Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме Тайна русского слова: слово и экология души
Автор(ы): Медведева Мария Михайловна, Директор школы, учитель руского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учебники, по которым ведётся образовательная работа: - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
- Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, 2 части. - М.: Дрофа, 2007.
- Власенков А.И. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
- Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, 2 части. - М.: Просвещение, 2006.
Присутствуют: ученики 7, 11 классов, гости, желающие принять участие в разговоре. Тема: Тайна русского слова: слово и экология души. Тип: комбинированный урок. Цели: образовательные: - совершенствование навыка создания высказываний на классических образцах письменной речи;
развивающие: - развитие культуры речи;
- развитие логики высказываний;
- развитие навыка вести диалог;
- стремление к творчеству;
воспитывающие: - установление новых связующих нитей с людьми;
- привитие чувства доброжелательности, внимания к собеседнику;
- возрождение забытых традиций чувствовать удивительное народное слово;
- воспитание чувства любви к родному языку, запечатлённому в творческих находках писателей;
- воспитание чувства любви к России.
Форма организации занятия: эвристическая беседа. Методы: - репродуктивные: словесные, наглядные;
- продуктивные: создание высказываний.
Средства обучения: - газеты «Язык твой - друг твой», «Занимательная грамматика», «Русский язык велик и могуч».
- компьютерная техника, компьютерная презентация (слайды 1-34 отмечены в плане урока как приложения 1-34), музыкальные диски, музыкальный центр.
Форма организации работы: разновозрастный урок; фронтальная, индивидуальная, творческая формы. Ход урока Звучит красивая классическая музыка. В аудитории дети и взрослые (родители, педагоги, представители общественности). Учитель. Уважаемые друзья! Сегодня мы собрались на публичный урок русского языка «Тайна русского слова: слово и экология души». (Приложение 1.) Попробуйте определить цель нашей встречи. Выступают участники, определяя цель урока. Учитель. Главное предназначение нашей встречи - задуматься над высоким званием «человек», над духовным содержанием нашей родной речи, над экологией души. (Приложение 2.) Учитель. Роль слова в человеческой жизни метко подмечена народом в пословицах и поговорках. (Приложения 3, 4, 5.) Попробуем подумать над смыслом любой пословицы. Предлагаю вам, уважаемые друзья, высказать своё мнение. Выступают участники урока. Учитель. Бережное отношение к слову должно быть характерно человеку. Вот так об этом говорит Иван Сергеевич Тургенев. (Приложение 6.) Учитель. Чтобы сохранить красоту, защитить себя и своих близких от злого и разрушающего влияния современного мира, поделиться с людьми добром, радостью, любовью, чтобы получить великое утешение, мы обращаемся к искренней и сильной молитве и черпаем в ней важное, мудрое, благочестивое слово. (Приложение 7.) Учитель. Обращаясь к великим святыням с молитвой, мы глубоко верим в благодатную силу слова, произносимого нами с такой надеждой! Разговор о языке больной и тревожный для всякого совестливого человека. Каждый из нас появился в мир благодаря матери. Святая мать, давшая свет, и перед ней, самой родной, мы в вечном долгу. (Приложение 8.) Ученик 11 класса читает отрывок из поэмы Расула Гамзатова «Берегите матерей». Учитель. Суть человеческой жизни заключается в преклонении перед неповторимым именем матери. Судьба человечества в руках матери! Человек начинается с детства, с первого слова. Ученица 11 класса читает стихотворение Вероники Тушновой «Первое слово». (Приложения 10, 11, 12, 13.) Ученицы 11 класса исполняют песню о детстве, например, «Крылатые качели». Зал тоже поёт. Учитель. Антон Павлович Чехов, удивительный мастер слова, учил: говорить и писать надо «кратко», но «талантливо». Язык его произведений простой и ясный, понятный любому слою читателей. (Приложение 14.) Учитель. К чему призывает писатель? Выступают присутствующие. Учитель. Язык – часть жизни нации, жизни каждого из нас. Слово живое. Об этом Иван Алексеевич Бунин пишет в стихотворении «Слову жизнь дана…» (Приложение 15.) Учитель. Что же мы понимаем под экологией слова? Почему сегодня так остро обозначена проблема сбережения русского языка? Работа с публикой. Учитель. Спасибо всем за интересные мысли. (Приложение 16.) Ученица 7 класса читает стихотворение Я. Козловского «Слова...». (Приложение 17.) Учитель. Каким же может быть по своему воздействию на человека слово? Публика даёт оценки. (Приложение 18.) Учитель. Все мы мечтаем о том, чтобы мир вокруг был добрым, красивым, правильным и чистым. Для этого надо много трудиться над собой, быть вежливыми в поступках и словах. Новые мысли и краски находим в строках Александра Александровича Блока. (Приложение 19.) Вслушайтесь в трепетные строки Анны Андреевны Ахматовой. (Приложение 