Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
План-конспект урока литературы в 8-м классе по теме: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь (по сказке А.М. Горького Заветы отца)
Автор(ы): Шульга Лидия Николаевна, директор, учитель русского языка, литературы, МХК
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: Познакомить с особенностями жанра романтической сказки-очерка. Углубить понятие об изобразительно-выразительных средствах языка. Развивать умение понимать символический язык искусства с помощью аудиовизуальных средств обучения. Продолжить формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения. Способствовать воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции. Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее. Методы: частично – поисковый, наблюдение, выразительное чтение, сопоставление разных видов искусства, беседа. Оборудование: - Текст сказки у каждого ученика.
- Аудиокассета «Звуки моря».
- Видеодиск с репродукциями картин И. К. Айвазовского.
- Портрет А.М. Горького и фотографии «Горький на Капри».
- Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текста сказки заветы отца и подумать над их содержанием.
План урока: - Слово учителя – 3 мин.
- Просмотр видеофрагментов с репродукциями картин Айвазовского и одновременное чтение отрывков с описанием моря из разных произведений Горького в сопровождении аудиозаписей «Звуки моря» - 9 мин.
- Поисковая работа с текстом сказки – 5 мин.
- Работа в тетради «Особенности романтической сказки - очерка. Словарная работа» - 5 мин.
- Беседа «Заветы отца»,– 20 мин.
- Итог урока, домашнее задание – 3 мин.
Ход урока I Вступительное слово учителя. Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И здесь помогают нам найти нужные слова писатели, чьё поэтическое видение мира и словарный запас «находят друг друга». И, как когда-то сказал Михаил Пришвин, «учитесь видеть природу, понимать её язык. Чем больше учитесь, тем сильнее увидите поэзию земли там, где её никогда не увидит человек, обладающий скудными знаниями». Иван Константинович Айвазовский и Алексей Максимович Горький – люди разных поколений. Когда Айвазовскому исполнился 51 год, родился Горький. А умер Айвазовский, когда Горькому шёл 32-й год. Объединяла их самозабвенная любовь к морю. Один – родился в Феодосии, вырос на морском берегу и всю жизнь стремился к созданию живописного образа моря во всей его красоте и силе. А другой (Горький) впервые увидел море, будучи взрослым, и, влюбившись в него раз и навсегда, создал такой прекрасный словесный образ моря, что его также по праву можно назвать художником, только не кисти, а слова. Вы только послушайте: «Воздух морской настолько вкусен, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать…Ночи здесь лёгкие, прекрасные, крылатые. Звёзды – маяки, через них повсюду видать. Нигде в другом месте нет такой приятной небесной карты. Лягте навзничь на гравий, следите за звёздами, слушайте музыку моря и… путешествуйте…» Давайте и мы сейчас с вами послушаем музыку моря, и помогут нам картины художника – мариниста Айвазовского и слова писателя Горького, одинаково потрясённых мощью и красотой моря. II Просмотр видеофрагментов с картинами Айвазовского в сопровождении аудиозаписи «Звуки моря», одновременно выразительно читаются учениками (задание было дано заранее) отрывки из произведений Горького. (Создаётся словесно-зрительно-звуковой образ моря) - «…Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченный дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые; там – резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-коричневые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это: звуки и запахи, тучи и море было странно красиво и грустно, казалось началом мудрой сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, превращаясь в печальные вздохи».
(«Старуха Изергиль») - «…Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен. Она казалась вышедшей из недр этой стихии, которая на своём веку так много проглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой…»
(«Старуха Изергиль») - «…Таинственен шум морских волн. Всё мягче становилась ночь и всё больше зарождалось в ней голубого сияния луны, и неопределённые звуки хлопотливой жизни её невидимых обитателей становились тише, заглушаемые возраставшим шорохом волн… ибо усиливался ветер…»
(«Старуха Изергиль») - «…Издали, как удары огромного тамбурина, доносятся глухие вздохи моря. Играют бабочки над цветами. Пепе поднял голову и следит за ними, щурясь от солнца, улыбаясь немного завистливой и грустной, но всё-таки доброй улыбкой старшего на земле. «Чо!»- кричит он, хлопая ладонями, пугая изумрудную ящерицу. А когда море спокойно, как зеркало, и в камнях нет белого кружевного прибоя, Пепе, сидя где-нибудь на камне, смотрит острыми глазами в прозрачную воду: там, среди рыжеватых водорослей, плавно движутся рыбы, быстро мелькают креветки, боком ползёт краб. И в тишине, над голубою водой, тихонько течёт звонкий, задумчивый голос мальчика: «О море, мо-о-ре!». Взрослые люди говорили о мальчике: «Этот будет анархистом». А кто подобрее, из тех, что более внимательно присматриваются друг к другу, те говорили «Пепе будет нашим поэтом».
