Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Изобразительное искусство с основами краеведения по теме: Ожившие образы старины. Народный праздник – Агафья – коровница
Автор(ы): Поминова Наталья Петровна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Ожившие образы старины. Народный праздник – “Агафья-коровница” Цели: - Образовательные:
- учить детей выполнять объемную аппликацию “коровка”; уметь отражать и изменять настроение коровки путем передвижения деталей;
- дать базовое культурное понятие обычай, традиция на основе календарного праздника “Агафья-коровница” 18 февраля.
- Развивающие:
- уметь работать в группах, распределять работу между собой для создания коллективной картины;
- обогатить язык детей русско-народными пословицами, приметами, играми, познакомить с фольклором народов Западной Сибири.
- Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство прекрасного.
I. Организационный момент Урок начинается с фонограммы: “Голос деревни”. – Ребята, чьи голоса мы с вами услышали? Где можно услышать эти голоса? – Какие картины вы бы нарисовали после прослушивания? – Какое название вы бы дали этим картинам и этому звучанию? (Голос деревни) – Правильно, это голос деревни. Именно в деревне мы встречаем и коров, и поросят и др. домашних животных, потому что в деревне каждый хозяин имеет своё хозяйство. Песня “У нашей у Дуни” I куплет:У нашей у Дуни Полный двор скотины. | III куплет:Корова Арина, Жеребец Гаврила | Припев:Ай, Дуня, моя, Дуня, Милая Авдотья. | Припев:Ай, Дуня, моя, Дуня, Милая Авдотья. | II куплет:Полный двор скотины Всех зовут по имени | IV куплет:Корова Матрена, А бычок Ерема. | Припев: | Припев: | II. Сообщение темы и целей урока – Кто знает, как жили в деревне в далеком прошлом? – Помимо работы люди ещё отдыхали: пели песни, плясали, водили хороводы, устраивали игры. Сегодня все эти традиции стали забываться. Но каждый должен знать и чтить обычаи и праздники русского народа. Поэтому сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир русской духовной культуры народов Западной Сибири, т.е. нас! Познакомимся с русским народным праздником и попробуем создать художественный образ, который воспевается в песнях, играх, танцах. А о каком именно образе будем говорить, вы узнаете сейчас сами, собрав мозаику. III. Составление мозаики: “Корова” IV. Художественная самодеятельность учащихся – Ребята, в народном календаре есть праздник, который называется “Агафья-коровница”. В этот день происходил обряд опахивания: женщины ночью в одних рубахах выходили на улицу, собирались все вместе и просили уберечь их скотину от смерти, болезней. Фонограмма: хоровод “Бурёнушка”. Уж как я ль мою коровошку люблю! Уж как я ль-то ей крапивушку нарву! Кушай вволюшку, коровушка моя, Ешь ты досыта, Бурёнушка моя, | Уж как я ль мою коровошку люблю! Сытна пойла я коровушке налью! Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек Бурёночка дала. | – Ребята, это русская народная песня “Коровушка”. – Скажите, а как в этой песне люди называют корову? (Ласково: коровушка, Бурёнушка моя.) – Как вы думаете, почему народ обращается к корове так ласково, с уважением? (От коровы много пользы.) Плакат “Корова” – Ну, а больше всего дети любят МО-ЛО-КО. Но не вы только, а многие животные. Сценка “Кошечка”. Учитель: Ой, кошечка идёт, что-то мурлычет. Кошечка: Дай молочка, Бурёнушка, Хоть капельку на донышко. Ждут меня котята, милые ребята. Дай мне сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем даёт здоровье молоко коровье. – А сейчас разгадайте кроссворд: Какие продукты питания получают из молока? V. Работа в группах 1. Отгадывание кроссворда. – Проверяем: плакат на доске! 2. Составление пословиц. – В народе очень много пословиц и поговорок о коровах. Их мы сейчас и вспомним. 3. Игра. – От каждой группы ко мне выйдет один человек, а чтобы его выбрать, давайте посчитаемся: Та-ра-ба-ра Домой пора Коров доить Тебе водить. – Возьмите со стола начало пословицы, а продолжение нужно найти на моём столе, затем прочитать в группах и попробовать объяснить смысл пословицы, как вы её понимаете. 1. Корову палкой бить – молока не пить. 2. Корова в тепле – молоко на столе. 3. Сметану любить – корову кормить. 4. Корова без клички – мясо. – А как называются детёныши коров? (Телята.) – Ребята, нас сейчас познакомят со стихотворением Александровой, которое так и называется “Телята”. 1. В этом году у колхозных ребят На воспитании восемь телят: Чёрная – Ночка, белая – Дочка, Рыжая – Зорька, пёстренький – Борька. 2. Надо телят накормить, напоить. Каждому надо подстилку сменить. Доброй – Бурёнке, умной – Сестрёнке, Важной – Красавке, жадному – Савке. 3. Моют ребята их, чешут им шерсть, Из дому носят ребята поесть. Сена для Дочки, хлеба для Ночки, Соли для Зорьки, корочек Борьке. – Запомнили, как кличут телят? Назовите их? – Ребята, как вы из стихотворения поняли, что нужно делать, чтоб содержать корову круглый год? – Какой корм самый лучший? (Зелёная сочная травка – пастбище.) – Чем ещё кормят? 4. Картинная галерея. “В коровнике”, “Корова с телёнком” – По картине составьте предложение, как ухаживать за коровами и телятами? (Летом корова пасётся на лугу, а зимой хозяин должен её кормить, поить, т.к. зимой они в хлеву.) – Кто скажет предложение последним, тот и победит: получит грамоту. – Да, нелёгкая это работа. Вот и решил один старик продать корову, и что же из этого вышло? Мы сейчас узнаем из сценки, которую покажут нам ребята. Сценка: Ведущий: На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал, Хоть многим была коровёнка нужна, Да видно не нравилась людям она. Покупатель (смеясь): Хозяин, продай нам корову свою. Старик: Продам, я с утра с ней на рынке стою. Покупатель: А много ли просишь? Старик: Да, где наживаться? Вернуть бы своё! Покупатель: Уж больно твоя коровёнка худа. Старик: … Учитель: И решил старик корове подарить обнову. Хором: У Бурёнушки обнова – с колокольчиком корова. (Старик вешает колокольчик). Частушки: – На Агафью-коровницу день, девчата поют частушки о коровушке, чтоб нечистая сила не погубила их коровушек, надо шутить. Я коровушку доила Чёрную, рогатую. Меня милый не сменяет Бедну на богатую. | – Девушки-беляночки, Где вы набелилися? – Мы вчера коров доили, Молочком помылися. | Подою, я подою Чёрную коровушку. Молочко – телёночку, Сливочки – милёночку. | Мы девчушки-хохотушки, Мы частушки спели вам. Если было интересно, Вы похлопаете нам! | – О каком празднике мы сегодня говорили? – Кого оберегает он от болезней? (Коровушку.) – Сегодня мы коллективно создадим с вами картину “В деревне”, в которой главную роль отводим образу коровушки-Бурёнушки. VI. Анализ предстоящей работы<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1940
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|