Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа работы с одаренными учащимися на уроках географии в 8-м классе - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Программа работы с одаренными учащимися на уроках географии в 8-м классе


Автор(ы): Овчелупова Вера Ивановна, учитель географии и химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.
Требованием времени является личностно-ориентированный подход в обучении. Данная программа составлена для работы с одаренными детьми. Работа по этой программе ведется параллельно с основной общеобразовательной программой на уроке.
В программу включены такие разделы:
1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
2. Климат и климатические ресурсы.
3. Внутренние воды и водные ресурсы.
4. Почвенно-растительный покров. Животный мир.
5. Природное районирование. Природные зоны России.
6. Крупные природные районы.
К каждому разделу подобрана система заданий повышенной трудности. Система заданий повышенной трудности позволит создать у школьников представление о системе географических характеристик территории, развить интерес к исследовательской деятельности, способность мыслить творчески, решать проблемные вопросы и ситуации. Задания повышенной трудности подобраны к каждому разделу программы.
  1. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей и логических связей.
  2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.
  3. Задания на разрешение проблемной ситуации.
  4. Задание на моделирование географических ситуаций и явлений.
  5. На поиск в литературных описаниях, каких-либо объектов и явлений природы.
  6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.
В данной программе к каждой теме подобраны вопросы и задания повышенной трудности регионального компонента. Работа по этой программе позволит на основе наблюдений, описаний, картирования, составлением профилей своей местности познакомить учащихся с экологическими проблемами, находить пути решения этих проблем, научит устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности. Обучение по этой программе позволит реализовать право одаренных детей на качественное и всестороннее развитие способностей.
Система заданий повышенной трудности Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Региональная часть
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. 1. Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют разную высоту, несмотря на одинаковое время образования? Какова причина?2. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту в то время как складки обеих горных систем сформировались во время герцинского горообразования?
3. Какие причины вызывают непрерывные изменения и развитие природы Земли?
1. В чем проявляется связь между геологическим строением Ростовской области и её рельефом?
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. 1. Докажите, что современные платформы – это бывшие геосинклинали?2. Объясните для какого этапа развития геосинклинали типичен процесс метаморфизма и почему? 1. На территории Ростовской области много карстовых воронок. Какова причина их образования?2. Под влиянием, каких факторов формируется рельеф вашей местности?
3. Задания на решение проблемной ситуации. 1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов?2. Каковы причины разнообразного залегания горных пород. 1. Докажите, что территория Ростовской области покрывалась морями.
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. 1. Как изменился бы рельеф Ростовской области, если бы ледник дошел до Кавказа?
5. Задания на поиск в литературных произведениях описаний каких – либо объектов и явлений природы. 1. О какой равнине рассказывает Н. Михайлов: “Изгибы и сбросы покоробили равнину, но затем она была сглажена работой воды и расчленена широкими долинами рек. Но кроме того, по равнине трижды прополз ледник. А, растаяв, он все это бросил – и тяжелые глыбы, как та, что потом на катках притащена в Петербург, чтобы лечь под ноги Медному всаднику”? 1. Найдите описания природы и природных явлений в произведениях нашего земляка М.А. Шолохова.
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. 1. Образование горных систем является следствием азональных факторов, но высотная поясность в горах есть следствие не только азональных, но и зональных причин. Объясните. 1. Составьте физико – географический профиль по линии Мурманск – Петрозаводск – Москва – Липецк – Ростов – на – Дону.Объясните особенности геологического строения Восточно – Европейской платформы.
Система заданий повышенной трудности. Тема: Климат и климатические ресурсы. Региональная часть.
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных связей. 1. Определить черты( следствия) климата, вытекающие из таких особенностей (причин) материка:
а) Россия имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток;
б) Зимой большая часть поверхности страны сильно охлаждается, а летом сильно нагревается;
в) поверхность представлена большими равнинами.
2. Определить следствия следующих особенностей климата (причин):
а) большая часть России находится в умеренном климате;
б) Уральские горы протянулись с севера на юг.
