Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Активизация деятельности учащихся при обучении физике, самосовершенствование и самореализация учащихся - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Активизация деятельности учащихся при обучении физике, самосовершенствование и самореализация учащихся


Автор(ы): Голубь Елена Викторовна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Некоторые способы развития активизации деятельности ученика.
Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики.
Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то, что нетвёрдо знаешь. В чём плохо разбираешься. Учащиеся должны хорошо понимать физическую сущность рассматриваемых явлений, закономерностей.
При отсутствии этих качеств знания оказываются формальными. Если ученик выучил формулировку того или иного физического закона, но не понимает физической сущности его, не видит в нём смысла, не находит связи с прежде выученным, то разумеется, не сможет использовать его в практических целях.
Например, при изучении понятия “массы” в 7–м классе поясняются признаки понятия, т.к. уровень знаний учащихся не достаточен для осмысления определения. Но, не поняв физического смысла этих признаков, невозможно будет в 9–м классе понять определение “массы”.
Одна из основных причин слабого понимания сущности физических законов, понятий – малая активность учащихся во всём процессе классной работы, что является необходимым условием для сознательного усвоения ими изученного материала. Кроме того, при этом условии возможно наиболее эффективное разрешение задачи – привить учащимся навыки практической деятельности, развить у них умения применять свои знания в решении практических задач.
Малая активность учащихся при изучении нового материала благоприятствует такая организация урока, при которой изучение нового материала производится почти исключительно в форме рассказа учителя. Такое построение урока не может обеспечить активное участие всего класса (или большей его части), т.к. доля участия учеников не может быть большой. Учащиеся неизбежно оказываются в роли только слушателей. При изучении нового материала между учителем и учащимися должен существовать, возможно, больший контакт.
Поэтому, изучая новый материал, нецелесообразно вести урок лекционно. Учитель должен не только вести за собой в своих рассуждениях и во всей своей работе класс, но и вовлекать учащихся в активную вместе с ним работу. Таким образом привлекать учащимся начальные навыки самостоятельного логического мышления, навыки последующей самостоятельной работы.
Активное участие в изучении нового материала может быть обеспеченно такой постановкой занятий, при которой изучение идёт при совместном разрешении тех вопросов, проблем, которые возникают перед учителем и учащимися в связи с прежде изученным материалом. Осуществление такой организации изучения материала может идти следующим образом:
  • Надо создать у учащихся перспективу в предстоящей им работе. (В этом случае лучше всего, опираясь на ранее изученный материал, поставить перед учащимися новую проблему, подлежащую разрешению.)
  • Необходимо наметить пути и способы разрешения выдвинутой проблемы.
  • После того, как будет создана перспектива в работе, можно приступить к совместному разрешению той задачи, которая логично возникает перед учителем и классом. Например, урок изучения нового материала по теме “Закон Архимеда”, 7 класс. Приступая к изучению темы, можно предложить учащимся вспомнить о давлении жидкости на погруженное в неё тело и с помощью учителя прийти к вопросу:
“Как давит жидкость на погруженное в неё тело правильной формы (например, формы куба)?” На доску проецируется чертёж. <Рисунок 1>
Чертёж б) конечный чертёж, его можно проецировать на экран последовательно.
Классу ставится вопрос: “Как велика сила давления, производимая жидкостью на левую грань бруска ab “слева направо”?” Опираясь на знания прошлого урока, учащиеся дадут ответ, после чего следует второй вопрос о силе давления на грань куба cd “справа налево”. После этого делается вывод (можно позволить учащимся сделать его самим, а затем скорректировать): тело будет сжиматься с боков, но эти силы не будут заставлять тело тонуть или всплывать, т.к. глубина их погружения одинакова, следовательно, и силы, действующие на них, одинаковы и направлены в прямо противоположные стороны. Затем, следует вопрос о том, как велика сила давления на грань bc “сверху в низ”. Лучше всего на чертеже показать вертикальный столб жидкости befc рядом с кубом. После этого следует вопрос о силе давления на грань куба ad “снизу вверх”. Она равна весу вертикального столб жидкости aefd. На чертеже штриховка второго столба сделана в ином направлении, чем первого, что даёт возможность видеть: штриховка на части столба befc по объёму равна их разности. Класс делает вывод, что давление жидкости на куб снизу больше, чем сверху.
Логические выводы, полученные в результате разрешения поставленных проблем, можно проверить экспериментально. В процессе опыта неизбежно возникает вопрос: “На сколько больше эти силы?” В результате учащиеся выясняют: на столько, на сколько весит вытесненная телом жидкость.
Итогом всей работы становится вывод, который является законом Архимеда.
Путь от теории к опыту позволяет изучить новый материал, исследуя новую проблему. В этом случае учащиеся являются не только слушателями, а активными участниками разработки возникшей перед ними проблемы, развивая исследовательские навыки. Таким же исследовательским методом можно провести урок от опыта к теории, но этот путь лучше всего применять в старших классах.
