Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) с использованием ИКТ Ветер, ветерок, ветрище - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) с использованием ИКТ Ветер, ветерок, ветрище


Автор(ы): Яроцкая Валентина Витальевна, учитель русского языка и литературы; Осипова Людмила Фёдоровна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эпиграф урока:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…
А.С.Пушкин.
Цель урока: освоение знаний о ветре и отражение этого явления в русском языке и художественных образах.
Задачи:
Образовательные:
  • сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны);
  • научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров;
  • повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.
Развивающие:
  • развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра;
  • развивать умение определять направление ветра;
  • развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.
Воспитательные:
  • воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.
Оборудование урока: учебники географии и русского языка, сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника “Седов”, ветродвигателя), словари.
План урока.
География:
  1. Причины возникновения ветров.
  2. Бризы и муссоны.
  3. Значение ветра.
  4. Определение направления и силы ветра.
Филология:
  1. “Ветер” с точки зрения науки лингвистики.
  2. “Ветер” в русской фразеологии.
  3. “Ветер” в языке поморов.
  4. “Ветер” в художественной литературе.
Ход урока
Звучит песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.
Учитель географии: Объяснение целей и задач урока.
Учитель литературы: Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира.
Ветер же – это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока.
Кому не знакомы с детства эти слова:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Или в другом варианте:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна…
Конечно, это любимая всеми “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушина. Но есть о ветре и много других сказок. Одну из них сочинила писательница Наталья Абрамцева.
Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Сергунин, Лебедева, Борисова)
Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре.
Жил-был Ветер. Хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду Ветру радовались. Подует Ветер с поля – запах горячих колосьев принесёт. Люди довольны. Ну, а уж если с моря Ветер влажную солёную прохладу принесёт – люди радуются, нарадоваться не могут.
Ветер умел делать множество вещей. Он дружил с мельницей: помогал молоть золотое зерно. Умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. И даже страницы книг умел листать Ветер. Правда, не всегда в нужную сторону.
Так было летом. но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось серыми тучами. Полил сильный дождь. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только Ветер на улице остался. Не было у него дома.
“Попрошу людей пустить меня в дом погреться”, – решил Ветер.
Подлетел Ветер к самому красивому дому, постучал в окно:
– Пустите меня, пожалуйста! Это я, Ветер! вспомните, как мы дружили летом. сейчас мне холодно…
Но люди плотнее закрывали рамы и отходили от окон.
“Они не узнали меня”, – подумал Ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.
Но люди не понимали слов Ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами.
Вдруг кто-то окликнул Ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежное одеяло. Конечно, это был голос Зимы
– Ветер! – позвала Зима. – Не плачь, Ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую…
И Зима бросила Ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен.
Когда люди посмотрели в окна, они увидели Ветер в снежной накидке и не узнали его. Таким красивым он был.
– Какая красивая новогодняя метелица, – говорили они.
А Ветер летал по заснеженному лесу, размахивал накидкой из снежинок, и ему было немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице метелице.
Учитель географии: Что же такое ветер? Толковый словарь утверждает, что ветер – это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее…
Проблемный вопрос.
– Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу).
– Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. ( При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).
Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении)
– Назовите пример такого явления. (Ветер)
Слайд. Атмосфера Земли Ветры Земли
– Известна шутка “Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются.” На самом деле главная причина возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности, а от неё и воздуха, и разница в атмосферном давлении.
Слайд. Направление и сила ветра.
Задание:
Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:
1. 765мм 755 мм
2. 741мм 770 мм
Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.
765 > 755
741< 770 мм
– Где ветер будет сильнее? (Во втором случае).
– Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость).
Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:
Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.
Показ слайда с ответом.
Обращение к эпиграфу урока.
Учитель литературы: У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь “ветра”.
Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного “ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову “ветер”.
Учитель географии: – Мы с вами говорили о скорости ветра. Теперь работаем с форзацем учебника, описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм, ураган.
Нам поможет таблица имён существительных, которые обозначают объекты наблюдения:
шест
дым
деревья
дом
небо
Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.
Работа по форзацам.
Учитель литературы: Наши “учёные”-географы хорошо поработали, описывая разные ветры. А теперь самое время поработать “учёным”-лингвистам. Давайте выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”. (Игра с использованием слайда: учитель называет фразеологизм, учащиеся дают толкование). Последний фразеологизм в игре:
Попутного ветра!
Учитель географии: Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.
Сообщение ученика о влиянии ветра на поверхность моря. (Слайд).
Учитель литературы: В нашем уроке ещё одна лирическая страница.
Известно ли вам, ребята, что гимн Кандалакши, созданный Кольским поэтом Николаем Колычевым, начинается с образа ветра? Первая строфа этого стихотворения звучит так:
Словно ветер в дремучей душе лесной,
Словно лёгкой волны поглаживанье…
Ах, как нежно звучит, как шелестно:
Кандалакша моя, Кандалакша моя.
Поэт услышал в названии города шум ветра. Колычеву принадлежит и стихотворение, в котором он утверждает, что ветер имеет цвет. А ведь мы сами убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…
Спросил слепой:
– Какого цвета дождь? –
И долго я молчал. И не ответил…
– Не знаешь? – Он задумался. –
Ну что ж,
Скажи тогда, какого цвета ветер?
Не услыхав ответа моего,
Он усмехнулся и заметил:
– Скверно,
Что ты сказать не можешь ничего.
Ты слеп, как я…
К тому же нем, наверно.<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2091

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340