Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Интегрированный урок на тему Число и имя числительное, 6-й класс
Автор(ы): Косовская Зинаида Степановна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: орфоэпический и орфографический практикум; обобщающий урок; Цель урока: правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка. Задачи. 1) Обучающая. Знать: - чем отличается число от имени числительного;
- в чем состоят особенности склонения числительных;
- о языковой норме употребления числительных в устной речи;
Уметь: - грамотно употреблять в устной и письменной речи имя числительное, работая с математическими текстами;
- высказываться на лингвистическую тему - пользоваться справочной литературой.
2) Развивающая: - развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память.
3) Воспитательная: - воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы, используя материал других школьных дисциплин – географии, математики, литературы.
Методы и приёмы: Вербальные – беседа, рассказ Визуальные – таблица, тексты Ход урока I этап (стадия вызова). 1. Вступительная беседа: - какую часть речи мы изучили на предыдущих уроках?
- почему сегодняшний урок объединяет учителей русского языка и математики?
2. Объявляется тема урока, цели и задачи. 3. Знакомство с терминологией урока (на доске): Художественный стиль. Научный стиль (точность, конкретность). 4. Фронтальная работа с текстами: а) Это интересно… (текст и задание к нему распечатан на каждого ученика) Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни: 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев, 8 африканцев. 52 будут женщинами, 48 мужчинами, 70 не белыми, 30 белыми, 6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства и все 6 будут из США, у 80 не будет достаточных жилищных условий, 70 будут неграмотными, 50 будут недоедать, 1 умрет, 2 родятся, у 1 будет компьютер, только 1 будет иметь высшее образование. Если посмотреть на мир с этой точки зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Подумай об этом! Задания: - прочитайте текст, употребив числительные в нужной форме.
- определите стиль текста.
- каковы признаки научного стиля? (точность, конкретность)
- какая часть речи придает тексту данные признаки?
- чем интересен для вас этот текст и что нового вы узнали?
- при изучении какой школьной дисциплины вы могли бы столкнуться с подобным текстом?
б) прочитать спроецированные на экран тексты – отрывки из забавных стихотворений В. Хотомской: 3 – три Есть у нас 3 сес3цы, Вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что в С3жове, Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица- Приходи к ней, малыш! 100 – сто. У про100го 100рожа - Непро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! Вопросы классу: - почему трудно читать эти тексты?
- к какому стилю принадлежат тексты?
- когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- какая запись числа принята?
- объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”? (Ученики самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об употреблении его в научном и художественном текстах)
в) Работа с текстом повести А.Н. Толстого “Детство Никиты” (повесть у каждого ученика . Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести “Детство Никиты”, рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от решения задачи: “Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…”- прочел Никита. И сейчас же, как и всегда представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский… Учитель математики задаёт вопрос классу: - что мешало мальчику решить задачу?
- какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?
Краткое условие задачи на доске: 10 аршин по 3 р. 64 к. ? р. 10 аршин по 2 р. 36 к. Ученики записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные: 1) 364х10=3640 (к.) 2) 236х10=2360 (к.) 3) 3640+2360=6000 (к.)=60 р. Учитель русского языка корректирует речевые погрешности. Итог: надо верно употреблять числительные в речи. 2 этап (отработка умений употребления числительных в речи в процессе решения уравнений, при чтении художественных текстов). 1. Работу ведет учитель математики: -при чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x,y,z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято, например: x+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти; x=25 - икс равен двадцати пяти. Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже, например: 175х60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти - теперь самостоятельно прочитайте правило в учебнике “Математика” (6 класс под ред. Н.Я. Виленкина, 2001г.) на стр.221, вычислите устно: - №1268 (1 вариант – а, б; 2 вариант – в, г),
- №1274 – а, б.
Замечание: при чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов (на доске таблица): Глагол вычесть требует предлога из. Глагол отнять требует предлога от. - какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили? - приведите подобные примеры. 2. Игра “Эксперт” Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1904
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|