Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Оздоравливающий компонент уроков ритмики - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Оздоравливающий компонент уроков ритмики


Автор(ы): Герасименко Наталья Леонидовна, учитель коррекционных дисциплин


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Движение является основным биологическим качеством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы.
Движение является одним из основных механизмов уравновешивания в системе организм-среда. Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается, адаптируется, и в процессе этой адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и функционально, а с другой - активно изменяет и приспосабливает среду. В данном процессе движение у человека приобретает специфический, качественно новый характер, который обусловлен сознательным, социально-биологическим характером деятельности человека, является основным средством связи и взаимодействия, активной адаптации и трудовой деятельности. В силу этого движение используется и как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины.
Лечение посредством движения предполагает использование всех видов и форм движения в качестве лечебного фактора. Современные болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, С. Т. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин кинезитерапия как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Они относят кинезитерапию к группе не специфически действующих терапевтических факторов. В результате различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Если обратиться к старинным книгам, где описаны различные методики лечения, можно убедиться, что ни один врач не обходился также и без музыки. В легендах Древней Греции можно найти такую фразу: Знали титаниды океана, что нет лекарства целительней, чем песня. В древние времена существовали музыкально-медицинские центры лечения людей от нервных расстройств, заболеваний сердца. Наукой доказано, что музыка влияет также на интеллектуальное развитие, оживляет процесс познания мира и эмоционально насыщает учебу особым интересом и смыслом. Не случайно занятия в школе Пифагора проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие, ускорять и замедлять рост клеток; влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта способны активизировать его физическое оздоровление.
Таким образом, на уроках ритмики, где происходит связь движения с музыкой можно создать уникальные возможности оздоровления и активизации развития детей.
Значение ритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
В. А. Гиляровский писал, что ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Учитывая все выше сказанное в системе комплексного подхода к устранению вторичных недостатков у слепых и слабовидящих детей на уроках ритмики используем различные виды терапий и оздоровительных технологий.
Музыкальная терапия
На уроках ритмики комплексно используем следующие виды терапий:
  • мелотерапию;
  • ритмотерапию;
  • динамотерапию;
  • логоритмотерапию.
Мелотерапия - воздействие музыкой на ребенка с целью создания жизнерадостного, бодрого или спокойного настроения; научить синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.
  1. Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения (музыка П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, С. Прокофьева и др.).
  2. Музыкальные релаксационные упражнения.
  3. Музыкальные упражнения для коррекции жестов (Зверобика Б. Савельева, Улыбка В. Шаинского, Кот и мыши Т. Ломовой и др.).
  4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус (Маятник, Часики - перенос тяжести тела с одной стороны на другую), Шалтай-Болтай, тряпичные куклы (свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны).
  5. Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки:).
  6. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную (Андрей-воробей, не гоняй голубей).
Ритмотерапия - специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.
Динамотерапия - двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.
Логоритмотерапия - система разнообразных упражнений и игр, в которых используется лексический материал, сопровождающийся соответствующими движениями. В нашей школе используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации.
Профилактика плоскостопия и развитие мышечной силы ног
В качестве профилактики плоскостопия на уроках ритмики используем как специальные гимнастические упражнения для ног, так и различные виды ходьбы в вводной части урока (на носках, пятках, с поджатыми пальцами внутренней и внешней части стопы) и музыкальных играх, связанных с воспроизведением характерных особенностей и повадок животных (У медведя во бору, Кот и мыши, Подражание животным, Цапля и лягушки, Звери и птицы и т. п.). Положительный эффект в этом направлении дают также танцевальные шаги (ёлочка, гармошка, ковырялочка) и хореографические упражнения, которые предполагают сгибание и разгибание ног в подъеме, круговые движения стопами ног, вставание на полупальцы, полуприседы и подъемы на носки и т. д.
В гимнастике для ног используем следующие упражнения:
  • Стоя - ноги врозь, носки внутрь - попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
  • Катание гимнастических палок (карандашей) стопами ног двумя вместе и поочередно в отдельности, как в положении сидя, так и стоя.
  • В положении лежа на спине вращение стопами ног - влево и вправо; вперед и назад; сгибание и разгибание пальцев.
  • Поднимание с пола пальцами ног каких-нибудь мелких предметов.
Московский институт йоги, и в частности, гуру Ар Сантэма, кроме перечисленных выше упражнений предлагают использовать ещё и другие:
  • Развороты стоп: выполняются сначала сидя на стуле, затем стоя. При этом стопы следует разворачивать параллельно друг к другу - сначала пятка к пятке, потом носок к носку.
  • Сидя на стуле, а затем на полу, подниматься на ноги, опираясь на наружный свод стоп. При подъёме с пола можно помогать себе руками.
  • Стоя на носках, переминание с ноги на ногу.
  • Сидя на стуле, как можно выше поднимать поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу.
  • То же самое делать обеими ногами вместе.
  • Присесть и, волоча ноги по полу, сделать 30 - 50 шагов: (гуськом).
  • Еще предполагается катание ногой овальных и круглых предметов.
Ходьба спиной вперед - еще одно упражнение для предупреждения плоскостопия. Стоя на левой ноге, правую продвинуть далеко назад и поставить на носок. Потом перенести на нее тяжесть тела и медленно поставить всю ступню на пол, акцентировав тяжесть тела на пятке. Выполнять это упражнение медленно. Затем поставить назад левую ногу и перенести на нее тяжесть тела и т. д.
Все эти упражнения активно укрепляют мышцы стопы и голени, поддерживающие своды.
На укрепление мышц стопы и ног хорошо влияют также всякого рода прыжки.
Самомассаж
Массаж - процедура, известная с древних времён. Он снимает мышечную усталость, улучшает обмен веществ и кровообращение. Научные исследования показывают, что наибольший эффект даёт самомассаж, который предполагает контроль изменения силы давления на участки тела самим человеком индивидуально. Учитывая всё выше изложенное, на уроках ритмики используем приемы самомассажа: поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно - игровой форме. Предлагаем примерные игровые самомассажи:
Для рук и ног, сидя на стуле


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2000

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340