(«Пепе») - «…Мне было страшно, я первый раз увидел море таким бешеным и чувствовал себя столь бессильным в нём…Нас опрокинуло. Вот – мы оба в кипящей воде, в пене, которая ослепляет нас, волны бросают наши тела, бьют их о киль барки. В руках у нас верёвки, мы не оторвёмся от нашей барки, пока есть сила, но- держаться на воде трудно. Несколько раз мы были взброшены на киль и тотчас смыты с него. Самое главное тут в том, что кружится голова, глохнешь и слепнешь – глаза и уши залиты водой, и очень много глотаешь её…
Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, порядочно избитые об неё, уже обессиленные и онемевшие. Это длилось долго, но когда стали видны тёмные горы берега – всё пошло с невыразимой быстротой. Качаясь, они подвигались к нам, наклоняясь над водой, готовые опрокинуться на головы наши,- раз – подкидывают волны наши тела; хрустит наша барка, точно орех под каблуком сапога, я оторван от неё, вижу только изломанные чёрные рёбра скал, острые, как ножи… - «…Дует ветер, деревья качаются и точно идут с горы к морю, встряхивая вершинами. О прибрежные камни равномерно и глухо бьёт волна; море – всё в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину, все они плывут в одном направлении, исчезают, ныряя в глубину, снова являются и звенят чуть слышно. И, словно увлекая их за собою, на горизонте качаются, высоко подняв трёхъярусные паруса два судна, тоже подобные серым птицам; всё это – напоминая давний, полузабытый сон- не похоже на жизнь…
Прибой набросал на камни волокна пахучей морской травы – рыжей, золотистой и зелёной; трава вянет на солнце и горячих камнях, солёный воздух насыщен терпким запахом йода. На пляж одна за другой выбегают кудрявые волны… (Слушают ещё несколько секунд звуки бушующего моря) III Поисковая работа с текстом сказки «Заветы отца» Учитель: Можете ли вы назвать произведение Горького, из которого прозвучал последний отрывок? (Называют «Заветы отца») Учащимся предлагается (в качестве эксперимента) придумать несколько эпитетов, характеризующих слово «ветер». (Придумывают примерно такие: сильный, могучий, порывистый, шквальный, сбивающий с ног, лёгкий, ласковый…) Учитель предлагает обратиться к тексту сказки, чтобы убедиться в богатстве изобразительно-выразительных средств, используемых Горьким для создания образа ветра. (Учащиеся работают с текстом, приводят примеры: - «…Ветер ударил в нас в четырёх километрах от берега, ударил неожиданно, как трус и подлец…»
- «…К ночи разгорается крепкий ветер, хитрый и злой ветер. Ласково дует, тихонько толкая в море, а потом подходит к вам незаметно и вдруг бросается на вас, точно вы оскорбили его…»
- «…Ветер срывал верхушки волн и кропил нас, точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы снять наши грехи…»
- «…Ветер – дыхание злых дьяволов – любезно роет вам тысячи могил и бесплатно поёт реквием.
- «…ветер переменился, густо хлынул к берегу, и нас понесло к земле…».