Активизация деятельности учащихся на первых порах идёт с большим трудом. Одна из причин – мало времени. Учитель должен хорошо знать всех своих учеников. Во время урока необходимо держать в поле зрения весь класс, и участи в разборе нового материала необходимо согласовывать со знаниями и индивидуальными особенностями учеников.
Например, основную мысль может подать наиболее сильный человек, а при обсуждении необходимо привлекать всех учащихся.
Активизировать же деятельность учащихся возможно и на других этапах урока, а так же и на уроках других типов, при выполнении домашних заданий. Например, работа с кроссвордами при закреплении темы или раздела, написание мини–сочинений, сказок или рассуждений, выполнение домашнего эксперимента, Интернет–уроки, презентация темы или раздела и т.д.
Активизируя деятельность учащихся на уроке, его нужно организовать так, чтобы структура урока обеспечивала:
  • Проверку подготовки учащихся к разрешению проблемы; изучение нового материала требует от учащихся хорошего знания материала предыдущего урока, поэтому в начале урока следует проверить знания учащихся.
  • Привлечение учащихся к выдвижению новой проблемы.
  • Установление путей и способов разрешения выдвинутой проблемы учителем вместе с учеником.
  • Разрешение вместе с учащимися выдвинутой на данном уроке проблемы.
  • Привлечение учащихся к анализу полученных результатов.
  • Проверка усвоения учащимися нового материала.
Один из приёмов достижения успеха, работая по данной проблеме, выше предложенным способом – создание проблемных ситуаций.
Учитель, создавая проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – это акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование индивидуального подхода.
Методические приёмы создания проблемной ситуации:
  • Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения.
  • Сталкивает противоречие практической деятельности.
  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  • Предлагает классу рассмотреть явление с различной позиции.
  • Побуждает обучаемых делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
  • Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
Самообразование учащихся.
Часто мы, взрослые, ловим себя на том, что многого не успеваем в жизни. Намечаем важные планы, даём себе слово выполнять их, но уходят день за днём, а мы так и не успеваем сделать то, что наметили. Почему так получается? Да потому, что целеустремлённость, пунктуальность – удел далеко не всех. Так, же, как и собранность. Учеными доказано, что особенно интенсивно приобретаются знания в детские годы – порастающий человек накапливает их столько, сколько потом едва ли приобретает за всю жизнь. И настолько же человек обкрадывает себя, если он в детстве не научится собранности, культуре в работе. Что могут сделать сами ребята, чтобы улучшить организацию своего труда? Но, что, значит, уметь работать, точнее, уметь учиться?
Умение беречь время – главный фактор труда. Время учебное, затраченное на подготовку уроков дома, и отведённое на отдых. Кроме того, надо правильно планировать свой труд, использовать рациональные приёмы и навыки, облегчающие работу. В качестве основы обучения школьников. Умению учиться должна лежать система нот школьников. Её главные задачи схематично можно было бы изложить так:
  • Уметь рассчитывать время и наиболее продуктивно использовать режим дня.
  • Уметь ставить перед собой цель, выделять главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль.
  • Уметь создавать благоприятные условия для работы.
  • Уметь использовать различные источники информации (учебные, энциклопедии, справочники, телевидение, Интернет и т.д.)
Память можно совершенствовать, воспитывать. Точно так, как мы воспитываем волю, характер, как тренируем и закаляем тело. Ученые говорят. Что каждый человек в известном смысле слова по природе свое гений. Но у каждого человека уже в детстве разная память. Это результат, как правило, семейного воспитания. Почему у одного ученика хорошая память, а другого плохая? А можно ли плохую память превратить в хорошую? Эти вопросы волнуют, конечно же, и учителей, и родителей, и самих ребят.
Тому, кто решил улучшить свою память, необходимо знать, что развитие памяти дело непростое, нужно и терпение, и настойчивость, и последовательность.
Нельзя думать, что сегодня начал развивать свою память, а завтра или даже через месяц–два уже достиг нужных результатов. Не преувеличу, если скажу, что развитие памяти – дело всей жизни. Это первое требование. И второе, запоминать надо всё на долго. Лёгкое, поверхностное отношение к услышанному, прочитанному ухудшает работу памяти. Восприятие окружающего по принципу “в одно ухо влетело – в другое вылетело” приносит только вред, не воспитывает память, не развивает умственные способности. Это доказано многими экспериментами. Один норвежский психолог, например, предложил двум группам учащихся выучить один и тот же материал, при этом предупредил их, что одну группу учащихся он будут спрашивать на следующий день, а вторую через две недели. И оказалось, что лучшие знания у тех учащихся, которые учили в расчёте на длительное время. Эти правила составляют одну сторону развития памяти. Но есть другая, не менее важная сторона. Заучивание всегда должно быть осмысленным. Чем лучше ученик проник в смысл текста, разобрался в нём, тем увереннее он идёт к цели.
