Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Изобразительное искусство с основами краеведения по теме: Ожившие образы старины. Народный праздник – Агафья – коровница - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Изобразительное искусство с основами краеведения по теме: Ожившие образы старины. Народный праздник – Агафья – коровница


Автор(ы): Поминова Наталья Петровна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Ожившие образы старины. Народный праздник – “Агафья-коровница”
Цели:
  • Образовательные:
    • учить детей выполнять объемную аппликацию “коровка”; уметь отражать и изменять настроение коровки путем передвижения деталей;
    • дать базовое культурное понятие обычай, традиция на основе календарного праздника “Агафья-коровница” 18 февраля.
  • Развивающие:
    • уметь работать в группах, распределять работу между собой для создания коллективной картины;
    • обогатить язык детей русско-народными пословицами, приметами, играми, познакомить с фольклором народов Западной Сибири.
  • Воспитательные:
    • воспитывать в детях чувство прекрасного.
I. Организационный момент
Урок начинается с фонограммы: “Голос деревни”.
– Ребята, чьи голоса мы с вами услышали? Где можно услышать эти голоса?
– Какие картины вы бы нарисовали после прослушивания?
– Какое название вы бы дали этим картинам и этому звучанию? (Голос деревни)
– Правильно, это голос деревни. Именно в деревне мы встречаем и коров, и поросят и др. домашних животных, потому что в деревне каждый хозяин имеет своё хозяйство.
Песня “У нашей у Дуни”
I куплет:У нашей у Дуни
Полный двор скотины.
III куплет:Корова Арина,
Жеребец Гаврила
Припев:Ай, Дуня, моя, Дуня,
Милая Авдотья.
Припев:Ай, Дуня, моя, Дуня,
Милая Авдотья.
II куплет:Полный двор скотины
Всех зовут по имени
IV куплет:Корова Матрена,
А бычок Ерема.
Припев: Припев:
II. Сообщение темы и целей урока
– Кто знает, как жили в деревне в далеком прошлом?
– Помимо работы люди ещё отдыхали: пели песни, плясали, водили хороводы, устраивали игры. Сегодня все эти традиции стали забываться. Но каждый должен знать и чтить обычаи и праздники русского народа. Поэтому сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир русской духовной культуры народов Западной Сибири, т.е. нас! Познакомимся с русским народным праздником и попробуем создать художественный образ, который воспевается в песнях, играх, танцах. А о каком именно образе будем говорить, вы узнаете сейчас сами, собрав мозаику.
III. Составление мозаики: “Корова”
IV. Художественная самодеятельность учащихся
– Ребята, в народном календаре есть праздник, который называется “Агафья-коровница”. В этот день происходил обряд опахивания: женщины ночью в одних рубахах выходили на улицу, собирались все вместе и просили уберечь их скотину от смерти, болезней.
Фонограмма: хоровод “Бурёнушка”.
Уж как я ль мою коровошку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушку нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя,
Уж как я ль мою коровошку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью!
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Бурёночка дала.
– Ребята, это русская народная песня “Коровушка”.
– Скажите, а как в этой песне люди называют корову? (Ласково: коровушка, Бурёнушка моя.)
– Как вы думаете, почему народ обращается к корове так ласково, с уважением? (От коровы много пользы.)
Плакат “Корова”
– Ну, а больше всего дети любят МО-ЛО-КО. Но не вы только, а многие животные.
Сценка “Кошечка”.
Учитель: Ой, кошечка идёт, что-то мурлычет.
Кошечка:
Дай молочка, Бурёнушка,
Хоть капельку на донышко.
Ждут меня котята, милые ребята.
Дай мне сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем даёт здоровье молоко коровье.
– А сейчас разгадайте кроссворд: Какие продукты питания получают из молока?
V. Работа в группах
1. Отгадывание кроссворда.
– Проверяем: плакат на доске!
2. Составление пословиц.
– В народе очень много пословиц и поговорок о коровах. Их мы сейчас и вспомним.
3. Игра.
– От каждой группы ко мне выйдет один человек, а чтобы его выбрать, давайте посчитаемся:
Та-ра-ба-ра
Домой пора
Коров доить
Тебе водить.
– Возьмите со стола начало пословицы, а продолжение нужно найти на моём столе, затем прочитать в группах и попробовать объяснить смысл пословицы, как вы её понимаете.
1. Корову палкой бить – молока не пить.
2. Корова в тепле – молоко на столе.
3. Сметану любить – корову кормить.
4. Корова без клички – мясо.
– А как называются детёныши коров? (Телята.)
– Ребята, нас сейчас познакомят со стихотворением Александровой, которое так и называется “Телята”.
1. В этом году у колхозных ребят
На воспитании восемь телят:
Чёрная – Ночка, белая – Дочка,
Рыжая – Зорька, пёстренький – Борька.
2. Надо телят накормить, напоить.
Каждому надо подстилку сменить.
Доброй – Бурёнке, умной – Сестрёнке,
Важной – Красавке, жадному – Савке.
3. Моют ребята их, чешут им шерсть,
Из дому носят ребята поесть.
Сена для Дочки, хлеба для Ночки,
Соли для Зорьки, корочек Борьке.
– Запомнили, как кличут телят? Назовите их?
– Ребята, как вы из стихотворения поняли, что нужно делать, чтоб содержать корову круглый год?
– Какой корм самый лучший? (Зелёная сочная травка – пастбище.)
– Чем ещё кормят?
4. Картинная галерея.
“В коровнике”, “Корова с телёнком”
– По картине составьте предложение, как ухаживать за коровами и телятами? (Летом корова пасётся на лугу, а зимой хозяин должен её кормить, поить, т.к. зимой они в хлеву.)
– Кто скажет предложение последним, тот и победит: получит грамоту.
– Да, нелёгкая это работа. Вот и решил один старик продать корову, и что же из этого вышло? Мы сейчас узнаем из сценки, которую покажут нам ребята.
Сценка:
Ведущий:
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал,
Хоть многим была коровёнка нужна,
Да видно не нравилась людям она.
Покупатель (смеясь): Хозяин, продай нам корову свою.
Старик: Продам, я с утра с ней на рынке стою.
Покупатель: А много ли просишь?
Старик: Да, где наживаться? Вернуть бы своё!
Покупатель: Уж больно твоя коровёнка худа.
Старик:
Учитель: И решил старик корове подарить обнову.
Хором: У Бурёнушки обнова – с колокольчиком корова.
(Старик вешает колокольчик).
Частушки:
– На Агафью-коровницу день, девчата поют частушки о коровушке, чтоб нечистая сила не погубила их коровушек, надо шутить.
Я коровушку доила
Чёрную, рогатую.
Меня милый не сменяет
Бедну на богатую.
– Девушки-беляночки,
Где вы набелилися?
– Мы вчера коров доили,
Молочком помылися.
Подою, я подою
Чёрную коровушку.
Молочко – телёночку,
Сливочки – милёночку.
Мы девчушки-хохотушки,
Мы частушки спели вам.
Если было интересно,
Вы похлопаете нам!
– О каком празднике мы сегодня говорили?
– Кого оберегает он от болезней? (Коровушку.)
– Сегодня мы коллективно создадим с вами картину “В деревне”, в которой главную роль отводим образу коровушки-Бурёнушки.
VI. Анализ предстоящей работы<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1940

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340