Система заданий повышенной трудности | Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | Региональная часть |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. | 1. Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют разную высоту, несмотря на одинаковое время образования? Какова причина?2. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту в то время как складки обеих горных систем сформировались во время герцинского горообразования? 3. Какие причины вызывают непрерывные изменения и развитие природы Земли? | 1. В чем проявляется связь между геологическим строением Ростовской области и её рельефом? |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | 1. Докажите, что современные платформы – это бывшие геосинклинали?2. Объясните для какого этапа развития геосинклинали типичен процесс метаморфизма и почему? | 1. На территории Ростовской области много карстовых воронок. Какова причина их образования?2. Под влиянием, каких факторов формируется рельеф вашей местности? |
3. Задания на решение проблемной ситуации. | 1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов?2. Каковы причины разнообразного залегания горных пород. | 1. Докажите, что территория Ростовской области покрывалась морями. |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | | 1. Как изменился бы рельеф Ростовской области, если бы ледник дошел до Кавказа? |
5. Задания на поиск в литературных произведениях описаний каких – либо объектов и явлений природы. | 1. О какой равнине рассказывает Н. Михайлов: “Изгибы и сбросы покоробили равнину, но затем она была сглажена работой воды и расчленена широкими долинами рек. Но кроме того, по равнине трижды прополз ледник. А, растаяв, он все это бросил – и тяжелые глыбы, как та, что потом на катках притащена в Петербург, чтобы лечь под ноги Медному всаднику”? | 1. Найдите описания природы и природных явлений в произведениях нашего земляка М.А. Шолохова. |
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. | 1. Образование горных систем является следствием азональных факторов, но высотная поясность в горах есть следствие не только азональных, но и зональных причин. Объясните. | 1. Составьте физико – географический профиль по линии Мурманск – Петрозаводск – Москва – Липецк – Ростов – на – Дону.Объясните особенности геологического строения Восточно – Европейской платформы. |
Система заданий повышенной трудности. | Тема: Климат и климатические ресурсы. | Региональная часть. |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных связей. | 1. Определить черты( следствия) климата, вытекающие из таких особенностей (причин) материка: а) Россия имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток; б) Зимой большая часть поверхности страны сильно охлаждается, а летом сильно нагревается; в) поверхность представлена большими равнинами. 2. Определить следствия следующих особенностей климата (причин): а) большая часть России находится в умеренном климате; б) Уральские горы протянулись с севера на юг. | 1. Какие из перечисленных ниже неблагоприятных климатических явлений происходят в Ростовской области наиболее часто? Подчеркните их: гололёд, град, засуха, заморозки, ливневый дождь, пыльная буря, смерч, суховей, снегопад.Как они влияют на человека, их причины. |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | | |
3. Задания на решение проблемной ситуации. | 1. Почему в северном полушарии ветер отклоняется вправо, а циклоны приобретают вращательное движение против часовой стрелки? Иллюстрируйте свое решение схемой.2. Какими мероприятиями можно уменьшить или приостановить ожидаемое глобальное потепление климата в 2006 году? | |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | 1. Какие изменения в климате могут произойти в районе при создании в нем плотины гидроэлектростанции и крупного водохранилища? | 1. Каким бы был климат Ростовской области, ели бы она лежала на возвышенности 1000м?2. Как изменился бы климат Ростовской области, если бы суммарная солнечная радиация увеличилась до 125 – 130 ккал/см2? |
5. Задания на поиск в литературных произведениях, каких – либо объектов и явлений природы. | | |
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. | 1. В конце марта и сентября угол падения солнечных лучей примерно одинаков, а значит величины солнечной радиации, получаемые территорией, сходны. Однако в сентябре значительно теплее, чем в марте. С чем это связано? | 1.Какие неблагоприятные явления связаны в вашей местности с климатом? Укажите их причины, расскажите о мерах борьбы с этими явлениями. |
Система заданий повышенной трудности. | Тема: Внутренние воды России. Реки. | Региональная часть. |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. | 1.Озера чувствительно реагируют на изменение поступления в них азота и фосфора, вода начинает в них “цвести”, у неё появляется неприятный запах, цвет и.т.д. Перечислите причинно – следственные связи при превращении озера в болото.2. Составьте схему развития речной долины в юную стадию. Покажите на схеме от причин к следствию: поднятие местности, скорость течения и.т.д. | 1. В годы отсутствия весеннего половодья в нашей местности меньше комаров и отсутствует мошкара. Почему? |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | 1. Используя предложенные факты, выведите теорию образования и распространения многолетней мерзлоты на территории России:а) на западе страны выпадает больше осадков, чем на востоке; б) лед плохо проводит тепло; в) на востоке больше распространена многолетняя мерзлота, её граница смещена к югу; г) на западе страны в ледниковый период имелось покровное оледенение; д) на востоке более суровые зимы, ниже январские температуры. | 1. На примере своей местной реки докажите, что её водность, падение, расход, годовой сток, режим определяется воздействием на неё рельефа и климата. |
3. Задания на разрешение проблемной ситуации. | 1. Почему европейская часть России, несмотря на большое количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью?2. Представьте, что перед вами зарастающее озеро. Какие мысли возникают у вас при виде его? Видится ли вам в таком озере какая-либо проблема. Что бы вы предприняли для ее решения? | 1. в нашей местности много карстовых воронок. Заполнены ли они водой? Являются ли озерами? |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | 1. Как повлиял бы климат на реки России, если бы солнечная радиация составила 130 Ккал/см2 на широте 40 – 50°? | |
5. Задания на поиск в литературных произведениях описаний, каких-либо объектов и явлений природы. | | 1. Какое литературное произведение указывает на характер течения реки, протекающей по нашей местности? Кто автор этого произведения? |
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. | 1.Совершить воображаемое плавание по реке Волга. Какие водохранилища, каналы, города вы посетите? Что нового узнаете из этого путешествия? | 1. Совершить путешествие из Вешенской к берегам океана.2. Начертите поперечный профиль ближайшей речной долины и примыкающих к ней водоразделов. Как человек использует долины и водоразделы в хозяйственной деятельности. |
Система заданий повышенной трудности. | Тема: Почвенно-растительный покров. Животный мир. | Региональная часть. |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. | 1. Почему дикие животные пространств (степей), как правило живут стаями, а лесные животные в одиночку.2. В лесной зоне значительно больше опад, чем степях. Однако почвы степей (чернозем) значительно плодороднее лесных (дерново-подзолистых) почв. Какими причинами это объясняется? | 1. Объясните причины образования песчаной почвы на территории Шолоховского района. |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | 1. Каково влияние почвенного покрова на климат. Имеются ли основания говорить о таком влиянии? Изобразите это влияние графически.Кислород - > почвы - > углекислый газ. | |
3. Задания на разрешение проблемной ситуации. | 1. Почему почвы тундр, несмотря на большее количество растительных остатков, содержат также мало гумуса, как и почвы пустынь? | 1. Почему на территории Шолоховского района много оврагов? |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | 1....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|