20.) Что объединяет высказывания Блока и Ахматовой? Публика дает варианты ответов. Учитель. Какие враги есть у родного языка? (Приложение 21.) Учитель. Остановимся на одном из неприятнейших врагов языка. Как вы относитесь к русскому мату? Публика выражает своё мнение. Идёт диалог. (Приложение 22.) Учитель. Предлагаю выступить присутствующему на уроке священнику протоиерею Олегу Владимировичу Карпову. Ученик 7 класса читает стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом». (Приложение 23.) Учитель. «Не теряйте звания людей!» - пусть в душу каждого войдёт это страстное обращение Асадова! Разумеется, запретом скверных слов проблему не решить - нужно воспитание нравственности, хорошего вкуса. Ирзабеков Василий (Фазиль) в своей удивительной книге «Тайна русского слова» обращается к таинственной, созидающей Божественной силе слова. (Приложение 24.) Ученица 11 класса. Книга читается на одном дыхании. Автор, азербайджанец по национальности, фактически сложил гимн созидающей силе русского слова. Для него, учителя русского языка и литературы, как православного человека, русский язык стал сутью и нервом его жизни. Ученик 11 класса. Ирзабеков Василий Давыдович говорит о русском мате как о позорнейшем явлении нашей жизни. Его беспокоит то, что «сквернословие проникло в наши жилища и дворы, школы и улицы, укромные уголки тенистых скверов и бескрайние поля, сам воздух России, кажется, напоен до предела миазмами этой заразы». Ученица 11 класса. С болью в сердце автор констатирует, что сквернословят отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери, мальчики и девочки. Тревога за растление душ переполняет автора, но определённо чувствуется и надежда на то, что не всё потеряно: «…я убежден, что в русском языке мата нет и быть не может. Да-да, вы не ослышались, мат лежит за пределами, за дальними границами той благословенной территории, которая зовется великорусским языком. И вот почему. Вспомним, на богородичных иконах Царица Небесная изображается, как правило, с тремя восьмиконечными звездами: на челе и на плечах. Это не просто украшение, а графические символы одного из самых сокровенных Таинств нашей веры - Приснодевства Пречистой до, во время и после Рождества Спасителя». Ученица 11 класса. В Каноне Ангелу Хранителю взываем к Богородице со словами: «Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая...» Никак по-иному об этой величайшей тайне и не скажешь. Ведь недоуменно - это указание на то, что она недоступна человеческому уму. Так вот, орды завоевателей, захватившие русские земли, но так и не сумевшие покорить душу русского человека по причине непостижимой для них веры его во Христа и верности Ему, посягали на то, что злой варварский ум ни понять, ни принять не в состоянии, - на Таинство Боговоплощения. Да-да, именно об этой нашей Матери вели они свою похабную речь, это на Ее Небесную чистоту покушались они своими погаными устами. Закономерно поэтому, что ругань именуется еще и инфернальной лексикой, ведь инферна по-латыни означает ад. Именно по этому поводу сокрушается святой апостол Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29.) Ученик 11 класса. Разве не слышим мы из пречистых уст Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36-37). Именно поэтому первое же испытание, именуемое в Церкви мытарством, которое ожидает нашу с вами душу после смерти, - ответ за сквернословие, за словесную распущенность, за лексическую грязь. Так чем же, несчастные, оправдаемся, подойдя к неотвратимому финалу?! Может, адский пламень - это еще и Великое Торжество Стыда, такого необходимого свойства человеческой души, загнанного сегодня в самый дальний, десятилетиями не метенный угол?.. Когда все существо твое и вправду будет сгорать от вселенского стыда и мучительной невозможности что-либо исправить. Ведь отвечать-то придется действительно за каждое слово. В том числе и за звучащее чаще многих иных оскорбительное слово «козел», которым не пренебрегают сегодня ни стар, ни млад. А знаете ли вы, что оно есть не что иное, как проклятие, адресованное ближнему?.. Бросив в чей-то адрес незамысловатое, на первый взгляд, обидное словечко, мы, сами того не осознавая, творим над ним суд, который нам неподвластен. Вспомним слова, сказанные Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7,1-2). Вот и получается, что адресованное ближнему как бы невзначай расхожее грубое словцо на деле оборачивается проклятием, обращенным... к самому себе! Учитель. Ирзабеков Василий Давыдович убедительно пишет: «…язык – это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем». Неоднократно в своей книге автор говорит об ответственности человека перед Богом за свою речь, приводит примеры высказываний представителей современной науки, например, академика Ф.Я. Шипунова, который утверждает, что раз произнесённые или воплощённые в событ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2336
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|