Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игра Что? Где? Когда? (путешествие в историю математики) - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Игра Что? Где? Когда? (путешествие в историю математики)


Автор(ы): Шевырева Елена Васильевна, учитель информатики и математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа.
  2. Развивающая цель – развивать логическое мышление, монологическую речь.
  3. Воспитательная цель - вызвать интерес к истории развития математики, к вопросам, изучаемым в ней, к истории жизни и научной деятельности ученых-математиков; прививать навыки делового общения; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
  • Цитата: «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт». (Г.В.Лейбниц);
  • красочные газеты из истории математики; выставка книг о математике;
  • презентация «Что? Где? Когда?» (приложение 1, приложение 2, приложение 3);
  • таблица результатов;
  • волчок и номера вопросов, разбитые по секторам.
Ход игры
Ведущий: С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики. И в этом нам поможет команда знатоков математики (приветствие и представление команды знатоков).
Команды выбирают номер вопроса. Вопрос сопровождается небольшой исторической справкой. В зависимости от вопроса исторические сведения сообщаются либо до обсуждения вопроса, либо после ответа знатоков.
Историческая справка: Первыми из множества чисел были натуральные числа – числа для счёта предметов. Интересно, что разные народы, жившие в отдалённых друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи первых чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими записи чисел. Например, в Египте первые числа изображали вертикальными черточками, а в Китае – горизонтальными, в Америке – точками, а в Вавилоне – клинышками на глиняных пластинках.
Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие.
Ответ: 1=1234567890, 1=1234567890
Историческая справка: Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и слово «геометрия». Однако эти термины вошли в русский язык не непосредственно из греческого, а через латинский язык.
Вопрос: Этот четырёхугольник носит название бубна древних греков.
Ответ: Ромб.
Вопрос: Имя этого математика носит прямоугольная система координат.
Ответ: Рене Декарт.
Историческая справка: Декарт Рене (1596-1650), французский философ, математик, физик и физиолог. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения: он ввел знаки переменных величин (x, y, z...), коэффициентов (a, b, c...), обозначение степеней (a2, x-1...).. Декарт является одним из создателей аналитической геометрии (которую он разрабатывал одновременно с Ферма), позволявшей алгебраизировать эту науку с помощью метода координат. Предложенная им система координат получила его имя.
Вопрос: Назовите первый вычислительный прибор, который появился он около 2500 лет назад и был широко распространён в Египте, Китае, Греции.
Ответ: Абак.
Историческая справка: Абак служил не столько для облегчения собственно вычислений, сколько для запоминания промежуточных результатов. Известны разновидности абака: собственно абак (греческий или египетский) в виде дощечки, на которой проводили линии или выдалбливали желобки, в которые колонками клали камешки; китайский суан-пан и японский соробан с шариками, нанизанными на прутики. Русский абак — счеты — появились приблизительно в 16 или 17 веке. Они использовали десятичную, а не пятеричную систему счисления, как остальные абаки. Основная заслуга изобретателей абака — создание позиционной системы представления чисел
Вопрос: Назовите знаменитое сочинение Евклида, в котором были систематизированы основные геометрические сведения.
Ответ: Начала.
Историческая справка: Евклид, древнегреческий математик. Работал в Александрии в III в. до н. э. Главный труд «Начала» (13 книг), содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики.
Вопрос: Назовите числа, которые в древности назывались «фальшивыми» числами.
Ответ: Отрицательные числа.
Историческая справка: Понятие числа зародилось в глубокой древности. На протяжении веков это понятие подвергалось расширению и обобщению. Отрицательные числа долгое время считали «фальшивыми» и истолковывали как «долг», как недостачу. Правила действий над положительными и отрицательными числами длительное время рассматривались лишь для случаев сложения и вычитания. Например, индийские математики VII в. так формулировали эти правила: «Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности». Лишь в XVII в. с использованием метода координат отрицательные числа были признаны в качестве равноправных с положительными.
Вопрос: Назовите имя древнего математика, который отсеял простые числа, прокалывая их на восковой дощечке.
Ответ: Эратосфен.
Историческая справка: Эратосфен Киренский (около 276-194 до н.э.), древнегреческий ученый. Родился в Кирене (Северная Африка). Образование получил в Александрии и в Афинах. Служил воспитателем наследного принца при дворе Птолемея III Эвергета, около 225 г. до н. э. начал заведовать Александрийской библиотекой. Заложил основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана. Составил каталог 675 неподвижных звезд. Заложил основы научной хронологии, предложил вводить лишний день в календарь каждые 4 года.
Историческая справка: Древнегреческими учёными – последо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1544

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340