Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
План-конспект урока литературы в 11-м классе Россия, которую мы потеряли, а мир приобрел (Возвращенные имена) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

План-конспект урока литературы в 11-м классе Россия, которую мы потеряли, а мир приобрел (Возвращенные имена)


Автор(ы): Шульга Лидия Николаевна, директор, учитель русского языка, литературы, МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Показать мировое значение культуры России на рубеже XIX и XX веков.
  2. Воспитывать чувство гордости за Россию, давшей миру великих людей, и чувство благодарности к странам, приютившим их в минуты горечи и отчаяния.
  3. Прививать навыки самостоятельной работы с документами, дополнительной литературой, в ходе специально организованной познавательной деятельности с ориентацией на развитие умственной самостоятельности.
  4. Работать над умением логически мыслить, рассуждать и строить монологическую речь. Вовлечь учащихся в обсуждение проблемы и активизировать их мыслительную деятельность.
Тип урока: вводный урок перед изучением поэзии “серебряного века” с применением технических средств обучения.
Методы обучения:
  • словесные,
  • наглядно-иллюстрированные,
  • частично-поисковый,
  • беседа,
  • организация самостоятельной работы.
Оборудование: выставка книг, справочников, энциклопедий, компьютер с лазерным диском, видеодвойка для демонстрации фрагментов фильмов, портреты и иллюстрации, “список памяти” в виде бумажной ленты.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Великий русский критик В.Г. Белинский когда-то сказал замечательные слова: “Мы вопрошаем наше прошлое, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о будущем”. И совсем недавно я, читая журнал, наткнулась на интересную цитату из высказывания американского президента Авраама Линкольна: “Вы можете обманывать всегда, но не всех. Вы можете обманывать всех, но не всегда. Но никому ещё не удавалось обманывать всех и всегда”. И как-то удивительным образом эти цитаты соединились, когда я продумывала тему сегодняшнего нашего разговора. “Россия, которую мы потеряли, а мир приобрел”. Многое нам уже известно, какие-то факты истории, её действующие лица ждут своего часа, ибо никому ещё “не удавалось обманывать всех и всегда”. Теперь уже не секрет, что Россия на рубеже веков: XIX и XX, была на подъеме, это было время культурного ренессанса, т.е. возрождения; и в XX век она вступала уверенно, имея очевидные достижения.
II. Беседа с классом.
Как вы думаете, какие факторы могут свидетельствовать о расцвете культуры любой страны? Такие своеобразные индикаторы.
(Предполагается, что учащиеся назовут не менее 4-х фактов.)
  1. Пробуждение национального самосознания, интерес к отечественной истории, к замечательным традициям.
  2. Отношение к печатному слову, к книге, к литературе.
  3. О состоянии общества и его культуре можно судить по расцвету поэзии, ведь когда реакция наступает, поэтам-лирикам труднее дышится и работается.
  4. Каково реальное положение интеллигенции в стране…
И по всем этим пунктам можно судить, что в России в этом смысле всё было в порядке. Открывались один за другим памятники. (Например, Пушкину- в Москве, в 1880; Екатерине- в Петербурге, Лермонтову- в Пятигорске…) 26 мая 1883 года в Москве состоялось открытие Кафедрального Собора во имя Христа Спасителя в честь победы над французами. (В отделке, кстати, участвовали Крамской, Суриков). Повсеместно происходило открытие музеев, т.н. “кладовых исторической памяти”. Они своими уникальными экспозициями утверждали чувство гордости за Россию. (В Москве- Исторический музей (1881), музей изящных искусств- 1912, музей русских народных искусств- 1895, .русский музей в Петербурге- 1895, музей “Русская старина” в Смоленске- 1905.
(Учитель может приведённые ниже сведения оформить на стенде, плакате, чтобы не терять время урока на их озвучивание)
  • Художники создавали полотна на тему “История Руси” (Рерих, Васнецов. Врубель)
  • Композиторы уделяли внимание произведениям старины глубокой. (Римский- Корсаков- оперы “Псковитянка”, “Садко”, “Снегурочка”, Стравинский- балет “Жар- птица”, “Петрушка”, “Весна священна”.
