Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Интегрированный урок в 9-м классе по математике и истории
Автор(ы): Князькина Альфия Музагитовна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Дидактические цели: - углубленное изучение решения квадратных уравнений;
- творческий перенос знаний в нестандартные ситуации: изучение новых свойств квадратных уравнений.
Развивающие задачи: Развитие культуры устных и письменных вычислительных навыков. Воспитательные задачи: Способствование выработке у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов; развивать самостоятельность и творчество. Оборудование: Опорные схемы, компьютер, магнитофон, карточки с заданиями. Ход урока I. Организация. II. Звучит магнитофонная запись с историческими сведениями о возникновении квадратных уравнений (тексты читаются разными голосами). а) Квадратные уравнения в Индии. Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 г. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века. Бхаскары: Обезьянок резвых стая Всласть поевши, развлекались. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялись. А 12 по лианам … Стали прыгать, повисая. Сколько было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае? Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений. (х/8)2+12=х. Решая, получил корни. б) Квадратные уравнения в Европе XIII-XVII в.в. Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из этой книги переходили почти во все европейские учебники XIV-XVII в.в. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+вх+с=0 было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем. Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем, виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудом Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид. в) Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне. Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и полные квадратные уравнения. Правило решений этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает с современными, однако неизвестно, каким образом дошли они до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений. III. Математический диктант. (Один сильный ученик работает на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях). Сильные учащиеся в это время работают по карточкам. Диктант: Вычислите дискриминант квадратного уравнения: 3x2-8x-3=0 (Д/4=16+9=25; Д=64+36=100) Найдите корни квадратного уравнения: 3x2-8x-3=0 (x1=3; х2= - 1/3) При каком условии полное квадратное уравнение имеет единственный корень? (Д=0) При каком условии полное квадратное уравнение не имеет корней? (Д<0) Решите уравнение: х2-4х+9=0 (Д/4=4-9= -5; Д/4<0, корней нет) Карточка 1. Решить уравнение: х2-5х+4=0 (Д=9; х1=4; х2=1) При каком значении m можно представить в виде квадрата двучлена? выражение: а) х2+mx+9 б) х2-2х-m (а) m=6; б) m= -1) Карточка 2. 1. Решить уравнение: 3х2-х-2=0 (Д=25; х1=1; х2= -2/3) 2. При каком значении а уравнение имеет один корень? х2+ах+16=0 (Уравнение имеет один корень, когда Д=0, т.е.) Д=а2-64=0 => а2=64=> а=±8 После диктанта ребята меняются тетрадями, проверяют, сверяя с диктантом, выполненным на обратной стороне доски, выставляют отметки соседям. Работавшие по карточкам сдают работы на проверку учителю. IV. Актуализация знаний. Устные упражнения: решение квадратных уравнений разными способами: а) х2+х-56=0 (х1=7; х2= -8) б) 2х2+6х=0 (х1=0; х2= -3) в) 7х2-14=0 (х1=√2, х2= -√2) г) х2-8х+16=0 (х1,2=4) д) 4х2+7х+3=0 (Д=1; х1= -3/4; х2= -1) (Уравнения демонстрируются с помощью компьютера) V. Мотивация. Ребята, мы с Вами решали квадратные уравнения различными способами: выделением квадрата двучлена, по формуле корней с помощью теоремы Виста и каждый раз убеждались в том, что уравнение можно решить легче и быстрее. Сегодня мы познакомимся еще с новыми способами решения, которые позволят устно и быстро находить корни квадратного уравнения. 1) Проблема: как решить уравнение: 1999х2-1997х-2=0 На экране проецируются квадратные уравнения сумму коэффициентов в которых учащиеся должны назвать | Сумма коэффициентов | Корни уравнени | х2+х-2=0 | 0 | х1=1; х2= -2 | х2+2х-3=0 | 0 | х1=1; х2= -3 | х2-3х+2=0 | 0 | х1=1; х2=2 | 5х2-8х+3=0 | 0 | х1=1; х2= -3/5 | Учащиеся отмечают, чему равны корни квадратного уравнения. Ребята, а сейчас посмотрите на эти уравнения и их корни. Попробуйте найти какую-то закономерность: - в корнях этих уравнений;
- в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями;
- в сумме коэффициентов.
Ученики отвечают, то, что они заметили: - первый корень равен 1;
- второй корень...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1256
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|