Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Контрольно-обучающий метод в преподавании черчения. Урок: Выполнение проекций простых геометрических тел и выполнение чертежа группы геометрических тел
Автор(ы): Федоренко Натела Михайловна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В своей практике придерживаюсь технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Контрольно-обучающий метод позволяет фиксировать результат как на этапе промежуточного усвоения материала, так и при итоговом контроле. Не секрет, что выполнение домашних заданий по черчению является проблемой для многих учеников. Здесь и отсутствие помощи и контроля со стороны родителей (от “Я сама ничего в этом не понимаю!” до “Кому нужно это черчение?”), необеспеченность нормальными чертёжными принадлежностями – окружности прочерчиваем в классе на перемене. А самое главное – часть учеников так и не могут представить себе тень от предмета , т.е. воспроизвести проекцию – отображение объёмного предмета на плоскости. В педагогике есть разработки о влиянии цвета на образность и объёмное мышление детей. Я решила этим воспользоваться. Вам хорошо известны плакаты по черчению: “Проекции предмета на одну, две, три плоскости”, “Схема группы геометрических тел”. Но когда ученик держит в своих руках окрашенную деталь, сам измеряет её длину, ширину, высоту или диаметр, он волей-неволей запоминает и цвет. После фиксации параметров в памяти остаётся и цвет стороны, с которой снято измерение. Затем он располагает деталь в пространстве уже согласно длине по фронту и происходит окончательное запоминание цвета, ориентированного на фронтальную плоскость проекции. Но деталь – это следующий, более сложный этап работы на уроках черчения по программе. Начинаем же мы, конечно, с простых геометрических тел. В нашей школе несколько изменён порядок подачи материала по учебнику “Черчение” А.Д. Ботвинникова и др. Сразу после второго параграфа я даю понятие о плоскости и объёме. Мы делаем рисунки простых геометрических тел со всеми их элементами: точка, вершина, ребро, грань – эти определения, считаю, необходимы до начала изучения понятия “проецирование” (параграф 10). Затем даю тему “Правильные геометрические фигуры (параграф 15.2-1 урок). Такой порядок подачи материала позволяет мне говорить с детьми на понятном им языке – они уже знакомы с терминами треугольник, круг, призма, цилиндр и др. Сейчас перехожу к изложению второго урока: “Выполнение проекции простых геометрических тел и выполнение чертежа группы геометрических тел”. Цель урока: Научить определять тела по их проекциям с учётом пространственного расположения. Задача урока: Повторение понятий “плоскости проекции”, выполнение чертежей по наглядному изображению. Учебные пособия и принадлежности: Плакат, модели геометрических тел, “проекции” геометрических тел, выполненные из разноцветной бумаги, рабочая тетрадь (“в клеточку”), чертёжные принадлежности. План урока: - повторение основных элементов построения правильных многоугольников – 5 минут;
- анализ моделей с ответами на вопросы – 3 минуты;
- “проекции” геометрических тел: работа, контроль – 10 минут;
- усложнение задачи – “проекции” группы геометрических тел: работа, контроль – 15 минут (контроль с помощью отличников);
- задание на дом – 2 минуты;
- графическая работа на дом – начало работы – в классе – 10 минут.
ХОД УРОКА - Смотрим в тетради работу по параграфу 15.2. на доске учитель выполняет три основные фигуры – элемент повторения;
- Вопросы а) “Назовите самые простые геометрические тела”, “Как называется фигура, полученная в результате вращения треугольника вокруг одной стороны?” - демонстрация и показ фигуры. Далее: о цилиндре, шаре. Обычно эти вопросы не вызывают затруднений (“Мы это уже проходили”) и ответы быстрые и по существу;
- Приступаем к “проецированию” - раздаём с помощниками заготовки, выполненные из цветной бумаги, “проекций” геометрических тел. На парте располагаем их в необходимом порядке: в верхнем левом углу – фронтальная проекция (вид спереди), в правом верхнем углу (на одной горизонтальной линии) – профильная проекция (вид слева), в левом нижнем углу (на одной вертикальной линии с фронтальной проекцией) – горизонтальная проекция (вид сверху). Проверяю и меняю одну из “проекций” в пространстве, контролируем. Часто соседи по парте обмениваются при этом “фигурками” (“А у тебя какая?”, “Надо так положить!”). Обязательно напоминаю расположение проекций на поле чертежного листа.
- “Проекции группы геометрических тел”. При обходе раздаю ещё несколько “проекций” (обязательно разного цвета). Здесь делаю особый акцент на то, что построение начинаем с горизонтальной проекции, т.к. всегда понятны слова “ближе ко мне, дольше, за тем предметом, слева, справа” и т.д. Есть ученики, которые сразу справляются с поставленной задачей из 4 ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3436
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|