  • Внимание к историческим наукам. Это потом, в сталинское время, многие историки были репрессированы, а изучение истории было подменено “Кратким курсом ВКП(б)”.
  • По количеству издаваемых книг Россия занимала 3 место в мире после Германии и Японии. О популярности книги, о заметном росте интереса к печатному слову свидетельствовало состояние библиотечного дела.
  • Россия имела очевидные достижения в образе образования (Если в 1860 читать умело лишь 6% населения, то в 1897-21%
  • В науке достижения были вообще замечательными, всё было готово для блестящего индустриального скачка. Именно в это время отечественная интеллигенция проявляла себя удивительно ярко, разностороннее, плодотворно. Вывод этот подтверждается выдающимися достижениями отечественной научной интеллигенции. Вспомним лишь некоторые имена.
III. Учащиеся по цепочке (с места) называют великих ученых, их достижения на рубеже веков. (Это было домашнее задание поискового характера на предыдущем уроке).
Например:
Павлов Иван Петрович, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей Физиологической школы современности, академик, за классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения в 1904 году удостоен Нобелевской премии. Видный американский ученый Кеннон назвал Павлова “некоронованным королём мировой физиологии”.
Вернадский Владимир Иванович, основатель биохимии, биогеохимии, радиогеологии; создатель учения о биосфере и переходе её в неосферу. Академик Академии наук СССР, член многочисленных зарубежных академий. Его справедливо называли “Ломоносовым XX века”.
Менделеев Дмитрий Иванович, химик, разносторонний учёный педагог, открыл периодический закон химических элементов, оставил свыше 500 печатных трудов, один из создателей Русского химического общества.
Тимирязев Климент Аркадьевич, один основоположников научной школы физиологии растений. Член- корреспондент Российской академии наук, профессор Московского университета. Он раскрыл энергетические закономерности фотосинтеза. Триумф русской науки было приглашение Тимирязева Лондонским королевским обществом в 1903 году для чтения лекции “Космическая роль растений”. Тимирязев был избран почетным доктором Кембриджского университета.
Мечников Илья Ильич, биолог и паталог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии; академик, был избран Почетным членом Пастеровского института в Париже, основал первую в России бактериологическую станцию, открыл явления фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов, лауреат Нобелевской премии в 1908 году; опубликовал книгу, посвященную “ортобиозу”- умению правильно жить-“Этюды о природе человека”, был почетным доктором Кембриджского университета.
И.Т.Д. (Обычно это задание вызывает большой интерес у учащихся, они с увлечением его выполняют, делают для себя открытия.)
Учитель делает вывод.
