Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Контроль умений и навыков письменной речи на уроках иностранного языка - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Контроль умений и навыков письменной речи на уроках иностранного языка


Автор(ы): Гончарова Вера Александровна, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В своей книге Беседы об уроке иностранного языка в теперь уже далёком 1975 году Ефим Израилевич Пассов назвал письмо, вернее обучение письму и отношение к нему методистов, золушкой методики. С тех пор, на мой взгляд, мало что изменилось. Золушка не превратилась в принцессу, большее количество часов на изучение иностранного языка, позволяющее посвятить достаточное количество времени на формирование навыков различного вида письма, не появилось. Зато в учебных программах чётко прописаны разнообразные компетенции, коммуникативные умения и продуктивные навыки, которыми обучающиеся должны владеть на выходе, т.е. после окончания средней школы.
Письменная речь 7-9 классы
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
  • делать выписки из текста;
  • писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; (объемом 30-40 слов, включая написание адреса);
  • заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
  • писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес)
Письменная речь 10- 11 классы
Развитие умений
  • писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки;
  • излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме);
  • составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
  • расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
  • рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
  • описывать свои планы на будущее.
Учителя-практики прекрасно знают кухню работы над созданием всех этих умений и навыков, трудности и подводные камни на пути формирования коммуникативной компетенции. В связи с этим несколько изменяется роль и функция контроля. Контроль выступает не только как оценочный инструмент, но обучающий и воспитывающий. Очевидно, что учитель должен прекрасно владеть типологией заданий, чётко видеть и формулировать место и виды контроля, ясно представлять себе цель, с которой он применяет то или иное задание при планировании контроля.
При контроле продуктивных коммуникативных умений, к коим относится и письмо, проявляется, хотя и в ограниченных пределах, творчество учащихся, поскольку это коммуникативное умение связано с выражением их собственных мыслей. Здесь невозможно предугадать наверняка ответ учащегося. Поэтому продуктивные коммуникативные умения проверяются либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и с последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно-ориентированных тестовых заданий (направленных на решение коммуникативных задач).
Безусловно, письмо как средство и как цель обучения существуют в общем процессе обучения параллельно, позволяя с помощью самых скромных языковых средств осуществлять реальную коммуникацию на всех этапах обучения иностранному языку.
В подходе к контролю обученности учащихся всем видам речевой деятельности в соответствии с современными требованиями существует своеобразная иерархия:
- ведущим объектом контроля являются навыки общения, лишь уровень овладения ими может свидетельствовать об обученности учащихся
- овладение действиями и операциями с языковым материалом представляет собой объект контроля более низкого ранга, поскольку контролируется только подготовка учащегося к речевым умениям, но не свидетельствует об обученности ИЯ.
Второстепенный контроль - языковые умения (использование фраз и предложений для решения речевых учебных задач); знания (знание и узнавание языковых форм)
Первостепенный (основной) контроль - речевые умения (использование фраз и предложений для решения речевых учебных задач)
Говоря о подходах к обучению письменной речи, мы должны упомянуть
- формально-языковой подход
- формально-структурный подход
- коммуникативный или содержательно-смысловой подход.
На разных этапах обучения доминирует тот или иной, соответственно подходы к контролю тоже различны. Если в формально-языковом подходе цель обучения в основном направлена на достижение языковой корректности написанного, что эффективно на начальном этапе обучения ИЯ, то разумно здесь практиковать самостоятельную проверку письменных работ, повышающую самооценку обучающихся. Формы проверки различны:
- подчёркивание ошибок учителем и самостоятельное исправление учащимися;
- проверка учащимися по ключу;
- указание учителем только количества ошибок в коротком тексте;
- взаимопроверка и т.д.
Конечно, для формирования умений самооценки учитель должен выработать чёткие критерии оценки, познакомить с ними учащихся и научить пользоваться.
Целью обучения в формально-структурном подходе являет...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2203

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340