1. Какие из перечисленных ниже неблагоприятных климатических явлений происходят в Ростовской области наиболее часто? Подчеркните их: гололёд, град, засуха, заморозки, ливневый дождь, пыльная буря, смерч, суховей, снегопад.Как они влияют на человека, их причины.
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.
3. Задания на решение проблемной ситуации. 1. Почему в северном полушарии ветер отклоняется вправо, а циклоны приобретают вращательное движение против часовой стрелки? Иллюстрируйте свое решение схемой.2. Какими мероприятиями можно уменьшить или приостановить ожидаемое глобальное потепление климата в 2006 году?
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. 1. Какие изменения в климате могут произойти в районе при создании в нем плотины гидроэлектростанции и крупного водохранилища? 1. Каким бы был климат Ростовской области, ели бы она лежала на возвышенности 1000м?2. Как изменился бы климат Ростовской области, если бы суммарная солнечная радиация увеличилась до 125 – 130 ккал/см2?
5. Задания на поиск в литературных произведениях, каких – либо объектов и явлений природы.
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. 1. В конце марта и сентября угол падения солнечных лучей примерно одинаков, а значит величины солнечной радиации, получаемые территорией, сходны. Однако в сентябре значительно теплее, чем в марте. С чем это связано? 1.Какие неблагоприятные явления связаны в вашей местности с климатом? Укажите их причины, расскажите о мерах борьбы с этими явлениями.
Система заданий повышенной трудности. Тема: Внутренние воды России. Реки. Региональная часть.
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. 1.Озера чувствительно реагируют на изменение поступления в них азота и фосфора, вода начинает в них “цвести”, у неё появляется неприятный запах, цвет и.т.д. Перечислите причинно – следственные связи при превращении озера в болото.2. Составьте схему развития речной долины в юную стадию. Покажите на схеме от причин к следствию: поднятие местности, скорость течения и.т.д. 1. В годы отсутствия весеннего половодья в нашей местности меньше комаров и отсутствует мошкара. Почему?
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. 1. Используя предложенные факты, выведите теорию образования и распространения многолетней мерзлоты на территории России:а) на западе страны выпадает больше осадков, чем на востоке;
б) лед плохо проводит тепло;
в) на востоке больше распространена многолетняя мерзлота, её граница смещена к югу;
г) на западе страны в ледниковый период имелось покровное оледенение;
д) на востоке более суровые зимы, ниже январские температуры.
1. На примере своей местной реки докажите, что её водность, падение, расход, годовой сток, режим определяется воздействием на неё рельефа и климата.
3. Задания на разрешение проблемной ситуации. 1. Почему европейская часть России, несмотря на большое количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью?2. Представьте, что перед вами зарастающее озеро. Какие мысли возникают у вас при виде его? Видится ли вам в таком озере какая-либо проблема. Что бы вы предприняли для ее решения? 1. в нашей местности много карстовых воронок. Заполнены ли они водой? Являются ли озерами?
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. 1. Как повлиял бы климат на реки России, если бы солнечная радиация составила 130 Ккал/см2 на широте 40 – 50°?
5. Задания на поиск в литературных произведениях описаний, каких-либо объектов и явлений природы. 1. Какое литературное произведение указывает на характер течения реки, протекающей по нашей местности? Кто автор этого произведения?
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. 1.Совершить воображаемое плавание по реке Волга. Какие водохранилища, каналы, города вы посетите? Что нового узнаете из этого путешествия? 1. Совершить путешествие из Вешенской к берегам океана.2. Начертите поперечный профиль ближайшей речной долины и примыкающих к ней водоразделов. Как человек использует долины и водоразделы в хозяйственной деятельности.
Система заданий повышенной трудности. Тема: Почвенно-растительный покров. Животный мир. Региональная часть.
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. 1. Почему дикие животные пространств (степей), как правило живут стаями, а лесные животные в одиночку.2. В лесной зоне значительно больше опад, чем степях. Однако почвы степей (чернозем) значительно плодороднее лесных (дерново-подзолистых) почв. Какими причинами это объясняется? 1. Объясните причины образования песчаной почвы на территории Шолоховского района.
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. 1. Каково влияние почвенного покрова на климат. Имеются ли основания говорить о таком влиянии? Изобразите это влияние графически.Кислород - > почвы - > углекислый газ.
3. Задания на разрешение проблемной ситуации. 1. Почему почвы тундр, несмотря на большее количество растительных остатков, содержат также мало гумуса, как и почвы пустынь? 1. Почему на территории Шолоховского района много оврагов?
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. 1....

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3436

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340