Я обращаю внимание на то, что масштабы этих научных открытий выходят далеко за пределы России, они определили новые направления в развитии мировой науки. Каждый из упомянутых ученых был ещё и талантливым педагогом, возглавлял авторитетную в мировых научных кругах исследовательскую школу. Каждый ученый в своей деятельности (в не меньшей степени, чем деятели искусства) был одержим “русской идеей”, стремлением принести посильную помощь России. Само обилие мировых имён лишний раз напоминает о потенциальных возможностях отечественной культуры. Об удивительной активности и созидательной энергии отечественной интеллигенции свидетельствуют не только достижения ученых, но и людей искусства: композиторы: Рахманинов, Скрябин, Римский- Корсаков, деятели драматического и оперного театра: Шаляпин, Собинов, Нежданова, Павлова, Нижинский, Фокин, Ермолаева, Станиславский, Немирович- Данченко, Москвин, Комиссаржевская, Качалов, художники: Врубель, Серов, Поленов, Репин, Васнецов, Верещагин, Левитан. А ещё скульпторы: Конёнков, Голубкина, Трубецкой… Архитекторы: Шехтель, Щусев, Фомин… А какое обилие писателей, поэтов. С творчеством некоторых мы познакомились, а с кем- то ещё предстоит встреча. Именно учёному, историку, философу Бердяеву Н.А. принадлежит заслуга введения в обиход выражения “серебряный век русской литературы”. В данном случае подразумевалось, что первая половина XIX в (творчество Пушкина)- это “золотой век” русской литературы. Но в настоящее время “серебряный век” трактуется широко: имеется в виду в целом “серебряный век русской культуры” на рубеже XIX-XX столетий. Если вернуться к отечественной поэзии “серебряного века”, то в основной массе поэты творили свободно, раскованно, и это действительно был взлет отечественной поэзии. Уже простое перечисление лишь некоторых поэтов “серебряного века” в полной мере подтверждает справедливость сделанных выводов: Анненский, Ахматова, Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов, Волошин, Гиппиус, Городецкий, Гумилев, Есенин, Мандельштам, Пастернак, Северянин, Ходасевич, Цветаева…
Но… трагедию народов, населяющих бывшую Российскую империю, в полной мере разделила культура, оказавшаяся поруганной и насильственно разорванной. В первой половине XX века эмиграция приобрела общемировой характер. Но эмиграция из России, которая пережила за первую четверть века три революции, три войны (русско- японскую, первую мировую, гражданскую), распад “единого и неделимого” тысячелетнего государства, “красный” и “белый” террор, массовый голод и эпидемии, представляла совершенно особое явление, уникальное и беспрецедентное по своим масштабам в мировой истории.
Страшные революционные события заставили покинуть Родину, но не заставили их разлюбить её. Наум Коржавин, уже находясь в США, написал эти строчки:
...Сбежал я – как сдался на милость.
Гуляю по райским местам.
Но всё, что мне в жизни открылось,
Открылось мне всё-таки там…
И здесь, в этой призрачной жизни,
Я б, верно, не выжил бы дня-
Без дальней жестокой отчизны,
Наполнившей смыслом меня.
IV. Учащиеся рассматривают список эмигрантов из числа знаменитых людей России
(Этот список был оформлен на нескольких ватманских листах (в виде длинной ленты) на обратной стороне классной доски и был до этого момента не виден учащимся. Обычно открытие этой доски производит на учащихся очень сильное впечатление (десятки фамилий).
Например,
Уваров Борис Петрович, энтомолог, зоограф, эколог, эмигрировал в Лондон в 1920 году
Захарченко Константин Львович, авиаконструктор, эмигрировал в США в 1929 году
Ильин Иван Александрович, правовед, философ, литературный критик, эигрировал в Швейцарию в 1922 году
Карсавин Лев Платонович, историк, философ. богослов, эмигрировал в Лондон в 1922 году
Фокин Михаил Михайлович, танцовщик, балетмейстер. Педагог. Эмигрировал в Нью- Йорк в 1918 году
Чехов Михаил Александрович, артист, педагог, режиссер, эмигрировал в США, в Калифорнию, в 1928 году
Успенский Яков Викторович, математик, эмигрировал в США, В Сан-Франциско. В 1929 году
Шмелёв Иван Александрович, писатель, эмигрировал во Францию в 1922 году
Анциферов Алексей Николаевич, экономист, педагог, кооператор, эмигрировал в Париж в 1920 году
Билибин Иван Яковлевич, мастер книжной графики и театрально- декорационного искусства, акварелист эмигрировал в Париж в 1921 году
Болджырев Василий Николаевич, физиолог, гастроэнтеролог, эмигрировал в США в 1918 году
Вернадский Георгий Владимирович, историк, эмигрировал в Нью- Йорк в 1920 году
Виноградский Сергей Николаевич, микробиолог, эмигрировал в Париж в 1918 году
Сахновский Алексей Владимирович, дизайнер автомобилей эмигрировал в США, в Атланту в 1920 году
Рябушинский Павел Павлович, промышленник и банкир, эмигрировал в США в 1919 году
Рябушинский Дмитрий Павлович, аэро- и гидродинамик, один из основоположников экспериментальной аэродинамики, эмигрировал в США в 1918 году
Лебедев Алексей Александрович, один из основоположников науки об авиационных двигателях, эмигрировал в Чили, в Сантьяго в 1921 году
Осипов Николай Евграфович, психоневролог, психотерапевт, преподаватель медицинской философии, эмигрировал в Прагу в 1921 году
Осторомысленский Иван Иванович, химик-органик, инженер- технолог, иммунохимик, фармацевт, эмигрировал в Нью- Йорк в 1920 году
Плевицкая Надежда Васильевна, певица, эмигрировала в Вену в 1922 году
Кандинский Василий Васильевич, живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, эмигрировал во Францию в 1919 году
Набоков Владимир Владимирович, писатель, эмигрировал в Америку в 1918 году.
