Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (технология + русский язык + литература + музыка) по теме Капустник - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок (технология + русский язык + литература + музыка) по теме Капустник


Автор(ы): Глазырина Анжелика Васильевна, Учитель; Криуляк Елена Юрьевна, учитель музыки; Сухова Галина Николаевна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока:
Обучающая задача.
Освоить технологию квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции.
Познавательная задача:
Обобщить и повторить теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Пополнение словарного запаса, расширение кругозора.
Воспитательная задача.
Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам.
Развивающая задача.
Развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде).
Психологическая задача:
Создание психологически комфортной атмосферы, ситуации успешности у учениц.
Тип урока. Урок интегрированный (технология, литература, русский язык, музыка)
Методы проведения урока. Игровые моменты, беседа, хороводы, работа в бригадах, практическая работа.
Домашнее задание.
  1. Учащимся работать над проектом по созданию своей кулинарной книги, куда собираются и рецепты по приготовлению блюд из капусты.
  2. Подготовить сообщения об истории капусты, ее полезных свойствах
  3. Составить перечень блюд из капусты.
  4. Найти загадки о капусте.
  5. Сочинить частушки о капусте.
  6. Подобрать лечебные рецепты с применением капусты
Оборудование: кухонный инвентарь, приспособления, продукты:
  • инструкционные карты, карточки- задания. (Приложение №1, Приложение №2)
  • весы, три кастрюли, разделочные доски, терки, тарелки- крышки, ножи, гнет (банки с водой)
  • для хоровода: капуста с нарисованным лицом и в шляпке под покрывалом
  • на доске словарные слова: шинковать, капуста, фитонциды, брокколи, савойская, брюссельская, белокочанная.
  • выставка: “Кулинарные книги” учениц.
  • подготовить каждой бригаде для практической работы:
  • капуста свежая – 1 кочан; соль; морковь крупная – 1 шт.; яблоки – 2 шт.; брусника – 2 столовые ложки; лавровый лист – 3 шт.; - перец горошек – 3 шт.; клюква - 2 столовые ложки.
.План урока.
1. Орг момент урока. (звучит музыка Чайковский “ Времена года”,.
Вступительное слово: стихи об осени, о традициях и обрядах, связанных с осенними праздниками - учитель литературы
Хоровод - учитель музыки
2. Исторические сведения о капусте, “Капустнике”, - учитель литературы, ученики.
3. Практическая работа. Технология приготовления квашеной капусты, инструктаж- учитель технологии .
Закрепление темы. Работа группами по карточкам - учитель русского языка.
Современный “капустник”. Конкурс частушек, стихов, песен, загадок - учитель музыки.
4. Заключительная часть урока. Подведение итогов - учитель литературы, технологии, музыки. Слово жюри.
Приглашение гостей “капустника” на чай с пирогом.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит музыка Ф.И.Чайковского “ Времена года”.
Учитель литературы:
“Октябрь уж наступил,
Уж роща отряхает
Последние листы
С младых своих ветвей…”
- сказал об осени поэт А.С. Пушкин
Сегодня мы с вами собрались на “ капустник”, интегрированный урок, который будут вести три учителя. На дворе глубокая осень. Какие христианские и языческие праздники отмечают осенью?
Ученики перечисляют. Свадьбы, Воздвижение креста Господне, Покров.
Учитель литературы. На Руси древние обычаи, обряды и приметы остались в жизни восточных славян после их христианизации. Памятные дни и праздники православной церкви наслоились на вековые обряды, связанные с наблюдением за природой, периодами различных сельскохозяйственных работ, и семейные церемонии с их пищевой и иной обрядностью. День празднования Воздвижения Креста Господня во многих местностях считался датой начала сбора урожая капусты. 27 сентября – день Воздвиженья. Крестьяне подмечали: когда наступали первые заморозки, то “Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает”. Праздник отмечали однодневным постом. Следующий праздник за Воздвиженьем - Покров, который отмечается 14 октября. Это пора осенних свадеб. Снежный покров ассоциируется со свадебным нарядом невесты. С Воздвижения начинались капустники, капустные вечеринки в честь капусты, которые длились до Покрова. .[4]
Учитель музыки. Девушки в “ капустники” в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. На Руси народ хранит свои традиции и обряды. Чтобы дело у нас спорилось, начнем “капустник” с хоровода.
Хоровод. Ученицы встают кружком вокруг предмета, спрятанного под покрывалом и исполняют хоровод:
Сами землю, землю мы копали,
Сами грядку, грядку насыпали.
Припев: Завивайся, капустка,
Завивайся густо-густо.
Сами мы рассадушку сажали,
Сами всходы, всходы поливали.
Припев.
Вот поспела, вот поспела
Стала сочной, стала зрелой
Припев.
Ученица подходит к предмету под покрывалом, спрашивает наклонясь:
- Что за скрип?
- Что за хруст?
- Это что еще за куст?
- Как же быть без хруста?
Это ведь.. .(покрывало падает и шикарно наряженная капуста сидит в центре хоровода), все хором: “ капуста” - и (показывают на наряженную капусту в центре хоровода)
Припев.
2. Исторические сведения о капусте.
Учитель литературы. Откуда произошло название капусты?
Слово “капуста” произошло от латинского слова “капут”, переводится – “голова”. Достоинства этого овоща во все времена оценивались как несравненные. Великий математик Пифагор, живший в 4 веке до новой эры, считал, что именно капусте мы обязаны хорошим зрением, крепким здоровьем и ясным умом. Об этом преклонении древних перед капустой говорят и строки из романа “ Евгений Онегин”: “ Живет, как истинный мудрец, капусту садит, как Гораций…” [5]
А что бы вы добавили о капусте?
Ученицы :
1-я. Квашенная капуста…. Кто не пробовал квашенной капусты!. Сегодня как и много лет назад , она занимает важное место в нашем рационе питания. Капуста очень ценный продукт питания. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков.[2]
2-я. Салаты из нее содержат много аскорбиновой кислоты, витамины А,В1,В2,В6,РР,К. Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом. По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы.
3-я. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма. Славяне научили квасить капусту немцев, а потом и другие народы.
4-я Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокочанная. . Белокочанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней. Этими советами пользуются и в наши дни. Свежие листья белокочанной капусты прикладывают к кровоподтекам, нарывам, суставам.
5-я. Сок капусты для полоскания горла при ангине; пьют его при туберкулезе; для уменьшения зубной боли, улучшения пищеварения, лечения язвы желудка и гастрита; при ревматизмах, как болеутоляющее средство В капусте содержатся фитонциды, которые обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий стафилоккоков, туберкулезной палочки и другие микробы. [2]
Учитель литературы (заключительное слово, обобщение): С Воздвижения начали квасить капусту. “На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца”- народная пословица. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за ними являлись парни и свахи высматривать невест. Чтобы понравиться жениху и свахе девушкам работать надо хорошо. Девушки знают: “Смекай девка про капусту, да помни про жениха”.[5] Сегодня представим, что свахи - наши гости, они же и жюри, будут оценивать вашу работу по бригадам и выбирать лучших хозяюшек.
3. Практическая работа
Учитель технологии: “ Готовь сани летом, а телегу зимой”- гласит русская пословица.
Заготовка продуктов на зиму для любой семьи большое подспорье.
А какие способы заготовки вы уже использовали в 5 классе?
Ученицы перечисляют. Замораживание, сушка, " огород на подоконнике"
- А как вы думаете, для чего заготавливают продукты?
Ученицы. Чтобы сохранить в течение долгой зимы...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1711

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340