Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках физики - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках физики


Автор(ы): Рыжакова Вера Викторовна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одна из лучших традиций отечественной педагогики и школы – сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения. Более того, как правило, главной задачей учебного заведения считалось воспитание. А образование понималось как, хоть и фундаментальный, но все же составляющий элемент воспитания. Этой традиции придерживалась в основном и советская школа (с упором на идеологию). За последнее десятилетие воспитательная функция урока в школе перестает быть главенствующей. Мы, практики, не можем этого отрицать, хотя до сих пор триединая задача урока остается: обучающая, развивающая, воспитательная.
Почему сегодня так остро стоит вопрос о воспитательном значении урока вообще и физики в частности? Увлекшись целью дать ребятам те или иные знания, подготовить их к будущей профессии, мы упустили момент развала, распада общечеловеческих ценностей. Ведь не секрет, что многие, оканчивающие сейчас среднюю школу ребята, не имеют крепкого духовного “стержня”, смутно представляют себе истинную ценность нравственных мотивов поведения, не осознают их роли в определении жизненного пути. Они часто преувеличивают “могущество” денег, материального благосостояния и не придают должного значения тому, как, какими средствами оно достигается, насколько важно для комфортного мироощущения человека чувствовать спокойствие своей совести, знать, что твои действия не ущемляют права и интересы других людей, не унижают их достоинства. А все дела твои направлены на развитие страны, где ты живешь и работаешь, на ее процветание, на поддержание ее статуса, имиджа. Ребята, оканчивающие среднюю школу, должны усвоить и правила здорового образа жизни, понимать, что их здоровье – это тоже благосостояние страны – ведь именно они тот потенциал, который сможет развивать страну.
Помочь ребятам осознать это, дать соответствующий настрой их душе чрезвычайно важно для того, чтобы они обрели правильные ценностные ориентиры, стойкие личностные качества. Все это необходимо для формирования достойных граждан страны.
Начиная с учащимися 7 класса изучение физики, я уже с первого урока знакомлю их не только с физическими понятиями, но и с именами русских людей, отдавших всю свою жизнь служению России. Отвожу время на уроке для знакомства ребят с детскими годами великих ученых, их портретами в детстве, пытаюсь донести до учащихся, что каждый их них гениален, только надо суметь открыть в себе эту искру божью.
Весь курс 7 класса, курс знакомства с основами физики, позволяет на каждом уроке буквально знакомить детей с достижениями российской науки. Огромную помощь в работе оказывают видеофильмы, которые позволяют увидеть описанные процессы, опыты, явления. Увидеть и услышать великих людей нашей эпохи. Так при изучении темы “Движение и взаимодействие тел” я даю понятие реактивного движения, и весь урок строится как гимн великим русским ученым, инженерам, строителям, летчикам, космонавтам. Всегда эти уроки интересны тем, что ребята заранее получают задания, готовят рефераты, ребусы, рисуют рисунки, выпускают газеты. Традицией в нашем МО физики стало проведение недели космонавтики, которая тоже побуждает школьников искать новые сведения, касающиеся развития техники, ракетостроения. И на уроках и во внеклассной работе, мы проводим устные журналы, “Космические путешествия”, викторины, кинозалы, где демонстрируются фильмы из учебной видеотеки, а так же фильм “9 минут до неба” о становлении, величии и сегодняшнем дне космонавтики в России.
Приступая к решению задач, я стараюсь подбирать такие условия, в которых бы подчеркивалась Российская неповторимость, ее достижения в развитии техники и науки.
Такие задачи позволяют прикоснуться к истории, а так же развить вычислительные и логические умения и навыки учеников. Но главное понять, что физика – это не абстракция, это жизнь, окружающая нас, с ее законами.
Задачи позволяют не только погрузиться в историю нашей отчизны, но и прикоснуться к ее географии. Дети видят, решая различные проблемы, что просторы нашей Родины огромны, что рельеф разнообразен, а недра богаты полезными ископаемыми, запасами энергии. Часто задачи начинаются словами: “Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь равный 3 км...”, “За сколько времени плывущий по течению реки Волги плот пройдет 15 км...”, “Сколько потребуется железнодорожных цистерн для перевозки 1000 т нефти...”, “В карьере за сутки добыто 5000 м куб. песка...”, “Определите массу мраморной плиты, размер которой...”, “Во сколько раз увеличивается масса протона, если на Серпуховском ускорителе Института физики высоких энергий они приобретают энергию 76 ГэВ...”, “Сколько пар полюсов имеет генератор Горьковской ГЭС...” и т.д.
В задачах упоминаются ГЭС нашей страны, различные месторождения, реки, горы, пустыни.
Двадцать первый век диктует новые подходы к образованию, на первый план выходят личностно-ориентированные технологии. В центре такого образования – личность ребенка с ее саморазвитием, самопознанием, самореализацией, самовоспитанием. И здесь на помощь учителю физики приходит литература, музыка, искусство. Я полностью согласна с утверждением Достоевского, что “Красота спасет...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1348

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340