Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам (элективный курс для 9-го класса) - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам (элективный курс для 9-го класса)


Автор(ы): Савельева Елена Николаевна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Современный компьютер предоставляет пользователю большое количество возможностей, включающих в себя обработку числовой информации, создание и оформление электронных документов, прослушивание музыки, просмотр фильмов, общение в сети Интернет и многое другое. Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники старшеклассниками является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы, формулы, внедряются мультимедийные объекты; графические редакторы позволяют получать элементарные рисунки и композиции из них, схемы, диаграммы, табличные процессоры — создавать диаграммы и решать задачи, а технология OLE связывает разнородные объекты в единое целое. В процессе работы с документами некоторые из входящих в них объектов предварительно получаются с помощью специализированных аппаратных средств, например сканера или цифровой камеры. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно зачастую по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.
Для учеников физико-математического и технологического профилей особенно важно умение работать с тематическими документами и материалами профилирующих предметов — математики, физики, химии, астрономии, так как большое количество учебного времени отводится на изучение именно этих предметов. Повысить свои технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера, а также приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в базовом курсе информатики, учащиеся могут на данном элективном курсе.
Концепция курса
Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин естественно-математического цикла, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, учащиеся учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое. Материал курса тесно связан с профилирующими предметами. Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере. Среди используемых программ учителю необходимо иметь в наличии текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, программы обработки графической информации (Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop), программы сканирования и распознавания материалов (Fine Reader), желательно наличие редактора математических документов ТеХ и обучающих электронных изданий. Возможно применение математического пакета Mathcad, а также специализированных программных средств каждой из рассматриваемых дисциплин.
Учебные цели и задачи курса
  • Формирование и отработка навыков создания на компьютере тематических документов и материалов для школьных дисциплин естественно-математического цикла;
  • привитие культуры работы с документами и материалами;
  • расширение технологических навыков;
  • подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
  • демонстрация межпредметных связей информатики и дисциплин естественно-математического цикла;
  • выработка знаний о правилах оформления документов;
  • освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для школьного курса информатики.
Формы организации учебных занятий
При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерный практикум. На лекциях речь идет о возможностях прикладных программных средств компьютера по созданию документов и материалов из дисциплин естественно-математического цикла, объясняются способы работы с теми программными средствами, которые не изучались школьниками в основном курсе информатики. Практикум направлен на отработку и/или формирование навыков создания на компьютере тематических документов и материалов. Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал и о возможностях различных прикладных программных средств применительно к созданию тематических документов и материалов, определяются основные направления работы. Сам курс имеет блочную структуру. Каждый блок связан с определенной школьной дисциплиной и всегда начинается с лекции, в которой раскрываются специфика и особенности оформления документов и материалов по данной дисциплине, перечисляются используемые программные средства. Если предлагаемое к использованию программное средство ученикам не знакомо, то выдаются сведения о правилах работы с этим средством.
На практикуме отрабатываются навыки создания тематических документов и материалов. Заканчивается блок отчетным занятием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные материалы по дисциплине.
Итогом курса является зачетная работа “Тематические материалы по ...” (вместо многоточия указывается название школьной дисциплины), в которой ученики должны представить оформленный материал к нескольким разделам соответствующей школьной дисциплины. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам средних классов в виде мини-урока. Данное предложение предварительно согласуется с учителем-предметником. Разработанные материалы могут также найти применение в практической деятельности учителей-предметников.
Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса
Учащиеся:
  • знают назначение прикладного программного обеспечения компьютера;
  • имеют представление о способах обработки различных видов информации;
  • владеют основами подготовки электронных документов, в том числе в текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel и одном из графических редакторов;
  • умеют вручную поточечно строить графики функций;
  • умеют представлять данные в табличном виде;
  • имеют представление об аппаратных и программных средствах получения электронных копий с материальных носителей;
  • умеют решать и правильно оформлять решения задач по школьным дисциплинам естественно-математического цикла.
Содержание обучения
Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами.
  • Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel.
  • Программы обработки графической информации. Microsoft Paint. Adobe Photoshop.
  • Программы сканирования и распознавания материалов Fine Reader.
Математические документы.
  • Специфика математических документов. Правила их оформления.
  • Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. Создание формул без использования редактора формул. “Математические” шрифты Symbol и Lucida.
  • Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Мастер построения диаграмм Microsoft Graph. Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы.
  • Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word.
  • Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы.
  • Сканирование математических рисунков. Редактирование их средствами программ компьютерной графики.
Материалы по физике.
  • Специфика материалов по физике. Правила их оформления.
  • Оформление решений физических задач средствами текстового процессора Word и табличного процессора Excel. Построение таблиц с физическим содержанием. Таблица “Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений”. Оформление в табличном виде результатов измерений и вычислений.
  • Создание схем средствами текстового процессора Word и программ компьютерной графики на примере материала раздела “Электричество”.
  • Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений из раздела “Оптика”.
  • Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel на примере материала темы “Механические колебания”.
  • Сканирование и редактирование текстов с физическим содержанием. Сканирование изображений с физическим содержанием.
Материалы по астрономии.
  • Специфика материалов по астрономии. Правила их оформления.
  • Оформление решений задач по астрономии средствами текстового процессора Word. Применение редактора формул Microsoft Equation. Использование “астрономического” шрифта Astro-SemiBold.
  • Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Подготовка таблицы “Основные сведения о планетах Солнечной системы”.
  • Создание схем средствами текстового процессора Word и программ компьютерной графики на материале темы “Небесная сфера. Астрономические координаты”.
  • Сканирование изображений с астрономическим содержанием. Карта звездного неба; планеты; космические корабли. Редактирование отсканированных материалов.
Материалы по химии.
  • Специфика материалов по химии. Правила их оформления.
  • Оформление решений задач с химическим содержанием средствами текстового процессора Word. Внедрение химических формул. Записи химических реакций.
  • Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Подготовка таблицы “Периодическая система Д. И. Менделеева”.
Сканирование изображений с химическим содержанием. Рисунки приборов для проведения опытов.
Создание занимательных материалов к дисциплинам естественно-математического цикла.
  • Оформление тематических кроссвордов, сканвордов, ребусов и криптограмм средствами Word.
Ожидаемые результаты обучения
После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, умениями и навыками:
  • знают специфику оформления документов и материалов школьных дисциплин естественно-математического цикла;
  • умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин естественно-математического цикла (схемы, диаграммы, формулы, таблицы, рисунки) с помощью прикладных программных средств компьютера;
  • владеют навыками работы с графической информацией средствами пакетов компьютерной графики;
  • умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);
  • имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;
  • владеют способами продуктивной деятельности.
Учебно-тематический план курса
Тема Уроки Ко...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2223

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340