлексия. “Права и обязанности”. Работа в подгруппах: дети составляют права и обязанности родителей, родителей – детей. Затем совместная работа, оформление общего стенда. Рефлексия. Информирование: этапы установления партнерских отношений. Обсуждение. Коммуникативный танец. Рефлексия. - Алгоритм принятия решений.
Психогимнастическое упражнение “Олень”, “Струна”, “Ватка”, “Баба Яга в ступе”, “Цветок”, “Рога Оленя”. Рефлексия предыдущих занятий. Оформление стенда “Что нам помогает в общении”. Информирование: приемы снятия эмоциональных напряжений. Отработка практических навыков. Имитационные ролевые игры на отработку полученных знаний. Рефлексия. - Сотрудничество.
Лепка из соленого теста левой рукой. Рефлексия. Работа в парах (родитель – ребенок): Сказка о двух существах (из соленого теста); Строительство жилья для них; Коммуникация чувств. Рефлексия. Лепка из пластилина “Каким я был до совместных занятий, каким стал сейчас”. Рефлексия. Совместная интеллектуальная деятельность детей и родителей. Программа “Интеллектуальная семья” Пояснительная записка Интеллектуальная деятельность имеет первостепенное значение в МОУ “Лицей” г. Междуреченска. Предметные олимпиады, выездные школы, учебно–исследовательская деятельность, тематические Дни науки, интеллектуальные брейн–ринги и марафоны – систематические формы работы в этом направлении. Мы убеждены, что родителей к такой деятельности привлекать можно и нужно. Не для того, конечно, чтобы выявить их способности и повысить интеллектуальный уровень. Прежде всего, в совместной интеллектуальной деятельности родители и дети учатся слушать и слышать друг друга, работать командой, у них появляются эмоциональные переживания, радость и гордость за свою семью, друг за друга. Цель программы: поддержка творческих интересов семей, их потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии; со...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2906
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|