И т.д. – десятки и десятки имён…
(Учащиеся всматриваются в список самых выдающихся эмигрантов)
Учитель предлагает выразить одним словом то чувство, которое посетило учеников при взгляде на этот список…
И эти слова находятся: горечь, гордость, сожаление, страх, ужас, досада, злость, радость, волнение… и просто “нет слов”…
Действительно, глядя сейчас на этот фантастический список - сколь богатый блистательными именами и, увы, такой же бесконечно длинный, испытываешь двоякие чувства. Первое - всё же горечь утраты, безвозвратной потри огромного интеллектуального богатства России, которое невозможно точно оценить и невозможно восполнить. Даже беглого взгляда на достижения россиян за рубежом достаточно для того, чтобы посетило и второе чувство – гордость за талант, ум, изобретательность “нашего” (всё равно нашего) человека “там”. Взять хотя бы авиацию. Авиакосмический комплекс составляет сегодня гордость и основной финансовый источник богатства США. Сикорский, Прокофьев- Северский, Фан-дер-Флит, Акерман, Ботезат, Григорашвили, Захарченко, Картвелли, Никольский, Сергиевский, Струков - вот далеко не полный перечень имён россиян, стоящих за нынешним процветанием американского самолёто- и вертолётостроения.
Когда упоминают, допустим, Голицина и Оболенского – на память приходят славные страницы российской истории и культуры. Но мало кому известно, что потомки этих знаменитых русских родов отлично известны в банковском и биржевом мире Америки.
(Демонстрируются кинофрагменты (смонтированы из разных фильмов), с выступлением Ф.Шаляпина, картинами Кандинского и Малевича, музейными редкостями Фаберже, с архитектурными шедеврами. На фоне кинофрагментов короткий комментарий учителя. Кинофрагменты являются подтверждением предыдущего разговора и создают неповторимую радость от соприкосновения с искусством. Здесь цель: не анализ произведений искусства, а визуальное восприятие.)
V. Далее идут выступления учащихся по результатам самостоятельной поисковой работы с дополнительной литературой по темам, определённым заранее; с комментариями учителя, если потребуется.
1. Из истории эмиграции.
Материал для комментария, дополнения, если потребуется. История эмиграции в России – это древняя история. Уже в 11 веке многочисленные дети Ярослава Мудрого, заключив брачный союз, отправлялись за границу. Естественно, таких браков было немного. Случались и захваты русских людей в “полон”, однако, то была не эмиграция, а рабство. Первый массовый исход из Руси был во время правления Ивана IV - Ивана Грозного - почти за 500 лет до прихода к власти большевиков. Невиданная волна жестокости и насилия заставила людей в панике бежать за рубеж, спасая свою жизнь. Затем надолго эмиграция “усыхает” до маленького ручейка. XX век в корне изменил ситуацию. Первая волна, в основном на североамериканский континент – предреволюционная: до 1905 и до 1917 года. В основе своей она состояла из небольшой группы тех, кто эти самые революции помогал организоват...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2811

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340