Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков
Концепция преподавания иностранного языка
Автор(ы): Красильникова Елена Владимировна, преподаватель-методист
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В свете гуманизации образования огромное внимание уделяется субъект-субъектным отношениям. Педагог в данном соотношении выступает как субъект педагогической деятельности, которая, в свою очередь, делится на аксиологическую (ценностную) и когнитивную. Обучающийся (студент) является субъектом учебной деятельности. Он имеет право на автономность эмоциональную и моральную. Основным методом обучения является диалог, через который и происходит формирование мировоззрения. Знания, умения и навыки выступают теперь не как цель, а как средство профессиональной деятельности. Исходя из вышесказанного, я сформировала свою концепцию преподавания. Центральным звеном моей концепции я обозначила принцип гуманизации знаний (ПГЗ). Это означает, что на каждом этапе и в каждом аспекте урока, решая основную учебную задачу, учитывать, с одной стороны, насущные потребности ученика, с другой – насущные проблемы образования, т.е. “Человек – во всем!” – так бы я определила этот принцип. В учителе, способном многое обозначить и преломить через свое духовное “я”, в ученике, для которого учеба – фундамент образования (сам себя образую). Всякий принцип, как известно, имеет свои способы реализации. Во-первых, это отбор знаний. На передний план урока выходит то, что определяет судьбу и нравственный облик ученика. Воспитание – уже не разговорчики о “прекрасном человеке”, а создание такого человека на каждом уроке и в каждом из учеников. Во-вторых, выбор тематики. Она должна быть яркой, броской, доходящей до каждого, т. е. максимально приближенной к жизненным реалиям. Гуманизация помимо утилитарной – защитить юного человека от превратностей жизни, от ее ударов, имеет и другую цель – помочь себе и другим очеловечиться. Я глубоко убеждена в том, что если ученик принял учителя, то примет и предмет, с которым этот учитель пришел к нему. На своих уроках я осуществляю связь ученика с предметом коммуникативно, т.е. через его связь со мной. И она, трансформируясь, становится основой метода духовного контакта (МДК). Пять глаголов, соединившиеся и выстроенные по внутренней логике (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать) образуют как бы лестницу, ведущую к реализации метода. Кто не принимает структуры в целом, может воспользоваться ее отдельными элементами, частями, звеньями, углубив и расширив их в собственном опыте. Для меня же это не просто схема, а система, законченная и целостная. И, конечно, все это возможно лишь тогда, когда все присутствующие на уроке, в первую очередь я сама, будем воспринимать урок как искусство. Составляя планы своих уроков, огромное внимание уделяю целям. Это прежде всего: - познавательная цель: знакомство с новой лексикой, практика в чтении и переводе спец. текстов, отработка диалогических и монологических высказываний, практика группового метода работы, метода взаимообучения;
- развивающая цель: развитие речевых способностей, умения выделить главное в изучаемом материале, умения обобщить и систематизировать, развивать способность самостоятельно работать с новым материалом;
- воспитательная цель: формирование интереса к изучаемой профессии, любознательности, активности и внимательности на уроке.
При планировании уроков учитываю реальные учебные возможности учащихся. Переход от одного этапа урока к другому я осуществляю с учетом поставленных целей и задач. Организационный момент считаю также очень важным и использую его для психологического раскрепощения обстановки. Далее следует подготовка студентов к активной деятельности. Здесь необходимо обеспечить мотивацию, которая служит мощным стимулом к дальнейшей работе. Объявление темы, задач, целей необходимо, прежде всего, потому, что студенты должны знать, что именно и как они будут осуществлять свою работу на уроке. Рефлексия, т.е. оценка учащихся собственной деятельности на уроке, должна идти не изолированным звеном, а как сознательное стремление учителя что-то улучшить или упрочить. Рефлексия может быть как в устной, так и в письменной форме. Я делаю это следующим образом: 1. Тема усвоена на: - отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- не усвоена.
2. Трудности при выполнении задания: - изучение новой лексики;
- чтение спец.текста;
- выполнение теста.
3. Как справлюсь с трудностями: - самостоятельно;
- спрошу у одногруппника;
- спрошу у преподавателя.
4. Самооценка за работу на уроке: - отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- все непонятно.
Проведенная рефлексия реально указывает на недостатки, которые устраняются к следующему уроку или преимущества, которые упрочивают полученные знания. И, конечно, заканчиваются уроки подведением итогов. Таким образом, учебная деятельность есть там, где есть самостоятельно пройденные учащимися шесть этапов: цель – мотив – действие – средство – результат – оценка + рефлексия. До последнего времени целью обучения иностранного языка являлась лишь передача лингвистических знаний, умений и навыков. В настоящее же время применяется деятельностно-личностно-коммуникативный подход к обучению иностранного языка. Каждый учащийся заинтересован в практическом овладении языком, в приобщении к мировой культуре. Изучение иностранного языка помогает реализовать эти задачи как в учебной, так и внеучебной познавательной деятельности. В учебной деятельности, развивая ключевые образовательные компетенции, я остановилась на методе системного подхода к обучению и воспитанию, так как именно такой подход позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым, и что самое главное, эффективным. Разрабатывая свое пособие для специальности 0601 “Экономика и бухгалтерский учет” я испол...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1243
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|