Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Нравственное воспитание на уроках химии - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Нравственное воспитание на уроках химии


Автор(ы): Дибленко Светлана Юрьевна, учитель биологии и химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? Хорошо знающим биологию, физику, географию? Без запинки цитирующим классиков русской литературы? Или в уме решающим сложные задачи?». Наверное, каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. Как бы это ни было обидно для учителей - предметников, но содержание предмета «отходит» всегда на второй план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.
Проблема воспитательного воздействия предметного обучения не нова. Огромную значимость правильно построенного воспитания подтверждают слова В. Г. Белинского: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего...».
К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании» писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…».
Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «…научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Немецкий педагог Иоган Гербарт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». [17]
Итак, решающая роль нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась в педагогике с давних времен. Поэтому для учителей - практиков сразу же возникает вопрос о том, как осуществлять шаги в сторону повышения духовности образования? Как наполнить фактический материал значимыми для нравственного становления знаниями?
Формирование нравственных качеств личности, утверждение духовных ценностей как доминанты в целеполагании и содержании образования можно начинать через гуманизацию знаний, создание целостной гармоничной картины мира с отображением в ней культуры и красоты человека.
Именно поэтому особенно важно изменить схему обучения основам естественных наук, нацеленную в основном на решение задач, технику измерений, проведение эксперимента, владение компьютером, умение работать с тестами. Это означает смещение акцента с технократического подхода на знакомство со способами получения научных знаний, расширение представлений об этических проблемах научного познания (проблема ответственности ученого за последствия сделанных открытий, проблема выбора средств достижения поставленной научной цели и т.д.).
Иллюстрируя сказанное выше, очень хочется привести цитату из романа писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В разговоре с другим главным героем, доктор Моро излагает точку зрения на правомочность хирургических экспериментов, с помощью которых из животных можно «создавать» человекоподобные существа.
- Но я все еще не понимаю вас, - возразил я - Чем оправдываете вы себя, причиняя живым существам такие страдания?..
- Ах! Оно (страдание) так ничтожно! Разум, подлинно открытый науке, должен понимать всю его ничтожность. До сих пор меня никогда не беспокоила нравственная сторона дела. Изучение природы делает человека в конце концов таким же безжалостным, как и сама природа. Я работал, думал лишь о своей цели, а то, что получалось (т.е. неудачные и страдающие образцы человекоподобных существ)... уходило от меня в хижины...
Какой подход к научному исследованию ближе нашим ученикам? Волнует ли их нравственно-этическая проблема? Не станет ли их дальнейшая деятельность во взрослом мире основой для трагедий в жизни других людей? Эти вопросы должны стать первостепенными для нас, педагогов.
Одним из важнейших путей раскрытия человеческого смысла любой науки является обращение к ее истории. Сведения по истории науки в школьных учебниках или вообще отсутствуют, или представлены датами, именами и кратким описанием основных достижений. Поэтому они не выполняют воспитательной функции. Каким образом, какой ценой было достигнуто новое в науке, часто остается «за кадром». Личность ученого исчезает, ее достоинства и недостатки не поддаются анализу, от внимания ускользает значение пройденного человеком жизненного пути. Для усиления воспитательного воздействия «героем» курса истории науки должна стать научная мысль, ее победы и поражения, взлеты и падения, ее трагедии. Только в этом случае возможно доказать, что научные открытия являются уникальными достижениями ученых, имеющими значение для человечества в целом, а не для отдельного химического процесса или области применения.
История науки рассматривается нами на следующих уровнях:
  1. Научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка. Цель: учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых.
  2. «Человеческое лицо» химической реакции: какой путь научного поиска стоит за химическими формулами. Цель: учащиеся должны знать, что к любому знаку в уравнении химической реакции надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда.
  3. Почему человек стремится совершить научное открытие? Цена научного открытия. Цель: учащиеся должны объяснять, какие мотивы деятельности движут познавательной активностью человека.
  4. Ответственность за научное открытие, или можно ли поставить знак равенства между ученым и высоконравственным человеком? Цель: учащиеся должны анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков.
С целью реализации данных направлений предлагаем использовать следующие методические приемы. Заранее просим прощения за обилие цитат. История есть история – невозможно обойтись без описания фактов. По нашему мнению, главное – как применяется информация и как она интерпретируется.
Научное открытие
Науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина. При изучении какой-либо темы предлагаем учащимся проанализировать информацию из разных источников и выполнить задания (см. Приложение 1).
«Человеческое лицо» химической реакции: какой путь научного поиска стоит за химическими формулами
В 1787 году Антуан Лоран Лавуазье писал: «Слово должно рождать представление, представление должно отображать факт. Это три оттиска одной и той же печати». Соответствие между уравнением реакции, пониманием ее сути, значения и историей появления можно устанавливать, отвечая на вопросы викторины. Викторину предлагаем проводить в конце изучения темы или раздела, а также использовать в виде отдельных фрагментов на уроках (см. Приложение 2).
Почему человек стремится совершить научное открытие? Цена научного открытия
Интересно, что человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику эл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1870

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340