Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воплощение Эдисоном мечты Прометея - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Воплощение Эдисоном мечты Прометея


Автор(ы): Волченкова Марина Анатольевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Физика - удивительная вещь:
она интересна, даже если
в ней ничего не понимаешь.

(М. Аров)
1. Вводное занятие - 2 часа.
1. От лучины до лампочки.
2. Удивительный мир электрических явлений.
2. Элементарные представления о природе электрических явлений - 3 часа.
1. Простая электрическая цепь. Условные обозначения элементов цепи.
2. Устройство элементов цепи.
3. Практическая работа "Изготовление макета домика с подсветкой".

Тема 1:

Занятие 1. " От лучины до лампочки".

Выключен свет, горят лучины, и начинается рассказ:
Древний лес. Раннее утро. Люди, одетые в шкуры, вышли из пещер за съедобными растениями. Долго бродили они по лесу - искали. Каждый день им приходилось собирать только то, что давала природа.
Однажды на них напали враги. Лишь двое из всего племени тогда спаслись, отец и сын. Они спрятались в дупле большого дерева, дождались ночи и ушли от опасного места.
Шли они, шли и пришли к пещере. Там жили добрые люди. В пещере горел костёр, и было тепло.
Мальчик впервые увидел костёр. Он очень испугался. А отец видел огонь раньше, в грозу, когда молния пронзила дерево, и оно загорелось. Отец успокоил сына.
Потом гостей усадили есть. Отец жадно схватил большой кусок зажаренного мяса и завыл:
-Горячее. Но хозяева дружно закивали: мол, ешь, не бойся.
Но отец есть не стал. А мальчик съел, и силы быстро вернулись к нему. Вскоре и отец привык к горячей пище.
Много дней прожили в пещере отец и сын. Они научились добывать огонь. Ударишь одним камнем о другой - высекутся искры. Клочка сухого мха хватит, чтобы развести костёр.
Однажды взяли отец и сын камни, из которых высекаются искры, и пошли себе прибежище искать. Нашли. А костёр развести не сумели - камни потерялись.
Отец из сил выбился, много других камней перепробовал, но ни одной искры не высек. То были совсем другие камни. От них не отскакивали искры, камни лишь чуть мялись от удара.
Пришлось отцу и сыну возвращаться к добрым людям в пещеру. Без огня, без горячей пищи они уже не могли жить - привыкли.
Сегодня мы с вами живём в мире вещей. Повсюду нас окружают вещи. Их тысячи и тысячи. Шкаф, стол, стул - что угодно.
Вот передо мной коробок спичек. Они обыкновенные. И всё же они удивительны!
Например, Пушкин спичек не видел. Огонь, когда зажигали едва ли не по первобытному - высекали из камня искру либо тёрли угольный трут. В годы, когда была написана "Сказка о рыбаке и рыбке", в мире появились фосфорные спички.
Они легко вспыхивали, но запах от них шёл удушающий. Никто не хотел даже в руки брать эту гадость.
30 лет придумывали и, наконец, придумали новые спички. 4 химических элемента соединились в спичечной головке. Но для огня их мало. Всё равно фосфор нужен.
Тогда фосфором обмазали край коробки. Получилась всем знакомая чиркалка. Спичка чиркнет по ней и загорится без запаха. Фосфор - то на коробке остался.
И сегодня мы с вами собрались для того, что бы попытаться ответить на ряд вопросов:
Что? Почему? Зачем? и Где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт
