Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (русский язык + ИЗО) на тему Употребление причастий в речи (подготовка к сочинению по картине К.Маковского Дети, бегущие от грозы) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный урок (русский язык + ИЗО) на тему Употребление причастий в речи (подготовка к сочинению по картине К.Маковского Дети, бегущие от грозы)


Автор(ы): Пискеева Галина Геннадьевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Обучающая: Рассмотреть выразительные возможности причастий. Совершенствовать умения использовать причастия в тексте описательного характера.
  2. Развивающая: Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание.
  3. Воспитывающая: Продолжить эстетическое воспитание.
Оборудование:
  1. Репродукция картины К. Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”.
  2. Презентация с картинами К. Е. Маковского в программе Power Point.(Приложение 1)
  3. “Русский язык”. Учебник 6 класс в 3-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 2 и Ч. 3
  4. Смайлики-улыбочки и смайлики-грустинки. (Приложение 2)
Предварительная подготовка:
  1. Сообщение о К. Е. Маковском.
  2. Проследить частотность употребления причастий в семье или в компании сверстников.
  3. Подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” и отрывка из повести А. Н. Толстого “Детство Никиты” - глава “Стрелка барометра” (от “И вот в мертвенной тишине…до наполнил залу”).

Ход урока

I. Слово учителя:
Вот и подошли к завершению уроки знакомства с причастием – замечательной и необычной частью речи. Хочется надеяться, что, несмотря на то, что эта часть речи доставила вам немного хлопот, радостных минут было больше. Хотелось бы получить графическое восприятие вами данной части речи. Перед вами смайлики-улыбочки и смайлики-грустинки. Поднимите те изображения, которые возникают у вас при произнесении слова “причастие”. Спасибо. Я рада, что улыбочек гораздо больше, чем грустинок.
Думаю, что после нынешнего урока грустинок не останется совсем, потому что мы будем наблюдать, как “работает” причастие в речи, сами будем конструировать тексты, а помогут нам в этом художник К. Е. Маковский и его живопись.
- Но прежде вспомним, какие нормы словоупотребления существуют в русском языке (Орфоэпические, грамматические, лексические).
- Зачем нам нужно помнить о нормах словоупотребления? (Чтобы избежать ошибок в речи).
- В начале изучения причастия как части речи мы знакомились с высказыванием А. С. Пушкина, в котором он сетовал, что в устной речи причастие практически не используется. Поэт говорил, что это ведёт к обеднению языка. Вы получили задание: понаблюдать за речью окружающих и проанализировать частотность использования причастий в устной речи. Какие результаты у вас получились? Прав А. С. Пушкин или нет? (Влад С. – наблюдал 2 дня, насчитал 6 причастий, Денис Б. – за неделю уловил 11 причастий от сестры и 8 от мамы, Диана Р. – 4 причастия, Алёна С. – не услышала ни одного причастия, Кристина К. – аналогичные результаты)
Спасибо за столь сложную и кропотливую работу. Думаю, что она принесла вам определённую пользу. И убеждена, что лет через 20, вашим детям, когда предложат проследить за вашей речью, тоже будет о чём рассказать.
А сейчас обратимся к теме нашего урока. Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине замечательного русского художника Константина Егоровича Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Чем интересно название картины? ( В названии употреблен причастный оборот).
II. Сообщение темы и цели урока.
Прежде чем мы приступим к знакомству с репродукцией картины, познакомимся с автором художественного полотна.
III. Сообщение Люды К. о Маковском К. Е. с использованием презентации полотен художника в программе Power Point. (Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 в семье Е.И.Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получил академическую золотую медаль за картину “Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова” (1862). Написал немало сентиментальных типажей и сценок из “народного быта”, в том числе популярную “ Дети, бегущие от грозы” (1872) и трогательный образ старого слуги “Алексеича” (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета (“Оперный певец О.А.Петров”, 1870). Однако подлинный авторитет завоевал полотном “Балаганы на Адмиралтейской площади” (1869), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ “всего Петербурга”, как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко.
Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне “Возвращение священного ковра из Мекки в Каир” (1876). В 1880–1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных “боярских пиров” и “свадеб”, которые имели шумный успех за рубежом (“Поцелуйный обряд”, 1895.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно “Минин на Нижегородской площади” (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне.)
- Какое впечатление произвели на вас картины Маковского? (Интересные сюжеты, умело подобраны краски, чувствуется мастерство художника).
IV. Рассматривание репродукции картины “Дети, бегущие от грозы” (“Русский язык”. Учебник 6 класс в 3-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 3, цветная вклейка), беседа:
- Какое впечатление производит картина? ( И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)
- Какова композиция картины? (На первом плане – испуганные дети, на втором – мрачная, вызывающая тяжёлые впечатления природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).
Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?
( Девочка и её младшая сестра, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).
- Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле).
- Вспомните, в пятом классе мы описывали картину В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером волке”. Картина тоже была мрачная, но была на ней деталь, которая позволила надеяться, что всё закончится хорошо. Какая это деталь? ( Цветущая яблонька. Белый цвет – это символ надежды”)
- Абсолютно верно. Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)
- Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? ( Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).
- Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием причастий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется причастием. ( Дети дают формулировку правила).
- Итак...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 6656

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340