Ученик, скажем, читает текст и понимает о чём идёт речь. Это хорошо, но этого мало. Одно дело просто понять, а другое дело понять так, чтобы потом правильно воспроизвести прочитанное.
Читая текст, необходимо находить в нём подходящие смысловые опоры, т.е. такие слова или фразы, которые не только сами хорошо запоминаются, но и будут отражать суть прочитанного. Это, как бы, заголовки, которые ученик сам расставляет в тексте.
Но, вот прочитан текст и найдены смысловые опоры. А дальше что? Необходимо постараться пересказать материал. Отметить, что запомнилось с первого раза, а что ускользнуло из памяти, что не было воспроизведено. Некоторые ученики читают раз, два или три раза, но избегают пересказа – это не правильно. Установлено, что пересказ текста своими словами даёт намного лучше результат, чем его многократное прочтение. Необходимо придерживаться правила, не просто читать, но и самому себе пересказывать прочитанное.
Конечно, немаловажное значение для запоминания имеет и режим работы и отдыха. Каждый сам может определить наиболее подходящий режим, но надо обязательно учитывать, что многочасовая работа вредна и непродуктивна. После 40–45 минут труда необходим 10–15 минутный перерыв.
Если ученик решил тренировать свою память, то ему нужно помочь определиться в трёх требованиях, без которых невозможно достигнуть цели:
  • Во–первых, он должен понять, что тренировка памяти – процесс длительный и постоянный.
  • Во–вторых, при заучивании необходима максимальная сосредоточенность, внимательность к тому, что учишь.
  • В–третьих, нужно развивать слуховую память.
Повторение является лучшим способом тренировки памяти. Но и оно бывает разным: можно повторить прочитанное предложение, можно абзац, можно станицу, а можно главу. Заучивать материал необходимо в определённом объёме, слишком большой материал запоминается так же плохо и как слишком малый. Важное значение при повторении имеет фактор времени: одно дело повторить прочитанное сразу же, другое на следующий день или через неделю.
Наиболее целесообразными промежутками времени между запоминанием и повторением учёные считают следующие: через 15–20 минут, через 8–9 часов и через 24 часа. Лучше всего, если ученик приучил себя делать повторение перед сном, а так же утром на свежую голову. С того самого дня, когда ученик начнёт выполнять все требования, начнётся и тренировка памяти.
Особым специфическим видом человеческой деятельности является наше взаимодействие с миром знаний. Значение познавательной деятельности в настоящее время всё более возрастает. Активность личности может проявиться в полной мере – и здесь большую роль играет самообразование, когда мы сами по своей инициативе, с увлечением обогащаем свои знания. Те, кто всерьёз занимается самообразованием, знают, что поиски новых источников информации по интересующим вопросам – активный творческий процесс. Очевидно, будить эту благородную страсть в ребёнке легче и удобнее всего родителям. И личным примером, и тем, что, выбрав момент, как бы невзначай подсунуть художественную книгу, предварительно может быть заинтриговать, вместе с ребёнком “утонуть” в мире Интернет–технологий.
Исследователи, педагоги озабочены падение читаемости, в особенности у молодёжи. Как относительный процесс – это неизбежно. Поскольку появляются новые формы массовой информации, время на их потребление приходится находить за счёт старых. Если мы не научим любить и понимать литературу, то из других источников информации ребёнок возьмёт лишь какие–то крохи. Современный человек едва ли не захлёбывается в потоке информации, она поступает к нему отовсюду. Поэтому ребенку трудно обойтись без опытного наставника, родителям следует, как можно внимательнее относиться к увлечениям своих детей, в ряде случаев поддерживать, но иногда – тактично ограничивать. Хочется подчеркнуть особую роль книги. Книга – не только источник знаний, она расширяет наш словарный запас.
Основная цель самообразования – совершенствование личности.
Самообразование задаёт человеку множество вопросов: как начать, где взять, с кем посоветоваться, чему отдать предпочтение и т.д.?
Огромную роль в самообразовании играет человеческое общение, наши контакты с людьми. Конечно, учить детей общению – это, прежде всего, общаться с ними и одновременно давать им пример взаимоотношений с окружающими людьми.
Влияние методов обучения на самореализацию и работоспособность учащихся.
В руководствах по педагогике и дидактике приводят различную классификацию методов обучения в зависимости от того, какой существенный признак положен в её основу. Взяв в основу классификации источника, из которого учащиеся приобретают знания и умения, все методы можно разделить на три большие группы: словесные, наглядные и практические. <Рисунок 2>
Две группы охватывают методы, с помощью которых учащиеся приобретают знания и умения логически мыслить. Третья группа охватывает методы, помогающие не только приобретению учащимися знаний, но так же и выработке у них практических умений и навыков в работе с приборами, схемами, чертежами, компьютерными программами.
Каждый из методов обучения имеет свои особенности и приводит к положительным результатам в определённых условиях при решении или иных учебно–воспи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1756

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340