Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе


Автор(ы): Волгина Наталья Александровна, учитель математики и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. С каждым днём компьютер становится всё более неотемлимой частью учебного процесса. Ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания. Приложение 4
Цели использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
  • Научить школьников применять различные способы самостоятельной деятельности при работе на компьютере.
  • Привить учащимся навыки коллективной работы, сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
  • Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, фиксировать и анализировать результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
  • Способствовать повышению личной уверенности каждого ученика на различных занятиях, в повседневной жизни.
Задачи:
  • обеспечение активности каждого ребенка через пробуждение его любознательности и позитивной мотивации к учебной деятельности
  • подбор актуальной информации и самых современных программных продуктов
  • оказание помощи учащимся в ходе изучения новой программной среды, использующейся для исследования или решения проблемы
  • осуществление личностного подхода, направленного на творческое развитие каждой личности
  • организация контроля знаний учащихся через их самоанализ и самооценку
Особенностью учебно-воспитательного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Компьютер на уроке математики применяю в режимах:
1. Демонстрационный режим (учитель, используя экран монитора или мультимедиапроектор, демонстрирует материал, а затем идёт обсуждение увиденного и услышанного)
Основная дидактическая цель: сообщение новой информации.
2. Индивидуальный режим или фронтальная лабораторная работа (все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах)
Основная дидактическая цель: освоение нового материала с помощью обучающей программы; закрепление изученного с помощью программы-тренажёра; контроль изученного с помощью контролирующей программы; применение новых знаний в новых условиях; интеграция знаний.
Для учащихся - это трудная работа, так как учащиеся привыкли играть с компьютером, а здесь нужно добывать знания и применять их для решения конкретных задач.
3. Дистанционный режим или учебно-исследовательская практика (учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, включая части заданий для выполнения дома).
Основная дидактическая цель: отработка знаний и умений по целому разделу, т.е создание проекта.
Провожу в конце элективного курса или кружка.
При анализе целесообразности использовании компьютера в учебно-воспитательном процессе учитываю следующие дидактические возможности компьютера:
  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • интегрированное обучение предмету;
  • развитие мотивации у учащихся.
Применять компьютер можно на всех стадиях педагогического процесса. Остановлюсь подробнее на уроках, при проведении которых я применяю ИКТ.
Современный урок геометрии - это урок с использованием ИКТ, позволяющий наглядно применить теорию на практике.
Урок геометрии в 9 классе. Приложение 1. Приложение 2.
Тема: Действия с векторами

Это урок повторения изученного материала и применения его для решения задач в новых условиях.
На этом уроке компьютер применяется при выполнении устной работы. Учащимся нужно определить истинность утверждений. Работа выполняется в среде Excel (технология работы с программой Excel учащимся знакома). Сразу после выполнения задания, под моим руководством, учащиеся проверяют правильность выполнения задания и оценивают свою работу.
На этапе решения задач, с помощью проектора, учащимся показываю формулировки задач.
На этапе творческого применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках геометрии и информатики, учащиеся выполняют творческое практическое задание (в текстовом процессоре Word).
Начертите три попарно неколлинеарных вектора а, b, с. Постройте:
а) d = a + b по правилу параллелограмма и правилу треугольника;
б) k = a - c;
в) m = a + b + k;
г) n = 3d.
Сохраните полученный документ в своей папке под именем Действия с векторами.
В конце урока провожу рефлексию с использованием притчи: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: Что ты делал целый день?. И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: А что ты делал целый день?, и тот ответил: А я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: А я принимал участие в строительства храма. Ребята! Давайте оценим каждый свою работу за урок. Нарисуйте на созданном документе круг. Кто работал, как первый человек, закрашивают круг синим цветом; кто работал добросовестно, зелёным; кто принимал участие в строительстве храма - красным.
Из 21 учащегося 14 закрасили круг желтым цветом, 6 - красным, синим цветом, закрасил 1 ученик.
Урок геометрии в 8 классе.
Тема: Теорема Пифагора: её история и значение

Урок повторения и систематизации знаний, их применение для решения старинных задач. Сопровождение к уроку компьютерная презентация, с помощью которой демонстрирую различные исторические факты. Сообщения учащихся и условие каждой из старинных задач сопровождаю иллюстрациями. Считаю, что применение компьютерной презентации на данном уроке позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, обеспечить более наглядное восприятие материала и сэкономить время.
Урок алгебры в 9 классе.
Тема: Арифметическая прогрессия

Урок обобщающего повторения и применения знаний для решения задач, встречающихся в повседневной жизни.
Сопровождение к уроку - компьютерная презентация.
Презентация разработана так, что нет необходимости записывать тексты задач на доске. В презентации есть вопросы умственной разминки, дополнительная задача, проверочный математический диктант.
На уроке ребята работают в группах. Каждая группа решает задачу, встречающуюся в повседневной жизни. Затем, когда представитель от каждой группы объясняет решение своей задачи у доски, все остальные учащиеся класса с помощью проектора видят условие задачи и её решение (решение задачи сканирую).
В конце урока на этапе контроля достигнутых результатов (с помощью программы Excel) провожу математический диктант.
Интегрированный урок алгебра-информатика в 10 классе.
Тема: Применение табличного процессора Excel для решения уравнений n-й степени

Ценность этого урока заключается в том, что учащиеся пытаются решить стандартные математические задачи нестандартным способом - применяя современные компьютерные технологии. Этим я достигаю мотивационной цели - побуждаю к изучению предмета информатики и его нужности в реальной жизни. На уроке с помощью компьютера решаем уравнения и системы уравнений.
При изучении раздела: <...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1683

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340