Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Волшебным миром я фонтанов очарован… - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Волшебным миром я фонтанов очарован…


Автор(ы): Нефедова Лариса Андреевна, зам. директора по УВР, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Очень часто в разговорах бывших выпускников школ можно слышать, что самым ужасным предметом в школьной программе является физика. К сожалению, год от года эта ситуация усугубляется. Имея десятилетний стаж работы в массовой школе, мне бы хотелось, чтобы от моих уроков у ребят оставалось чувство красоты Природы, преклонение перед совершенством Науки, возможность самому приложить свои знания для преобразования Мира…
Конечно, скажите вы, цели грандиозные, но как воплотить их на практике? Меня тоже мучает данный вопрос: где бы найти время, чтобы объять необъятное? Временами кажется, чтобы ты не делал – все это впустую, а так хочется, чтобы…
Познакомившись на курсах повышения квалификации с методом учебных проектов, я поняла, что, хоть это не панацея от всех бед, но достаточно доступный способ познакомить учащихся с достижениями современной науки, с ее теорией и практическим применением полученных знаний. Под учебным проектом я понимаю самостоятельную работу учащихся под руководством более опытного товарища (этакая диссертация в миниатюре). Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания разновозрастных групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. И, наконец, возможность свободной ориентации в любом информационном пространстве (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентация).
В данной работе представлен методический паспорт учебного проекта “Волшебным миром я фонтанов очарован...”, который был выполнен с учащимися 7 класса при изучении темы “Давление”. Параграф учебника 7 класса по физике отражает только суть работы сообщающихся сосудов, но в нем совершенно ничего не говорится о практическом применении сообщающихся сосудов в архитектуре, очень кратко описано применение в быту. Детям было предложено ознакомиться с этой темой шире, применив полученные ранее знания по истории, географии, мировой художественной культуре, физике. Учащиеся заинтересовались предложением самим сделать работающие модели фонтанов. Далее был разработан перечень вопросов (проблем), на которые хотелось получить ответы в ходе реализации проекта (проблемы ставились учащимися в ходе беседы с учителем). Ребята предложили разбиться на группы по 4-5 человек для подготовки к презентации, каждая группа должна была подготовить сообщение по одной из проблем и действующую модель фонтана. Предложены следующие темы сообщений: “История создания фонтанов”, “Фонтаны Петергофа”, “Фонтаны Москвы”, “Практическое использование сообщающихся сосудов”, “Фонтаны в литературе”, “Как работают сообщающиеся сосуды”, “Можно ли построить фонтаны вокруг нашей школы”. На работу по каждой теме было отведено две недели. Активную помощь учащимся оказывали учителя истории, географии, технологии, информатики, МХК, литературы и физики.
В ходе работы над проектом в каждой группе был выбран докладчик (выступление с сообщением по основной теме группы), разработчики действующей модели фонтана и выступающий с презентацией данной модели (в его задачу входило рассказать историю, связанную с созданием данного фонтана). Материал для основного сообщения подбирался всей группой, отбирался иллюстративный материал, составлялся план выступления. В зависимости от специфики вопроса учащиеся обращались за консультацией к одному из учителей – предметников. В ходе работы над проектом учащиеся помимо получения физических знаний по теме “Сообщающиеся сосуды” повторяют историю России с XVII по XXI века, историю древнего мира, изучают работу артезианского колодца и фонтанного способа добычи нефти, подбирают музыку и литературные произведения, описывающие действия фонтанов.
Сама презентация состояла из двух частей: теоретической и практической.
В ходе теоретической части учащиеся, выслушав сообщения групп о различном использовании фонтанов и принципе действия сообщающихся сосудов (выступления сопровождались демонстрацией слайдов, репродукций и фотографий, а также чтением литературных отрывков и звучанием музыкальных фрагментов), должны ответить на вопросы:
  • Для чего предназначались фонтаны?
  • В чем отличие принципа действия современных фонтанов от античных?
  • Почему фонтаны испокон веков привлекали внимание писателей и поэтов?
  • Почему многие фонтаны украшены фигурами античных героев?
  • Почему в Москве гораздо меньше фонтанов, чем в Санкт-Петербурге, хотя Москва более чем на 500 лет старше?
  • Где расположены основные (наиболее известные) фонтаны Москвы?
  • Почему вокруг нашей школы нет фонтанов?
По договоренности с выступающими ни в одном сообщении не давалось прямого ответа на поставленные вопросы. Полные обоснованные ответы были получены в ходе обсуждения в группах. Далее был просмотрен видеофильм “Русские императорские дворцы”, в котором демонстрировались фонтаны Петергофа.
Во второй части презентации учащиеся рассказывали о созданных действующих моделях фонтанов и легенду, связанную с придуманной моделью. План ответа обязательно содержал рефлексию – анализ своей работы над данным проектом, какие идеи и кем выдвигались по созданию легенды, кто искал информацию по теме, каким образом информация была отобрана и структурирована.

Методический паспорт учебного проекта “Волшебным миром я фонтанов очарован…”

Адресация.

Данный проект целесообразно использовать при изучении курса физики 7 класса в теме “Давление жидкостей и газов” на уроке “Сообщающие сосуды”.
Цели:
образовательные
  • дать понятие о сообщающихся сосудах; определить причину установки на одном уровне однородной жидкости в сообщающихся сосудах любой формы; указать практическое применение сообщающихся сосудов;
воспитательные
  • научиться видеть красоту в окружающем мире; создать условия для отношений сотрудничества между учащимися; сформировать чувство ответственности за порученную работу; воспитание умения слушать и слышать;
развивающие
  • развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти, мышления); развитие способности устанавливать межпредметные связи (физика, история, МХК, география) и выявлять причинно-следственную связь; развитие мелкой ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1456

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340