Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) с использованием ИКТ Ветер, ветерок, ветрище
Автор(ы): Яроцкая Валентина Витальевна, учитель русского языка и литературы; Осипова Людмила Фёдоровна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эпиграф урока: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного… А.С.Пушкин. Цель урока: освоение знаний о ветре и отражение этого явления в русском языке и художественных образах. Задачи: Образовательные: - сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны);
- научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров;
- повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.
Развивающие: - развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра;
- развивать умение определять направление ветра;
- развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.
Воспитательные: - воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.
Оборудование урока: учебники географии и русского языка, сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника “Седов”, ветродвигателя), словари. План урока. География: - Причины возникновения ветров.
- Бризы и муссоны.
- Значение ветра.
- Определение направления и силы ветра.
Филология: - “Ветер” с точки зрения науки лингвистики.
- “Ветер” в русской фразеологии.
- “Ветер” в языке поморов.
- “Ветер” в художественной литературе.
Ход урока Звучит песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”. Учитель географии: Объяснение целей и задач урока. Учитель литературы: Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира. Ветер же – это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока. Кому не знакомы с детства эти слова: Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… Или в другом варианте: Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана – И желанная страна Вот уж издали видна… Конечно, это любимая всеми “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушина. Но есть о ветре и много других сказок. Одну из них сочинила писательница Наталья Абрамцева. Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Сергунин, Лебедева, Борисова) Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре. Жил-был Ветер. Хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду Ветру радовались. Подует Ветер с поля – запах горячих колосьев принесёт. Люди довольны. Ну, а уж если с моря Ветер влажную солёную прохладу принесёт – люди радуются, нарадоваться не могут. Ветер умел делать множество вещей. Он дружил с мельницей: помогал молоть золотое зерно. Умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. И даже страницы книг умел листать Ветер. Правда, не всегда в нужную сторону. Так было летом. но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось серыми тучами. Полил сильный дождь. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только Ветер на улице остался. Не было у него дома. “Попрошу людей пустить меня в дом погреться”, – решил Ветер. Подлетел Ветер к самому красивому дому, постучал в окно: – Пустите меня, пожалуйста! Это я, Ветер! вспомните, как мы дружили летом. сейчас мне холодно… Но люди плотнее закрывали рамы и отходили от окон. “Они не узнали меня”, – подумал Ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться. Но люди не понимали слов Ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами. Вдруг кто-то окликнул Ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежное одеяло. Конечно, это был голос Зимы – Ветер! – позвала Зима. – Не плачь, Ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую… И Зима бросила Ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен. Когда люди посмотрели в окна, они увидели Ветер в снежной накидке и не узнали его. Таким красивым он был. – Какая красивая новогодняя метелица, – говорили они. А Ветер летал по заснеженному лесу, размахивал накидкой из снежинок, и ему было немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице метелице. Учитель географии: Что же такое ветер? Толковый словарь утверждает, что ветер – это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее… Проблемный вопрос. – Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу). – Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. ( При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого). Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении) – Назовите пример такого явления. (Ветер) Слайд. Атмосфера Земли Ветры Земли – Известна шутка “Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются.” На самом деле главная причина возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности, а от неё и воздуха, и разница в атмосферном давлении. Слайд. Направление и сила ветра. Задание: Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя: 1. 765мм 755 мм 2. 741мм 770 мм Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях. 765 > 755 741< 770 мм – Где ветер будет сильнее? (Во втором случае). – Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость). Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова: Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра. Показ слайда с ответом. Обращение к эпиграфу урока. Учитель литературы: У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь “ветра”. Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного “ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову “ветер”. Учитель географии: – Мы с вами говорили о скорости ветра. Теперь работаем с форзацем учебника, описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм, ураган. Нам поможет таблица имён существительных, которые обозначают объекты наблюдения: шест дым деревья дом небо Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров. Работа по форзацам. Учитель литературы: Наши “учёные”-географы хорошо поработали, описывая разные ветры. А теперь самое время поработать “учёным”-лингвистам. Давайте выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”. (Игра с использованием слайда: учитель называет фразеологизм, учащиеся дают толкование). Последний фразеологизм в игре: Попутного ветра! Учитель географии: Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем. Сообщение ученика о влиянии ветра на поверхность моря. (Слайд). Учитель литературы: В нашем уроке ещё одна лирическая страница. Известно ли вам, ребята, что гимн Кандалакши, созданный Кольским поэтом Николаем Колычевым, начинается с образа ветра? Первая строфа этого стихотворения звучит так: Словно ветер в дремучей душе лесной, Словно лёгкой волны поглаживанье… Ах, как нежно звучит, как шелестно: Кандалакша моя, Кандалакша моя. Поэт услышал в названии города шум ветра. Колычеву принадлежит и стихотворение, в котором он утверждает, что ветер имеет цвет. А ведь мы сами убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет… Спросил слепой: – Какого цвета дождь? – И долго я молчал. И не ответил… – Не знаешь? – Он задумался. – Ну что ж, Скажи тогда, какого цвета ветер? Не услыхав ответа моего, Он усмехнулся и заметил: – Скверно, Что ты сказать не можешь ничего. Ты слеп, как я… К тому же нем, наверно.<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2091
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|