Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Формирование умения решать задачи
Автор(ы): Яковенко Ольга Павловна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”. Спенсер Г. С учетом современных подходов к математическому образованию возрастает социальная значимость математики, как средства повышения интеллектуального уровня человека; усиливается гуманитарная ориентация, происходит переориентация с увеличения количества информации на формирование умения анализировать ее, продуцировать, использовать; математика рассматривается как главное средство развития абстрактного мышления человека. Поэтому, главная функция обучения математике – формирование умения решать задачи: - задачи являются главным средством индивидуализации обучения;
- в ходе самостоятельного размышления над задачей происходит развитие учащегося;
- умение решать задачи является главным критерием успешности обучения математике;
- в ходе решения задач идет диалог ученика с учителем;
- самостоятельная деятельность по решению задач ограничивает сферу пассивных форм обучения.
В процессе многолетней педагогической практики у меня сложилась система работы с задачами, в которой реализуются современные подходы к преподаванию математики. В основе системы лежат идеи технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева. 1. “ Метод обратных задач ” - в его основе идея обращения упражнений. Суть метода: работу с задачей нецелесообразно завершать получением ответа; надо приемом обращения составлять и решать новую, обратную задачу, извлекая тем самым дополнительную информацию, заключающуюся в связях между величинами решенной исходной задачи. Схема составления обратной задачи: исключая одно из чисел условия и делая его искомым, ответ исходной задачи вводим в обратную задачу в качестве известного. Например, из пунктов A и B одновременно навстречу друг другу выехали автобус и легковой автомобиль. Скорость автобуса 55км/ч, а легкового автомобиля на 15км/ч больше. Найти расстояние между пунктами A и B, если автобус и автомобиль встретились через 3 часа. Ответ: 375км. Составляем таблицу данных для исходной и обратных задач: | Время, ч | Скорость, км/ч | Разность скоростей, км/ч | Расстояние, км. | Исходная | 3 | 55 | 15 | ? | Обратная 1 | ? | 55 | 15 | 375 | Обратная 2 | 3 | 55 | ? | 375 | Обратная 3 | 3 | ? | 15 | 375 | Формулируем и решаем обратные задачи. Задача 1. Из пунктов A и B одновременно навстречу друг другу выехали автобус и легковой автомобиль. Скорость автобуса 55км/ч, а легкового автомобиля на 15км/ч больше. Расстояние между пунктами A и B равно 375км. Через сколько времени автомобиль и автобус встретились? Задача 2. Из пунктов A и B, расстояние между которыми 375км, одновременно навстречу друг другу выехали автобус и легковой автомобиль и встретились через 3 часа. Скорость автобуса 55км/ч. На сколько скорость автобуса меньше скорости автомобиля? Задача 3. Из пунктов A и B, расстояние между которыми 375км, одновременно навстречу друг другу выехали автобус и легковой автомобиль и встретились через 3часа. С какой скоростью ехал автобус, если известно, что его скорость на 15км/ч меньше скорости автомобиля? Итак, при решении взаимно обратных задач учащийся выявляет и использует взаимно обратные связи между величинами, перестраивает суждения и умозаключения, использованные при решении прямой задачи. Обратные задачи – это продукт творчества учащегося, логическое продолжение прямой задачи. Составление и решение обратной задачи – один из путей саморазвития ученика. 2. Второй прием работы с задачами – самостоятельное составление школьниками упражнений на основе сравнения и обобщения, индукции и аналогии. В качестве иллюстрации обратимся к первой задаче, и будем менять ее условие, составляя и решая новые задачи. - Изменим вопрос задачи: на каком расстоянии от пункта A встретились автобус и автомобиль? - Изменим условие одновременного выхода: автомобиль выехал на час раньше автобуса. Формулируем задачу. Выясняется, что необходимо указать момент отсчета времени. Задача. Из пунктов A и B навстречу друг другу выехали автобус и легковой автомобиль. Скорость автобуса 55км/ч, а автомобиля на15км/ч больше. Найти расстояние между пунктами A и B, если автобус выехал на час позже автомобиля и встретился с ним через 3 часа после своего выхода. - Изменим условие встречного движения на движение в противоположных направлениях. Задача. Из пунктов A и B, расстояние между которыми 100км, одновременно в противоположных направлениях выехали автобус и автомобиль. Скорость автобуса 55км/ч, а автомобиля на 15км/ч больше. Найти расстояние между ними через 3 часа. - Изменим условие встречного движения на движение вдогонку. Задача. Из пунктов A и B, расстояние между которыми 100км, одновременно в одном направлении выехали автобус и автомобиль. Скорость автобуса 55км/ч, а автомобиля на 15км/ч больше. Найти расстояние между ними через 3 часа. Выясняется, что в этой задаче есть лишнее данное (55км/ч). 3. Рассмотрим еще один эффективный прием работы с задачей: - составление задачи; - решение задачи; - проверка решения с помощью обратной задачи; - переход к родственному, но более сложному упражнению. В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 5 классе. Учитель. Составьте задачу, которая решалась бы выражением 15*4 + 20*5. Ученик. В магазин завезли 4 ящика яблок по 15кг в каждом ящике и 5 ящиков по 20кг в каждом. Сколько килограммов яблок завезли в магазин? Учитель. Составьте обратную задачу. Ученик. В магазин завезли 4 ящика яблок по 15кг в каждом ящике и несколько ящиков по 20кг в каждом. Сколько ящиков по 20кг завезли в магазин? Учитель. Используя данные первой задачи, составьте более сложную задачу. Ученик. В магазин завезли 4 ящика яблок по 15кг в каждом ящике и 5 ящиков по 20кг в каждом. К концу дня в магазине осталась четвертая часть яблок. Сколько килограммов яблок было продано? Для формирования умения решать задачи разрабатываю модули, состоящие из трех – четырех уроков. В качестве примера рассмотрим модуль “ Задачи на движение в противоположных направлениях ”. Урок №1. Первый этап – тренинг-минимум, устно решаются простейшие задачи на нахождение скорости, времени, расстояния. 1 а) Пешеход за 3 часа прошел 12км. Сколько километров он проходил в час? Какова скорость пешехода? б) Скорость велосипедиста 12км/ч. Сколько километров он проедет за 2 часа? в) Скорость поезда 60км/ч. За какое время он проедет 180км? Второй этап – решение задач на движение в противоположных направлениях, составление и решение обратных задач. К каждой задаче выполняется рисунок, демонстрирующий положение движущихся объектов на прямой в определенные моменты времени. (Графическая модель движения ). 2. а) Два пешехода вышли одновременно из одного пункта в противоположных направлениях. Скоро...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1890
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|