А почему огонь горит?
На этот вопрос ответил гениальный учёный Антуан Лавуазье. Он раскрыл тайну, разгадку которой искали не одну тысячу лет.
Оказывается, так соединяется с некоторыми химическими элементами кислород. При этом выделяется тепло и свет. А мы видим огонь.
Кислород есть в воздухе. Поэтому горение возможно только на воздухе. Костёр, например, горит ярче, если его обдувает ветер. Почему?
Раньше, когда не было электрических лампочек, в домах по вечерам горели свечи. А гасили их специальными колпачками, которые опускали на пламя. Почему?
Как горит огонь, одним из первых объяснил Майкл Фарадей.
Однажды учёный присутствовал в замке герцога. Говорили о науке. Герцог не поверил, что алмаз горит, так как он всего на всего углерод. Учёный быстро разубедил его. Он легко продемонстрировал, как углерод соединяется с кислородом. В результате алмаз исчез.
-Мой алмаз испарился,… промолвил герцог
- Не испарился, а сгорел, - поправил его Фарадей.
Конечно, время не стоит на месте и 11февраля 1847 года в маленьком городке Милане, в состоятельной семье родился Томас Эдисон. Начальное образование Томас получил дома - его мать работала учительницей. В обычной школе мальчик учился недолго, несмотря на тягу к знаниям. Постоянные опыты и бесчисленные вопросы доводили его учительницу до белого каления. И Томаса с треском выгнали из школы.
Для проведения опытов и экспериментов нужны были деньги, и родители решили , что мальчик должен заработать их сам. И он заработал! В 12 лет Томас начал продавать газеты и журналы в поездах. Скопив небольшой капитал, он нанял (в13 лет) 4-х помощников. Мало этого - начал издавать свою "поездную" газету "Магистральный вестник". Жажда нового, необычного заставила его стать телеграфистом. Работая на телеграфе, в следующие 7 лет Эдисон получил 68 патентов на буквопечатающие аппараты и другие устройства.
Из многих сотен изобретений Т.А. Эдисона одно прославило его на все времена.
Лампочка "на все времена".
Впервые свет электрической дуги увидел русский физик В.В.Петров в 1802 г, а первую пригодную для пользования лампу - "русский свет" - создал П.Н. Яблочков в 1873г.
А Эдисон сумел в высокой степени всё усовершенствовать. Лампа Эдисона горела непрерывно сначала в течение 45 часов, а потом до 300часов. Это Эдисон придумал винтовой винт - патрон. А ещё он изобрёл выключатель, плавкий предохранитель и счётчик электроэнергии.
Триумфом Эдисона стала Международная выставка в Париже 1889г., где его экспонаты были расположены в 17 отделах. Он был награждён крестом Почётного легиона. Но до конца жизни знаменитый изобретатель работал по 18-20 часов в сутки! Он почти потерял слух в 14 лет, но и это не мешало ему работать и встречать делегации. Его повсюду сопровождал друг телеграфист. Эдисон говорил, а он молоточком отстукивал ему по спине, используя азбуку Морзе.
А чтобы убедиться в уникальном явление - лампочке, давайте её испытаем:
Опыт.
- Для этого нужно два желающих (желательно разных весовых категорий).
Лампочка помещается в банку из-под майонеза, 1-ый учащейся становится на неё (на обуви не должно быть соринок), затем 2-ой демонстрирует, тоже - самое.
Лампочка остаётся, цела и невредима!
Домашнее задание: подумайте, почему так?