- «…Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, обессилевшие и онемевшие…»
-Кроме эпитетов, какие ещё изобразительно-выразительные средства использовал Горький? ( Метафоры, сравнения, олицетворения). IV Словарная работа в тетрадях. Учитель: Алексей Максимович Горький, вынужденный не по своей воле в 1905 году покинуть Россию (о причинах вы узнаете, когда будете учиться в 11 классе) в письме из Италии к Антону Павловичу Чехову однажды написал: «Право же, настало время нужды в героическом: все хотят необычного, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее…Немножко прикрасить человека – не велик грех; людям слишком часто и назойливо говорят, что они плохи, почти совершенно забывая, что они, - при желании своём, могут быть и лучше. Надо поучиться этому, ведь человек…всё-таки - самое великое на земле… Хула на человека, может быть, иногда и нужна, но похвала ему более необходима и, вероятно, полезнее хулы». И Горький создаёт особый жанр произведений – романтические сказки - очерки, которые можно назвать настоящим гимном мужеству, смелости, героизму, самоотверженности.. «Заветы отцов» - пример такого произведения. Романтизм – стремление показать в ярких образах высокое назначение человека. Романтика – то, что создаёт эмоциональное, возвышенное отношение к чему-либо. Романтик – тот, кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации людей в жизни, кто проникнут романтикой, эмоционально возвышенно относится к чему – либо. (И Горького, и Айвазовского по праву можно назвать «романтиками моря») Очерк – (у этого слова 4 значения, но нас интересует 4-ое) – небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни. «Заветы отцов» - пример такого произведения. И осталось только выяснить значение слова «Завет». Завет – наказ, наставление, завещание, данное последователям, потомкам. Учитель: А теперь, когда вы имеете представление о лексическом значении этих слов, попробуйте сами сформулировать, что такое романтическая сказка – очерк, созданная Горьким. (Надеюсь, что этот вопрос не вызовет затруднения в классе, и они ответят примерно так: «Произведение, в котором соединилось фантастическое и реальное, чтобы ярко, эмоционально рассказать о сильных, мужественных, храбрых, стойких, самоотверженных людях и чувствах). V Беседа по содержанию заветов отца. (Опять включается магнитофон, и дети слышат звуки бушующего моря) Учитель: Отец в час смерти, зная, что ему не избежать её, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, и нашёл силы и время передать ему всё, что считал важным. Дома вы должны были прочитать этот романтический очерк, выписать самые главные, на ваш взгляд, заветы отца и аргументировать свой выбор. Итак, какие заветы отец оставил сыну и как вы понимаете эти заветы? (Идёт обсуждение заветов отца) - «Если молод, не легко верить в опасность».
- «Какая польза ковырять море спичками? Берегите силу, иначе тебя напрасно станут ждать дома».
- «Всегда держаться так, как будто никого нет лучше тебя и нет никого хуже. Дворянин и рыбак, священник и солдат – одно тело, и ты такой же необходимый член его, как все другие».
- «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет».
- «Люди делают то, что спрашивают у них».
- «Помни, что всё хорошее от человека».
Учитель: К какому выводу пришёл сын погибшего рыбака после событий 50-летней давности, хотя и утверждает, что «они люди простые и не умеют говорить так красиво, как хотелось бы, и что чувствуют и знают всегда больше, чем могут сказать»? (Учащиеся, скорее всего, не затруднятся с ответом и обязательно приведут цитаты из текста, что «67 лет прожил сын и может сказать, что всё, что внушил отец, - верно!» Что «рассказ об отце требует особенных слов, может, даже песен»). Он и сам, этот старый и опытный рыбак, прожив долгую жизнь, может оставить свои заветы молодым: «Люди таковы, какими вы хотите видеть их. Смотрите на них добрыми глазами, и вам будет хорошо, им – тоже. От этого они станут ещё лучше, вы– тоже! Это – просто!» «Приглядевшись к людям, я знаю, помнить – это всё равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего, - уж это так, поверьте!» Многое пережил сын за долгие годы, и многое понял Учитель: Как вы думаете, почему в тот день не погиб мальчик? Что укрощало его страх? (Наверняка, дети скажут о том, что мужество, огромная сила воли и вера отца помогли сыну выжить). VI Итог урока. Учитель: Алексей Максимович Горький сам был человеком неугомонным, с активной жизненной позицией и не терпел людей пассивных, инертных. Он как-то шутливо написал своему сыну Максиму, пожаловавшемуся на отсутствие покоя: «Это, брат, хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые ищут покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ…». А в своём рассказе «Часы» он продолжил эту мысль: «Есть только две формы жизни: гниение...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3402
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|