Занятие 2. "Удивительный мир электрических явлений".

Ум заключается не только в Знании,
но и в умении применять Знания.

(Аристотель.)
На доске: Солнце, Земля, лампочка, свеча, камень, деревянная палка, портрет учёного Вольта.
Приборы: две бутылки с водой, 3-х литровая банка, свечи, листочки и нитки для парашютов.
Практическая часть:
Девизом нашего сегодняшнего занятия пусть послужат слова Аристотеля (на доске).
И так на предыдущем занятие мы с вами говорили о возникновение огня и законе горения.
Сейчас я продемонстрирую несколько опытов, а вы попытайтесь ответить на несколько вопросов.
1. Весь ли воздух сгорает?
Опыт:
- свеча в чаше с водой
- зажечь
- накрыть банкой
- вода свободна подтекает
- отметить уровень воды
- свеча горит, затем гаснет
- вода поднимается на 1/5 начальной высоты столба воздуха в банке.
- почему?
- Свеча горела, расходовала только часть воздуха в банке, т.е. кислорода, который составляет 1/5 часть воздуха. Когда кислород кончился, пламя погасло, и давление воздуха снаружи загнало воду в банку.
Кислород является частью воздуха, которая необходима людям для жизни и дыхания. Оставшаяся часть воздуха это в основном азот.
2. Какая бутылка издавать будет более высокий звук, если по ней постучать ложкой?
-Бутылка с меньшим количеством воздуха внутри. Продемонстрировать: две бутылки -одна полностью заполнена водой, другая наполовину.
3. Какой парашют опускается быстрее?
Сделать модели парашютов: у одних в основание четырёхугольник, у других треугольник.
(Маленький парашют опускается быстрее, т.к. под его колпаком находится меньше сжатого воздуха.)
Теоретическая часть:
1. Молодцы, вы правильно ответили на поставленные вопросы. А сегодня я бы хотела у вас спросить вот о чём: вы видите, что нам с доски улыбается солнышко
- А что вы знаете о нём?
Солнце - звезда, ближайшая к Земле. Без Солнца нет жизни на Земле.
Масса в 1300000 раз больше массы Земли.
Солнце - газовый шар; превращает материю в энергию, но это не горение.
На землю солнце льёт лучи.
Они светлы и горячи.
Хоть двери закрывай на ключ,
К тебе придёт радиолуч.
Ты на рентген - пришёл к врачу.
Направят сквозь тебя лучи.
Не видно солнца из-за туч-
Согреет инфракрасный луч.
Луч радио и луч свечи
Одной природы все лучи
Так что ж это такое - луч?
Быть может, в нём к природе ключ.
Не нитки тонкая, льняная -
Луч света - вот она, прямая!
2. А сейчас обратите внимание на доску - что объединяет эти предметы?...
а) первым осветительным прибором, который использовал человек, была горящая деревянная палка, которую доставали из костра.
б) первой лампой служил камень с углублением, ракушка или череп, наполненный животным или рыбьим жиром в качестве топлива и с фитилём из тростника, камыша или шнура, сплетённого из древесного волокна.
в) свечи появились тоже давно - это грубые цилиндры из воска или др. жирного вещества, окружавшего фитиль из древесного волокна или кусочка скрученной ткани.
г) и, наконец, лампочка по началу щепки определённых сортов деревьев вставляли в отверстия в стене; и они горели медленно. Сучья сосны использовались в качестве факела. Животный жир помещали в выбоины в камнях и клали туда фитиль изо мха. Так родились масляные лампы.
В 1859 году была открыта нефть, и получили керосин (если подогреть нефть). Его - то и начали использовать в керосиновых лампах.
Ну, а сегодня у нас в доме повсюду электрические лампы.
3. Итак, электричество. Что же это такое?
Движущийся заряженный поток.
"Электр" - произошло от греческого слова " электрон" - "янтарь" т.к. в 600г. до н.э. греки знали, что если потереть янтарь, то он способен притягивает к себе маленькие кусочки пробки и бумаги.
Познание электричества можно построить в виде лестницы:
  • 1673 г. Геррик, подержал руку у вращающегося шарика, получил большой разряд.
    • Мы с вами тоже можем получить электричество - потереть ручку о голову и приблизить к бумаге.
  • 1729 г. Открыты проводники - металлы, которые хорошо проводят ток, и изоляторы - стекло, сера, янтарь, воск .
    • Т.Б. при работе с током.
  • 1733 г. Фарадей открыл положительные и отрицательные электрические заряды
  • 1800 г. Александро Вольт изобрёл батарею.
    • Это изобретение дало людям первый постоянный и надёжный источник энергии и повлекло за собой все важные открытия в этой области
А теперь давайте разберём строение лампочки.
Домашнее задание: зарисовать строение лампочки.

Тема 2:

Занятие 1. "Простая электрическая цепь. Условные обозначения элементов цепи".

Практическая работа.
В...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1301

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340